Пролив Кука: описание и интересные факты

На протяжении многих лет пролив Кука, обладающий дурной славой, непростой лоцией и сложными навигационными условиями, имеет очень важное коммуникационное значение для экономики и общественной жизни Новой Зеландии.

Легенды маорийских племен

Архипелаг Новая Зеландия, где находится пролив Кука, - территория на краю света. Благодаря удаленности от Евразии и крупных островов этот уголок планеты долгое время оставался укромным местом, куда не ступала нога человека. Первые жители - маори, прибывшие сюда из Полинезии в начале второго тысячелетия, называли пролив между Северным и Южным островами архипелага Раукава Моана ("Горькие листья"). С этой важной водной артерией у коренных жителей связано много легенд. По одной из них, пролив обнаружил великий вождь Куп, преследуя огромного осьминога. Морской монстр, доставляющий немало проблем обитателям побережья, был убит отважным воином в канале Тори.

На европейских картах

Первые европейцы из экспедиции голландского мореплавателя Абеля Тасмана появились в этом регионе только в 1642 году. Но серьезные исследования местности провел, без малого, 130 лет спустя выдающийся английский путешественник и картограф Джеймс Кук. На европейские карты были нанесены (впервые в истории) большой барьерный риф и пролив Кука (назван в честь капитана Королевских ВМС), сотни миль восточного побережья австралийского континента.

Первые переселенцы из стран Старого Света появились на островах в 40-х годах XΙX века. Так образовались современные города Веллингтон, Нельсон, Уонгануи. В 1858 году был возведен первый маяк - одиннадцатиметровая чугунная башня восьмиугольной формы. В связи с близостью маршрутов миграции китов, до середины прошлого века на берегах пролива размещалось множество базовых китобойных станций. До сегодняшнего дня сохранились фортификационные сооружения Второй мировой войны.

Географические данные

Что такое пролив Кука? Это природная судоходная артерия, образованная в результате тектонических метаморфоз во времена последнего ледникового периода. Соединяет воды Тихого океана и Тасманова моря. Протяженность около 107 км. Ширина колеблется от 22 до 91 км. Преобладающая глубина - 80-100 метров, максимальная - 1092 м.

Сильные штормовые ветра в проливе не редкость. Господствует субтропический океанический климат. Средняя температура зимой +8˚С, летом - +16˚С. Осадки (до 1445мм/год) выпадают в виде дождей. Снег выпадает только в некоторых высокогорных районах.

Условия навигации

Крутые берега Южного и Северного островов, общей протяженностью более 1,2 тыс. км, где пролив Кука является единственной брешью, образуют в этом районе природную "аэродинамическую" трубу. Ветра, особенно южный, способны разгоняться здесь до пугающих скоростей. Сильные приливные течения и многочисленные подводные скалы усугубляют положение. В акватории пролива обрели последнее пристанище сотни моряков и десятки судов.

К наиболее трагичным относят катастрофу парома TEV Wahine, обслуживающего маршрут Веллингтон - Литтелтон (1968 г.). Жертвами морской пучины тогда стали 53 человека. Печально известен пролив Кука и жителям нашей страны. Именно здесь в феврале 1986 года, напоровшись на подводный камень, затонул советский пассажирский теплоход "Михаил Лермонтов". Всех участников круиза удалось спасти. но скорбный список жертв дополнил член экипажа - механик П. Заглядимов. О том, что стало причиной кораблекрушения - роковое стечение обстоятельств или ошибка лоцмана, - специалисты спорят до сих пор.

Кстати, самым известным и популярным лоцманом этой акватории стал дельфин Пелорус-Джек, безошибочно сопровождавший корабли с 1888 г. по 1912 г. За безупречную службу он был удостоен специальной охранной грамоты губернатора Новой Зеландии. Млекопитающее случайно погибло, попав под ходовой винт судна.

Связующая нить

Роль пролива Кука в общественной и экономической жизни островного государства очень трудно переоценить. Здесь проходят многочисленные паромные маршруты, соединяющие столицу с крупными городами. Например, путешествие из Веллингтона в Пиктон (70 км) займет около трех часов. По данным представителей самой перспективной паромной службы "Кук Стрит", ее среднегодовой грузооборот составляет около четверти миллиона автомобилей и до 4 млн тонн различных грузов. Услугами компании за этот же срок воспользовались более миллиона пассажиров. По дну пролива проложены электрические силовые и коммуникационные линии.

Часто свои коррективы в функционирование паромных переправ вносит матушка-природа; из-за сильных ураганных ветров сообщение между островами прерывается.

Настоящее и будущее

Давно существует проект строительства тоннеля под проливом Кука, общей длиной около 67 км. Основным препятствием по претворению идеи в конкретное сооружение выступает не дороговизна работ и конструкций, а сейсмическая опасность региона. Возможно, это дело недалекого будущего. Остается надеяться, что при возведении тоннеля будет нанесен наименьший урон первозданной красоте природы и ареалам обитания уникальных млекопитающих и рыб. Пролив издавна облюбовали китообразные, популяции дельфинов, гигантские кальмары, морские котики, акулы и медузы.

И в заключение немного о рекордах. История знает более 70 энтузиастов, которым для того, чтобы пересечь пролив, не нужны паромные переправы. Первым европейцем, преодолевшим вплавь 16 морских миль водной преграды в 1962 году, был Барри Девенпорт. Для этого ему потребовалось 11 часов 20 минут. Из женщин первой решилась на морской марафон американка Линн Кокс (1975 г., 12 ч.7 мин). Необходимо упомянуть и новозеландца Филиппа Раша, совершившего восемь подобных заплывов (причем два из них пришлись на одни сутки 13 марта 1984 года).

Комментарии