Канон в музыке - это что?
Что такое канон в музыке? Это ли не один из главных вопросов, которые задают себе люди, искренне увлекающиеся музыкой и ее происхождением? Очень часто в повседневной жизни мы встречаем выражение «По строгим канонам» или же употребляем слово «канонический», подразумевая то, что вещь или существо, о котором мы говорим, является образцовым и подчиняющимся строгим правилам. Но что значит канон в музыке? Давайте разберемся в этой статье с этим интересным понятием и разберем его происхождение, типологию и использование в музыке.
Канон - что это?
В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке – это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.
Если говорить более понятным языком, то это – музыкальная пьеса, которая строится на постоянной имитации. Это и есть канон. Определение его бывает разнообразным, но особой формой и разновидностью данного понятия в музыке является бесконечный канон, где мелодия может переходить от окончания к началу и повторяться бесконечное количество раз. При этом существует не один тип канонов, каждый из которых звучит неповторимо. Главным же условием в исполнении такой музыки есть то, что мелодия, воспроизводимая первым голосом, должна быть повторена идентично до каждого звука.
Откуда взялся канон в музыке?
Канон в музыке – это форма, созданием которой может без зазрений совести гордиться Западная Европа, ведь именно оттуда взялось и это понятие, и сама форма. Данный тип музыки отличается одновременно сложной конструкцией звука и эмоционально насыщенной и полной формой. Данная форма зародилась еще в эпоху многоголосия в Европе, но продолжила свое развитие в последующих семи столетиях, причем роль его не уменьшается при развитии современной музыки. Конечно же, данный термин претерпел значительную эволюцию за время своего существования при создании музыки.
Изначально канон существовал под одним значением, в современной же музыке это понятие обозначает немного другую форму. Именно поэтому этот термин используют для обозначения нескольких эпох его развития, разделяя его на классический и современный.
Этимология и типология канона
Греческое слово κανών (канон) обозначает "прут, линейка, брусок"; "какой-то предмет, выступающий мерилом". Еще одно значение – это "правило, мера, норма или образец". Помимо греческого определения, этим обозначением называют монохорд, известный как инструмент мудрецов. Именно из-за этого инструмента канониками называли сторонников математико-философского определения в создании музыки.
Византийская музыка закрепила данный термин определение как форму церковной музыки. Этот тип музыки состоит из девяти од, в которых вторая часть в большинстве своем отсутствует или же пропускаются восьмая и девятая песни. Чуть позже византийский канон перешел в русскую музыку и сохранил изначальное строение.
Католики стали называть данным определением часть от слов в молитвенных мессах Те igitur после Sanctus. Эта часть мессы не подлежит никаким видоизменениям, и именно поэтому появилось название «канон» в католических мессах.
Бывают такие типы канонов, как простой, производный, бесконечный, тройной, двойной и мензуральный. Все они чем-то похожи друг на друга, но все же имеют некоторые различия.
Особая форма канона
В европейской музыке развилось такое особое ответвление, как полифония. Полифонический канон в музыке – это особая форма канона, возникшая при мощном подъеме полифонического мышления. При полифонии проводится непрерывная имитация звуков, при этом звуки передаются от одного инструмента или голоса к другому. Таким образом, полифоническая мысль погружается в измерение музыки, которое находится внутри нее. Полифония являет собой эстетический эффект, который не поддается описанию словами.
Канон в музыке является довольно забавным приемом, при котором есть абсолютное следование мелодии, а не общему правилу. При исполнении этого ответвления в музыке один из голосов начинает мелодию, затем его подхватывает второй и полностью повторяет мелодию, не принося никаких изменений. К двум голосам присоединяется третий, полностью повторяя уже заданную мелодию. Такой способ исполнения музыки звучит естественно и ненавязчиво. Полифония достигла особого подъема своей популярности в двухтысячные годы, когда на звук вызова на телефоне ставили как раз таки полифонические мелодии.