Торговая площадь - это что такое?

Торговая площадь - это понятие, с которым имеет дело любой, кто ведет бизнес в сфере розничных продаж. Согласно определению площадью торгового зала считается та часть территории магазина (павильона либо открытой торговой площадки), что занята под выкладку товара, проведение обслуживания покупателей и денежных расчетов с ними, под кассовые кабины и контрольно-кассовые узлы, а также места для работы обслуживающего персонала и пространство для прохода покупателей.

Вопросы, связанные с площадью торгового объекта, касаются расчёта ЕНВД и актуальны для тех "вмененщиков", кто занят в розничной торговле либо общепите. Площадь зала для торговли - тот самый физический показатель, на основании которого рассчитывается единый налог. Одновременно с данным термином используются понятия торгового места или же площади торгового места. Порой бывает сложно определиться со статусом торгового объекта и точно знать, что именно из упомянутых физических показателей должно быть применено. Нужные указания можно встретить в пункте 3-м статьи № 346.29 НК РФ. Мы же сегодня постараемся внести ясность в этот вопрос самостоятельно.

Как ведется расчет торговых площадей

Физический показатель, именуемый площадью торгового зала, применяется в случае ведения продаж путем эксплуатации объекта торговой стационарной сети, у которого имеется торговый зал размерами менее 150 кв. м. Если же торговый зал отсутствует, используется один из двух показателей - торговое место (в случае если площадь его - не выше 5 кв. м) или площадь торгового места, если таковая - более 5 квадратных метров.

Для правильного применения ЕНВД следует уточнить вопрос, где допускается розничная продажа товаров. Перевод розничной торговли на "вмененку" производится в случае ведения её в объектах, относящихся к стационарной торговой сети. В данном случае торговая площадь - это любое здание (строение либо помещение), которое предназначено либо используется для торговой деятельности. Регламентирует данный момент статья № 346.27 НК РФ. О назначении помещения можно узнать, заглянув в правоустанавливающий либо инвентаризационный документ. Речь идет о договоре купли-продажи либо аренды, техническом паспорте, а также планах, экспликациях и схемах.

На первый взгляд, можно решить, что вменённый налог можно начислять не только на площадь торговых комплексов, но и применять к любому помещению, где происходит торговля. Например, к складу или к другому непредназначенному для торговли помещению. Но согласно разъяснению Минфина продажа товаров на таких изначально непредназначенных для торговли площадях на ЕНВД не переводится.

Как вычисляется площадь торгового зала

Налоговый кодекс гласит, что определять ее следует согласно правоустанавливающим и инвентаризационным документам. Точно так же обстоят дела и относительно площади торгового места. Нередко налоговики и предприниматели спорят между собой из-за несоответствия фактически используемой под торговлю площади той, что указана в документации.

Суды придерживаются в этом вопросе того мнения, что вмененный налог нужно рассчитывать на основании фактически используемых квадратных метров этой самой торговой площади. Но если подобное несоответствие не будет подтверждено свидетельскими показаниями, фотоснимками либо имеющимися перегородками (как и другими доказательствами), суд примет решение в пользу налоговиков.

Договор аренды: читаем внимательно

Таким образом, при аренде помещения с использованием для торговли лишь части его следите за тем, чтобы договор аренды содержал четкие пояснения относительно фактически эксплуатируемой площади. В расчет вмененного налога не входит та часть зала для торговли, которая сдается в аренду либо субаренду. Не учитываются при расчете площади торгового зала и так называемые вспомогательные помещения - административно-бытового назначения и те, что служат для хранения и приема товаров.

Если подобные помещения отгородить от торгового зала физически, количество претензий в случае проверки сразу снизится на порядок. В случае изменения размера площади либо смены ее назначения руководителю следует зафиксировать это документально во избежание разногласий с органами проверки.

Как сэкономить на выставочном зале

Выставочный зал тоже можно назвать торговым - в случае реализации товаров непосредственно в нём же. Иногда демонстрация товаров, оплата и фактический отпуск производятся в различных помещениях. В этом случае правильным будет рассчитывать налог, принимая во внимание общую сумму площадей торгового помещения.

Иногда конкретным предпринимателем (организацией) ведется продажа товаров одновременно в нескольких помещениях, расположенных в одном и том же здании. Например, на обширной площади торгового центра - на разных его этажах или просто обособленно друг от друга. Тогда ЕНВД начисляется отдельно на каждое из них.

Поговорим о площади торгового места

Торговая площадь - это необязательно огромный магазин. Продажи возможно вести и на небольшом пятачке, именуемом торговым местом. Что же входит в понятие площади торгового места и как ее определить? Налоговый кодекс на этот счёт четких указаний не даёт. Минфин считает, что в расчет ее входит наряду с территорией, где происходит непосредственная реализация товара, сумма всех площадей вспомогательных помещений. Например, в случае аренды контейнера, частично используемого под реализацию товаров, а частично - в качестве склада, расчёт налога ведется со всей его площади.

Таким образом, в отдельных ситуациях предпринимателям выгоднее, если их помещение для продаж имеет статус торгового зала. Тогда размер налога может быть уменьшен. Судебная практика содержит множество примеров разногласий о том, что считать торговым залом, а что - торговым местом. На практике ориентируются на наличие определенного пространства, на котором покупатели имеют возможность передвигаться между полками с товарами и делать свой выбор.

В чем же разница

Такая особенность по определению не может быть присуща торговому месту, которое чаще всего выглядит в виде прилавка либо витрины с выложенным товаром, непосредственно с которой и производится продажа. ФНС считает, что в случае когда инвентаризационные либо правоустанавливающие документы помещения не содержат указания на статус магазина либо павильона или нет четкого определения части помещения как торгового зала, то упомянутый объект можно по умолчанию считать относящимся к стационарной торговой сети и не имеющим торгового зала.

Порой на всем рынке торговых площадей к объектам, обладающим торговым залом, относят исключительно магазины либо павильоны. То есть в случае осуществления продаж на бывшем складе требуется доказать статус помещения как торгового зала. В то же время в павильоне контейнерного типа торговый зал подразумевается по определению, исходя из одного лишь слова "павильон".

Разберемся в понятиях

Магазином считается здание либо его часть, оборудованная специально, назначение которого - продажа товаров и оказание покупателям услуг. Магазин обязан быть обеспечен помещениями не только торговыми, но и подсобными, административно-бытового назначения, а также предназначенными для приемки, хранения товаров и их предпродажной подготовки.

К павильонам можно отнести строение, обладающее торговым залом и предполагающее одно или же несколько рабочих мест.

В ситуации обладания общей торговой площадью, не превышающей 5 кв. м, споры по поводу применения того или иного физического показателя бессмысленны. Базовая доходность в случае продаж в торговом зале или на торговом месте для налоговиков будет совершенно одинаковой. Для уменьшения налога площадь должна быть менее 5 кв. м, что, согласитесь, трудно считать торговым залом. Когда же пространство превышает 5 кв. м, расчёт ведут исходя из площади или торгового зала, или торгового места, нормативная цифра доходности которых одинакова - 1800 руб. с каждого квадратного метра.

Отсюда делаем вывод: в случае большого торгового места предпринимателю выгодней оборудовать его так, чтобы часть площади выделить под торговый зал. Ведь, как уже было сказано, оставшееся под вспомогательные помещения пространство в расчет для налога не входит.

Несколько практических советов

Любой организующий розничную торговлю предприниматель задумывается о минимизации расходов, в том числе и о снижении платежей по налогам. В связи с чем проблема документального уменьшения торговой площади довольно актуальна. Сделать это нужно грамотно, чтобы исключить возможные претензии налоговой инспекции. Порой лучше прибегнуть к консультации бухгалтера и юриста, а также дизайнера помещений.

Обычная практика - манипуляция с показателями, имеющимися в арендном договоре. Как уже упоминалось, пространство, занятое под выставочный зал с демонстрационными витринами, а также помещения для хранения и складирования товара к разряду торговой площади не относятся и для исчисления ЕНВД не учитываются. Поэтому крайне важно при подписании договора аренды следить, чтобы данные площади были выделены в отдельную категорию.

Что еще можно предпринять

Затем следует непосредственно торговую точку оптимизировать под те показатели, что указаны в договоре. В противном случае произведенные замеры помещений при проверке могут привести к наложению штрафа.

Для этого существуют определенные дизайнерские приемы. Например, можно установить двойную витрину, задняя часть которой может использоваться под склад товара. Так как первичная оценка, как правило, бывает визуальной, то до замеров может и не дойти. У проверяющих должно сложиться определенное восприятие рассматриваемой площади.

Следует проанализировать все возможности, ведущие к повышению эффективности использования собственной торговой площади. Это и сдача части зала в аренду, и переделка территории в подсобное помещение без ущерба для основной деятельности. То есть метраж должен быть в разумных пределах уменьшен.

Владельцам кафе и баров

Если речь идет о точке общепита, к торговой площади относится та территория, на которой клиенты употребляют пищу и проводят досуг. Место, где выдаются блюда и производится оплата за них, считается вспомогательным помещением.

В случае розничной торговли разумным будет заключить два различных договора на аренду того помещения, которое вы предполагаете использовать. Первый из них заключается на площадь, относящуюся к торговому залу, второй - на места демонстрации и складирования товара. Каждый из договоров должен сопровождаться планом БТИ, на котором необходимо произвести раздел пространства. Само помещение разграничивается благодаря перегородкам, при этом зал для демонстрации товаров можно обозначить соответствующей табличкой.

В случае с предприятием общепита на плане БТИ следует выделить зоны подачи пищи и ожидания покупателей в очереди. Такой план послужит инвентаризационным и правоустанавливающим документом - главным аргументом при проверке налоговых органов. В самом же помещении зоны, не предназначенные под проведение досуга и прием пищи, разумнее всего выделить красивыми декоративными перегородками либо специальными ширмами.

На заметку арендодателю

Тот, кто сдаёт собственную площадь в аренду под торговлю либо предприятие общественного питания, заинтересован прежде всего в собственной материальной выгоде. Неразумно было бы установить одну и ту же цену на всю сдаваемую площадь. Это даст лишнюю пищу для размышлений проверяющим органам.

Рациональнее всего прикинуть желаемую сумму прибыли и разделить ее на две отдельные статьи - относительно низкую цену на аренду складских помещений и заведомо высокую стоимость аренды торгового зала.

Другие полезные в этом случае действия: заключение отдельных договоров (как уже упоминалось) на разные категории площади и разбивка всего помещения на несколько отдельных арендных единиц, договор на каждый из которых заключается с разным лицом. Минус данного способа - необходимость установки нескольких кассовых аппаратов.

Комментарии