Что такое фюзеляж самолета?

Важнейшим элементом в конструкции самолета является фюзеляж. В этой небольшой статье мы с вами разберемся, что такое фюзеляж, как он устроен и для чего предназначен.

Общие сведения

Фюзеляж самолета – это его корпус, тело, на которое крепятся крылья, шасси и оперение. Основное назначение этого элемента заключается в размещении оборудования воздушного судна, его экипажа, груза, пассажиров или вооружения. Также в фюзеляже могут размещаться топливные баки и силовая установка.

Типы корпусов самолета:

  1. Одноэтажный.
  2. Двухэтажный.
  3. Плоскофюзеляжный.
  4. Широкофюзеляжный.
  5. Узкофюзеляжный.

Внешний облик

Наиболее удачной формой корпуса является асимметричное тело вращения. Оно имеет плавные сужения в носовой и хвостовой части, что позволяет минимизировать площадь поверхности без потери габаритов конструкции. Следовательно, снижается масса фюзеляжа и уменьшается сопротивление воздуху во время полета.

Круглое сечение тела вращения необходимо при воздействии внутреннего давления герметичных кабин. Тем не менее при компоновке самолетов конструкторам приходится отступать от идеальной формы в силу необходимости установки фонарей кабины (лобовое стекло), воздухозаборников, антенны бортового радиоэлектронного оборудования и прочих элементов.

Конструкция

Что такое фюзеляж, мы выяснили, теперь узнаем, как он устроен. Корпус состоит из продольных (лонжероны и стрингеры) и поперечных (шпангоуты) силовых элементов и тонкостенной обшивки. Снижение нагрузки на корпус аппарата достигается путем снижения его веса. В гражданской авиации обшивка чаще всего изготавливается из дюралюминия, а в военной – из композитных материалов. Силовой каркас обеспечивает удовлетворительные показатели простоты, надежности, живучести и доступности для обслуживания фюзеляжа.

Требования к фюзеляжу

Говоря о том, что такое фюзеляж, стоит отметить, что он является строительной основой каждого самолета и его несущим элементом. К нему выдвигается обширный список требований:

  1. Форма, максимально снижающая лобовое сопротивление ветра во время полета.
  2. Корпус, обеспечивающий до 40 % подъемной силы.
  3. Рациональное использование внутреннего объема.
  4. Удобная компоновка оборудования, обеспечивающая его бесперебойную работу и беспрепятственное обслуживание.

Нагрузки на фюзеляж

Основные нагрузки, которые действуют на фюзеляж:

  1. Сила тяжести от присоединения крыльев, шасси, оперения и силовых установок.
  2. Силы аэродинамики, действующие на весь корпус при полете.
  3. Инерционные силы агрегатов и оборудования, а также общий вес конструкции.
  4. Избыточное давление в гермоотсеках: салонах, кабине и каналах воздухозаборников.

Вот мы с вами и узнали, что такое фюзеляж самолета.

Комментарии