Логистическая функция. Примеры логистических функций
На первый взгляд кажется, что логистическая функция заключается в управлении материальными потоками от производителя до потребителя. Но это не совсем так. Понятие охватывает широкий спектр действий, скрытых от конечного потребителя.
Процесс логистики
Для того чтобы понять, что такое функция логистики, рассмотрим процесс доставки товара конечному пользователю на примере первого рисунка.
- Звонок в колл-центр. Появился заказ.
- Менеджер проверяет наличие или делает запрос заводу-изготовителю, оформляет документы, подтверждает заказ.
- Товар приходит на фирму, ожидает на складе.
- Товар транспортируется, упаковывается.
- Взвешивается.
- Заказу присваивают идентификационный номер, указывают адрес назначения.
- Выполняется погрузка.
- Транспортировка.
- Доставка конечному пользователю.
Таким образом, очевидно, что процесс поставки товаров от производителя до конечного пользователя, это не просто "пришел-купил-уехал", а огромный цикл, охватывающий множество отдельных операций.
Отличие логистической операции от функции
Операции — это отдельные действия. Погрузка, оформление, упаковка. Логистической функцией называется совокупность операций. Например, складирование. В этом процессе можно выделить такие операции:
- Доставка на склад.
- Сортировка.
- Расстановка по местам на полках.
- Архивирование.
- Учет.
- Упаковка.
- Погрузка
Логистической функцией называется группа операций, объединённых для достижения определенных целей в управлении материальными потоками. Цель складирования - хранение товара в соответствии с нормами для быстрого поиска и дальнейшей отправки пользователю.
Материальные потоки
Пять основных отправных точек: сырьевая база, завод-производитель, оптовая фирма, розничный продавец, покупатель. На каждом этапе взаимодействия сторон производится движение материальных потоков: финансов, продукта, информации. И каждый этап имеет свою цель: как можно скорее доставить товар, как можно лучше сохранить его качества и получить за это достойную оплату. Управление материальными потоками и логистические функции помогают достичь этих целей. Понятие логистики хорошо представлено на рисунке.
Примеры логистических функций
Существует три больших группы:
- Базисные.
- Ключевые.
- Поддерживающие.
К базисным логистическим функциям относят комплекс операций, без которых логистика, как наука, не существует. Это снабжение, производство и сбыт.
Группа ключевых функций включает в себя: соблюдение стандартов, транспортировку, управление качеством, закупки, управление производственными процедурами, ценообразование, физическое распределение.
И третья группа — это поддерживающие функции, дающие конкурентные преимущества: складирование, грузоперевозка, защитная упаковка, поддержка возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисом, сбор возвратных отходов, информационно-компьютерная поддержка.
Построение моделей
Можно прочитать десятки умных книг, в которых будет написано множество непонятных фраз и терминов, но разобраться, что же такое модели логистических функций, так и не удастся. В книжках пишут: все модели делятся на две категории: вещественно-информационные и абстрактные. Абстрактные бывают символические и знаковые.
Все понятно?
А теперь поговорим о том, что такое моделирование на самом деле. Приведем пример. Существует некоторая оптовая фирма Н, занимающаяся продажей бытовой химии. Итак, строится модель №1 "Закупка". Это некий детальный план действий, который описывает, у кого будет закупаться изначально продукция, как она будет транспортироваться до склада фирмы, кто будет отвечать за прием товара, какие документы требуется составить, если будет обнаружен брак, сколько и как хранить товар и т. д.
Модель №2 "Поставка". У фирмы Н есть розничные покупатели А и В. Они раз в месяц требуют доставить им партию товара. Фирма Н создает модель №2 "Поставка". В этой схеме будут рассматриваться уже другие вопросы: кто составит накладную, как упакуем товар, где мы его будем хранить до погрузки в транспортное средство, каким способом будут получены деньги от поставщика и так далее.
Модели могут создаваться в буквенном выражении, то есть быть описанными словами (знаковые) или символами (символические).
Аутсорсинг логистических функций
Возвращаясь к примеру с фирмой "Н", можно заметить, что одной маленькой организации нужно продумать сотни действий, для того чтобы грамотно вести логистику. Очень часто оптимизировать все процессы невозможно, особенно в условиях нехватки ресурсов и квалифицированных специалистов. В таком случае необходимо воспользоваться услугами сторонних компаний. Это называется аутсорсинг, когда фирма передает третьему лицу часть своих логистических полномочий.
Помощь третьих лиц помогает предприятию:
- Снизить затраты на обеспечение логистических функций.
- Сконцентрировать внимание на действительно важных видах деятельности.
- Обслуживать клиентов на высшем уровне.
Причины внедрения аутсорсинга
Внешние экономические факторы приводят к тому, что многие фирмы в России и за рубежом пользуются помощью третьих лиц. Это обусловливается: экономической глобализацией, сложными схемами поставки сырья, дальними расстояниями для доставки конечного продукта. Кроме того, содержать целую армию логистов высокого уровня — это очень дорого. В современном мире успех на стороне того, кто лучше всех справляется с поставленными логистическими целями, и чем больше знаний, тем выше качество обслуживания, тем больше клиентов.
Все это привело к тому, что логистический аутсорсинг стал неотъемлемой частью любого бизнеса. Дополнительно выделим факторы целесообразности привлечения сторонних организаций:
- Тесные взаимоотношения между транспортными компаниями, фирмами-производителями и поставщиками. Доставка присутствует во всех звеньях создания конечной потребительской корзины.
- Повод отказаться от лишних затрат на содержание логистического отдела и расширить производство.
- Повышается манёвренность организации в связи с высвободившимися ресурсами. Можно расширить рынок, дать дополнительную рекламу или направить силы на развитие.
- Сторонние организации, как правило, имеют хороший опыт и видят, в какой ситуации как лучше поступить.
- Аутсорсинговые фирмы совершают свое обслуживание на высшем уровне, что ведет к повышению качества обслуживания конечного потребителя.
- Возрастает статус и имидж фирмы.
Логистика в "Магните" (ЗАО "Тандер")
"Магнит" — это крупнейшая розничная сеть в России. Неудивительно, что благодаря правильной логистике управляющим компании удалось снизить расходы на закупку товара, повысив тем самым свою рентабельность.
В чем же суть логистической системы? Все магазины сети получают товар не от производителей, а от собственных распределительных центров. Еще в 2005 году только половина товаров длительного хранения поставлялась со складов "Магнита", в 2008 этот показатель увеличился до цифры 72%, а в 2011 уже 85% продукции во всех регионах поставляется не от прямых заводов-изготовителей, а через огромные складские центры.
Что это дает?
Во-первых, быструю поставку. Сеть "Магнит" отличается тем, что товары обновляются каждые сутки. Не многие фирмы могут похвастаться свежими овощами или молочными продуктами.
Во-вторых, создание единого центра позволяет самостоятельно управлять транспортными потоками. У сети есть собственные машины, которые быстро развозят необходимые товары.
В-третьих, центры становятся пунктами сбора фруктов и овощей местного производства. На складах их сортируют, взвешивают, упаковывают и отправляют в розничную точку. Кроме того, здесь есть огромное холодильное оборудование (на площади 8 тыс. м2), где разделываются тушки животных.
В-четвертых, были ликвидированы все мелкие склады. Продукцию не нужно хранить непосредственно в магазине, ведь это еще одни затраты на отдельное помещение, его обслуживание.
Сколько существует распределительных центров сети "Магнит"?
В России существует 37 крупных центра сети "Магнит". Они рассредоточены таким образом, чтобы находиться в центре прилегающих областей. Совсем недавно было открыто крупнейшее складское помещение за Полярным кругом в Мурманской области. Общая площадь этого центра - 33 000 кв. м. В зоне обслуживания - 150 магазинов. Удалось трудоустроить 400 человек.
Логистические функции, которые выполняет распределительный центр:
- Хранение и складирование продукции в естественных условиях.
- Создание условий для дозревания экзотических фруктов (например, камера дозревания бананов).
- Контроль за ведением документооборота.
- Переработка вторсырья.
- Обслуживание собственных автотранспортных средств.
- Контроль за техническими показателями.
Вывод
Обобщим полученные знания и дадим определение логистической функции. Это комплекс логистических операций, призванных достичь определенных целей. Функции бывают трех видов: базисные, ключевые и поддерживающие. Операций существует намного больше. Для того чтобы создать правильную форму логистики, которая помогла бы сократить затраты и улучшить качество обслуживания, нужно построить модель. Оптимизировать систему поставок помогают также сторонние организации. Такой процесс называется аутсорсинг.
Примером наиболее эффективной логистики среди магазинов розничной торговли является сеть "Магнит". Благодаря строительству крупных распределительных центров им удалось снизить затраты на хранение продукции непосредственно в самих розничных точках. Намного выгоднее создать крупный центр, отвечающий за все этапы поставки продукции, чем следить за доставкой от производителей в тысячи магазинов. Один комплекс может обслуживать от 150 до 300 точек.
Таким образом, очевидно, что построение своей логистической системы - это путь к успеху и достижению лидерских позиций в отрасли.