Консульские учреждения и их виды
Разные государства наряду с дипломатическими создают на территориях друг друга и консульские учреждения, обмениваясь таким образом представительствами. Обычно такие отношения являются результатом дипломатии, именно она презюмирует согласие на них. Тем не менее консульские учреждения открываются на территории государств и не поддерживающих друг с другом отношений дипломатических, более того - даже разрыв их не ведёт к разрыву отношений консульских. Дипломатические представительства ведают всем, что может коснуться интересов и прав аккредитующего государства, и это действует по всей территории страны пребывания. А консульские учреждения имеют специальные компетенции только в отведённом для них округе, и сообщаются по своим делам консульским только с властью отдельной территории.
Венская конвенция
В 1963 году Венская конвенция в статье 5 обозначила основные функции консульских учреждений. Это прежде всего защита и охрана в стране пребывания прав и интересов всех граждан собственного государства - как физических лиц, так и юридических. Это оказание соотечественникам содействия и помощи, обеспечение представительства в судебных и любых других государственных организациях.
Консульские учреждения содействуют развитию научных, культурных, экономических и торговых связей между двумя странами, а также развивают дружественные отношения между ними. Также работники консульств собирают всеми возможными законными путями информацию о событиях и условиях экономической, торговой, научной и культурной жизни страны пребывания, после чего сообщают об этом собственному правительству, а также предоставляют такую информацию заинтересованным лицам.
Деятельность
В функции консульских учреждений входит выдача паспортов, виз, а также предоставление нотариальных услуг и регистрация актов гражданского состояния. Есть и другие подобные обязанности по обеспечению соотечественников в стране пребывания всем необходимым. Кроме того, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют многие функции административного плана. С их помощью происходит передача несудебных и судебных документов, они исполняют судебные поручения соответственно действующим международным соглашениям и по всем правилам страны пребывания.
Дипломатические представительства и консульские учреждения оказывают помощь морским и воздушным судам собственного государства, а также их экипажу. Выполняются и многие другие функции, возложенные на консульства представляемым государством, если они не запрещены правилами и законами страны пребывания. Если с данным государством нет дипломатических отношений, глава консульского учреждения может осуществлять довольно обширные дипломатические функции.
Порядок учреждения
Консульские учреждения и всё, что касается их местонахождения, количества и класса, определяют соглашение между двумя странами. В отличие от представительства дипломатического, консульство работает не в масштабах всей страны, ему даны пределы определённого консульского округа. Но, как правило, работа консульства охватывает территории нескольких административных единиц. Виды консульских учреждений тоже строго разделены. Это генеральное консульство, просто консульство, вице-консульство и агентство консульское. Нужно отметить, что по характеру работы и по своим функциям они отличаются друг от друга довольно мало. В крупных промышленных городах и больших портах обычно открывается генеральное консульство, то есть там, где у собственного государства существуют особые интересы. Простое консульство учреждается в любом городе поменьше размером и значением. Генеральный консул может руководить всеми остальными консулами своей страны в государстве пребывания или в её отдельной части.
Должностные лица консульских учреждений тоже определены в статье 9 той же Венской конвенции. Соответственно названиям консульств, главы этих учреждений подразделяются на четыре класса. По возрастающей: консульский агент, вице-консул, консул, генеральный консул. В генеральном консульстве у генерального консула могут быть заместителями и помощниками несколько вице-консулов, консулов и консульских атташе. В простом консульстве точно так же кроме главы его работают обычно ещё несколько сотрудников, которые называются вице-консулами или консульскими атташе. Помимо должностных лиц консульского учреждения Российской Федерации там работают и другие служащие - административно-технический персонал и обслуживающий. Помимо отдельных консульских учреждений существуют и отделы в структуре дипломатического представительства, которые выполняют консульские функции. Значит, есть консулы "отдельные" и есть "отдельские".
Почётный консул
Существуют также консулы, которые не состоят в штате. Это почётные консулы, чьи полномочия значительно ограничены сравнительно со штатными должностными лицами. Почётные консулы обычно выбираются из собственных граждан или граждан страны пребывания. Они всегда хорошо известны в данной местности, часто это успешные адвокаты, предприниматели или общественные деятели. На государственной службе они не числятся, консульские обязанности выполняют обычно на общественных началах и параллельно ведут собственный бизнес.
Заработной платы им тоже не полагается, но они получают содержание посредством консульских сборов, которые взимаются за услуги. В последние несколько десятилетий институт почётных консулов во всём мире получил довольно широкое распространение. В Дании, Финляндии, Швеции, например, число их в разы превышает количество штатных. В нашей стране до 1976 года иностранных почётных консулов не было, и наших за границей тоже не назначали. Сейчас же они есть повсеместно, и число их постоянно увеличивается. В 1998 году Министерством иностранных дел даже был издан Приказ и специальное Положение о почётных консулах Российской Федерации.
Глава и его помощники
Глава консульского учреждения назначается собственным государством, а допускается к выполнению своих обязанностей страной пребывания. Первый специальный документ, который он получает, - консульский патент. Там удостоверена его должность, категория и класс, округ и местонахождение консульства, где ему предстоит работать. Этот патент направляется правительству страны пребывания, где его рассматривают и дают (или нет) разрешение, которое называется экзекватурой. Оно обычно оформлено отдельным документом, но бывают случаи, когда компетентное лицо накладывает разрешительную надпись на сам консульский патент. Если государство отказывается выдать экзекватуру, оно не обязано раскрывать мотивы этого отказа представляемому государству.
Остальные должностные лица в консульстве бывают назначены свободно на соответствующие должности, однако представляемое государство обязательно должно сообщить стране пребывания о каждом таком назначении. Более того, сделать это нужно заблаговременно, сообщив имя, фамилию, класс, категорию каждого назначаемого лица. И государство пребывания имеет право объявить это лицо неприемлемым, и сделать это оно должно до того, как назначенное лицо появится в стране и приступит к своим обязанностям. Впрочем, даже если и с объявлением государство пребывания запоздает, представляемая страна всё равно назначение это аннулирует.
Консульские учреждения РФ
Государственные органы, осуществляющие внешние сношения нашей страны в пределах соответственного консульского округа в государстве пребывания от имени РФ, - это консульские учреждения, которые входят в систему МИД России и находятся в подчинении у главы дипломатического представительства РФ. На территории Российской Федерации их функции достаточно многочисленны. Это не ограничивается постановкой на консульское обслуживание, оформлением паспортов, легализацией документов и истребованием их. Здесь оформляются приглашения, принимаются решения относительно выдачи российской визы, оказываются всевозможные консультационные и информационные услуги. Также здесь ставят на учёт детей, которых усыновили иностранные граждане, устанавливается порядок возвращения денежных средств, которые были уплачены за госпошлину ошибочно.
Учреждение консульских представительств не связано своей деятельностью с политическими сторонами международных отношений. Это прерогатива дипломатических представительств. А консульские служат особыми органами внешних отношений и создаются лишь для развития и поддержания правовых, экономических и подобных этим связей. Теоретически и практически термины "консульское учреждение" и "консульское представительство" абсолютно правомерны и практически равнозначны. Отличие очень небольшое: учреждения подразделяются на консульские отделы в дипломатических представительствах и отдельные учреждения. Функции у них одни и те же.
Привилегии
Иммунитеты консульских учреждений - совокупность особых преимуществ, прав и льгот, предоставляемых официальному персоналу в том объёме, который оговорен двумя странами и соответствует обычным нормам международного права, а также законам страны пребывания. С момента начала существования института консульства консулы пользуются особым статусом, причём их привилегии и иммунитеты постоянно расширяются. Тем не менее привилегиям и иммунитетам дипломатов они существенно уступают и в количестве, и в качестве. Дело в том, что у консулов преимущества носят в основном характер функциональный, то есть предоставляются привилегии не каждую минуту, а только при совершении действий как официальных лиц и чётко в рамках служебных обязанностей. Но на практике в целом ряде государств существует тенденция к совпадению привилегий и иммунитетов должностных лиц консульств и дипломатических представительств.
Иммунитеты и привилегии можно разделять на учрежденческие и личные. К первым относятся неприкосновенность консульских помещений, если только там не случаются стихийные бедствия, например - пожар. Также неприкосновенны служебные архивы, переписка, имущество и средства передвижения, принадлежащие консульству. Учреждения освобождаются от обысков, реквизиций и прочих исполнительных действий, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Учреждения свободно могут общаться с правительством, консульствами и дипломатическими представительствами собственного государства, имеют право на вывешивание флага и укрепление на стене здания герба, а также и на автомобилях, принадлежащих консульству.
Личные иммунитеты
Личные привилегии и иммунитеты должностных лиц включают в себя личную неприкосновенность, свободу от предварительного заключения или ареста, если только не совершено особо тяжкое преступление. Консульские должностные лица могут подвергнуться тюремному заключению или к ним могут быть применимы другие формы ограничения свободы только при исполнении судебного решения, вступившего в свою законную силу. Абсолютно все служащие консульского учреждения освобождены от административной и судебной юрисдикции страны пребывания, если они находятся при выполнении консульских функций. Частные действия этих же лиц могут повлечь за собой применение соответствующих законов государства пребывания.
Сотрудник консульского отделения может быть вызван как свидетель по административным и судебным делам, но не обязан давать показания, относящиеся к вопросам, связанным с его деятельностью, также он не обязан предоставлять корреспонденцию, к этим вопросам относящуюся. Должностные лица и члены семей, что не касается только обслуживающего персонала, освобождаются от налогов и пошлин даже на предметы, предназначенные для личного пользования. Иммунитеты и привилегии консульств зависят от двусторонних конвенций. Таким образом создаются гарантии нормального выполнения обязанностей, что способствует укреплению взаимовыгодного сотрудничества между странами.
Консульские конвенции
Деятельность консульских учреждений всегда опирается на правовую основу, коей являются внутригосударственное законодательство, международные соглашения. Многостороннее соглашение, которое регламентирует консульскую службу разных стран, - Венская конвенция, ратифицированная СССР в 1989 году. В последние десятилетия всё более развивается межгосударственная практика заключения двусторонних конвенций, где регулируются консульские отношения между двумя договаривающимися странами.
У Российской Федерации на данный момент заключены консульские конвенции более чем с 70 странами. Помимо этого, практически все государства выработали собственные консульские уставы или другие нормативные акты, которые специально направлены на решение вопросов относительно этих служб. Первый устав появился в России в 1893 году и действовал до 1917-го. СССР принимал такой устав дважды - в 1926 и в 1976 годах. В настоящее время действует устав 1976 года.
В России
В Российской Федерации очень много дипломатических представительств и консульств иностранных государств. В Москве их представлено 145, включая не всеми признанные государства Южную Осетию и Абхазию. В Санкт-Петербурге расположено 56 консульских и дипломатических представительств, а в остальных городах страны - ещё 131 такое учреждение. Например, в Екатеринбурге их 26, а во Владивостоке - 20. Чуть меньше их в Калининграде - одиннадцать, в Казани - девять, в Новосибирске и Нижнем Новгороде - по восемь, в Ростове-на-Дону - семь. Краснодар, Иркутск, Астрахань, Сочи, Мурманск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Новороссийск, Омск, Красноярск, Самара, Псков, Тюмень, Смоленск, Ханты-Мансийск, Уфа, Волгоград, Архангельск, Липецк, Кызыл, Находка, Магнитогорск, Петрозаводск, Новый Уренгой, Улан-Удэ, Советск, Элиста, Череповец - все эти города и Московская область имеют на своей территории консульства разных стран.
Более всего интересуется нашей страной братская Белоруссия, она открыла на территории РФ четырнадцать своих представительств. На втором месте - Италия, восемь её консульств работают в наших городах. Третья ступень у Словакии - семь представительств. Южная Корея, Китай, Франция, Монголия и Германия имеют по пять консульств в городах России, а Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения и Венгрия - по четыре. Япония, Турция, Украина, Польша, Люксембург, Литва, Испания, Великобритания имеют на наших территориях по три представительства, а Чехия, Хорватия, Финляндия, США, Словения, Норвегия, Латвия, КНДР, Кипр, Иран, Греция, Вьетнам, Австрия открыли дипломатические и консульские учреждения в двух наших городах. И ещё двадцать пять стран - только в Москве.