Католические иконы: отличия от православных
Иногда полагают, что иконы есть только в православии. Это не совсем так. У католиков тоже есть иконы. Однако они имеют существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фото католических икон.
Как отличить
Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных – правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону – греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.
Отличия православных и католических икон
Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых. Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы. В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.
Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери "Непорочное сердце".
В чём смысл икон в католичестве и православии
Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.
Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.
Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.
Отличие канонов
В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.
Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.
Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.
Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».
Общие иконы
Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками. Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» ("Моление о чаше").
Сравнение
Чтобы лучше ощутить разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (у нас она считается только картиной) - произведение Боттичелли «Благовещение», а также православную икону «Устюжское Благовещение», созданную в XII веке школой Андрея Рублева. Благовещение - праздник, одинаково почитаемый у христиан обеих конфессий.
"Благовещение" Сандро Боттичелли
Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом. Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.
Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.
Икона "Устюжское Благовещение"
Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.
По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.
Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.
Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.
Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.