«Золотой дом» Нерона в Риме: история, описание, реконструкция, как добраться
Крупнейшая резиденция монарха в Риме предстает в виде дворцово-паркового античного ансамбля. Мечта Нерона создать самый известный и большой дворец Европы сбылась благодаря двум архитекторам - Целеру и Северу.
Составленный план включал в себя создание парков и искусственных прудов, облагораживание лугов и виноградников. Создатели планировали открыть в центре итальянской столицы отдельный маленький город, который соединялся бы с другими частями Рима. Дворцовая резиденция, римское поместье и кампанская вилла - составные части "Золотого дома".
Кто такой Нерон
В 17 лет на римский престол взошел сын второй жены императора Клавдия, Агриппины. Правил он в период с 54 по 68 годы нашей эры. Мать являлась его законным представителем (равно правителем) многие годы. Нерон известен как безумный монарх. Вместо улучшения экономической, социальной и политической жизни Рима Нерон уделял основную часть времени себе. Он был очень тщеславен и пытался прославиться в актерском или художественном деле, не имея на то таланта.
Будучи под опекой матери, он сдерживал дурные наклонности. Но в 59 году Нерон совершил заговор и с помощью охраны убил Агриппину.
За годы своего правления император растратил практически все деньги казны, устраивая различные дорогостоящие представления, игрища и праздники. Чем же пополнялась казна? Казнями богатых людей, деньги которых тут же отдавались на подготовку очередного пиршества.
Народ считал императора помешанным и обвинил его в сожжении Рима. Нерон очень желал написать поэму о Трое и пожар в городе (после нападения галлов) должен был вернуть ему вдохновение. В итоге сгорел главный дворец монарха, на месте которого впоследствии соорудили грандиозный римский дворцовый ансамбль Нерона.
История "Золотого дома" Нерона
Чтобы осуществить свою мечту о строительстве, Нерон приказал разобрать завалы огромной сожженной территории, где ранее находилось множество храмовых построек, монументов и так далее. Площадь всего дворцового комплекса, по некоторым подсчетам, превосходила сто гектаров. Он занял территории Эсквилина, Палатина, а также местность между склонами Квиринала и Целия.
Свое название "Золотой дом" получил благодаря позолоченному куполу, впервые примененному в римских храмовых постройках. Описание "Золотого дома" Нерона действительно восхищает. В вестибюле замка была установлена грандиозная статуя самого правителя в высоту 35 метров. С помощью искусственного соленого озера внутри дворца планировалось устраивать прогулки на лодках. Сады и парки были наполнены фонтанами, пруды - разноцветными рыбами и птицами, свои собственные дворцовые леса - одомашненными дикими зверьми. Акведуки с проточной водой не только наполняли водоемы, но и орошали деревья и зелень. Берега были сплошь заставлены белоснежными статуями.
Многие ученые считают, что для народа Рима "Золотой дом" Нерона строился в виде дворца Солнца - места обитания бога. В "Доме" было придумано специальное освещение. Солнечный свет проникал во все помещения, включая дальние покои. Через потолочные отверстия солнце светило прямо на фрески и ткани, отделанные золотом, а также на украшающие замок драгоценные камни.
Из чего состоял дворцовый комплекс
Светлый и романтичный дворец обязан своей легкостью цементу. Именно в строительстве "Золотого дома" впервые для создания куполов и арочных конструкций был использован цемент, а значит, не было необходимости в конструировании мощных стен для опорной функции.
Строительство дворца растянулось на несколько лет. На всех стенах была позолоченная отделка и разные сорта мрамора. Белоснежно загрунтованные потолки были заполнены красивыми панно. Залы, предназначенные для пиршеств, имели раздвижные своды. Из раскрытых потолочных частей осыпались цветы и разбрызгивались благовония. Существовал особый восьмиугольный зал, в котором потолок представлял небесный свод и мог вращаться без остановки.
Термы, созданные для купаний, были наполнены серными и минеральными водами. Технологическим сюрпризом стало создание первого в истории лифта, который работал с помощью человеческих рук. Около сотни помещений и залов вмещал дворец Нерона.
Живопись и настенные росписи
Цельная картина панно представляла собой общую композицию из стены и свода, куда вписывались фигуры людей. Характерная черта стиля росписи - это картины с одинаковым миниатюрным масштабом, что на высоте, что по низким частям стен.
Большинство картин и фресок были написаны главным художником императора - Фабулусом. Его знаменитая картина "Минерва" поражала каждого, кто смотрел на нее. Ее глаза, казалось, следили за зрителями.
Потолочная роспись также отличалась необыкновенной красотой. К примеру, потолок в одной из огромных комнат разделялся на квадраты, круги и овалы с помощью позолоченных рамок. В этих фигурных полях были представлены эпизоды из мифологических сказаний. Из-за любви Нерона к истории про Троянского коня сцены известной эпопеи были изображены на фресках в достаточно большом количестве. Например, горящие корабли во время Троянской войны. Уже утерянная рукопись с рисунками из великой "Илиады" была взята за основу для фрески, расположенной в криптопортике.
Развитие дома после смерти правителя
Смерть Нерона пришла к нему неожиданно, его собственный слуга зарезал императора ножом. По словам археологов, реализация проекта дворцового комплекса была исполнена только на 80 процентов. Когда Нерон заселился в свой новый дом, основной дворец не до конца был расписан фресками, хотя большая часть зданий была построена.
После ухода Нерона в мир иной его преемник Веспасиан приказал изменить лицо скульптуры, что встречала посетителей на входе во дворец. Дело в том, что скульптура практически полностью копировала лик Нерона. А позже статуя и вовсе поменяла свое местонахождение - ее перенесли в амфитеатр Флавиум, который впоследствии был переименован в Колизей.
Веспасиан решил, что нет никакой рентабельности заканчивать стройку комплекса, так как от казны требовалось большое количество денег. Так пришел конец "Золотому дому".
Территория была полностью заброшена, а спустя время воспылала огнем. В связи с этими событиями ансамбль дворца сравняли с землей, пруды засыпали, а сохранившиеся остатки построек законсервировали под землю. Позже эта местность покрылась новыми постройками: Колизеем, Римским форумом, Термами Траяна, Триумфальной аркой, Базиликой Максенция и Базиликой Константина. В остальных зонах повторно сгоревшего в Риме "Золотого дома" Нерона были возведены частные дома.
Покоящиеся под землей остатки мечты императора нашли только в XV веке.
Реконструкция "Золотого дома" Нерона
В XXI веке первые реставрационные работы начались в 2006 году. На сегодняшний день посетители Рима могут лицезреть остатки стен, которыми полон Эсквилинский холм. Все залы с куполами скрыты под настилом земли, а солнечный свет поступает во внутренние помещения благодаря круглому отверстию в октогональном зале.
Посетить руины можно исключительно с сопровождением гида, во время специального тура. Это связано с рядом потолочных обрушений в 2010 г.
"Золотой дом" Нерона все еще находится на реконструкции, и по скромным подсчетам для его полного восстановления необходима сумма в тридцать миллионов евро. Если в реконструкцию не будут вложены силы, то все здания комплекса просто рухнут.
Что смотреть сейчас
Какие места можно посмотреть на экскурсиях? Большая часть прогулки проходит по надземной части дворца, а после туристы проходят в восьмиугольный зал, с двумя проходами в другие помещения. В начальном зале до сих пор можно увидеть сохранившиеся остатки водопровода, проходящего к фонтану.
Ступая по хорошо сохранившемуся мрамору, посетители проходят в нимфеум Одиссея и Траянскую галерею термальных ванн. Дворец давно уже не сияет своим величием, так как подземные воды и корни растений постепенно разрушают его стены.
Как добраться
Как попасть в "Золотой дом" Нерона с помощью метро? Необходимо выбрать линию В и выйти на станции Colosseo (Колизей).
Недалеко от музейного комплекса находится остановка Colle Opio, до которой можно доехать на городских автобусах под номерами 87, 80, 85, 75, 186, 53, 810.
Если же туристы предпочитают передвигаться на такси, то вход в здание музея располагается на улице Лабикан.