Социально-гуманитарные знания: предмет и понятие
Общественное сознание – объективная реальность, даже если считать, что отдельная личность может быть творцом истории. Особенности социально-гуманитарного знания в его внешней доступности и внутренней сложности. Сказать можно многое, но не всему следует верить.
История много раз показывала человечеству, что вытекает из нарушения нормального функционирования социальных отношений и чем грозит пренебрежение гуманитарными науками. Общество – как океан, в нём всегда будут волны, иногда цунами. Но в обычном состоянии это мирное жизненное пространство, динамично и непрерывно развивающееся. Спокойное и планомерное существование обеспечивают естественные и объективные законы мироздания. Нарушения этих законов всегда влекут адекватную неизбежную реакцию.
Общество – причина образования спектра социально-гуманитарных наук
Обычно социально-гуманитарные знания относят к наукам об обществе, человеке, истории и культуре. Считается, что предметом здесь является анализ закономерностей социальной жизни.
Жизнь неразрывно связана с процессами познания и мыслительной деятельности, в результате которых появляется информация, выполняются конкретные действия, создаются культурные ценности, производятся продукты питания и изделия, необходимые для жизни и работы, развивается научно-технический прогресс.
Человек сам по себе – сложная система. И он живет в мире огромного количества других систем, из которых самая сложная и большая – социальная. Причем доступный человеку социум не только многогранен. Он предстает перед человеком как система доступных уровней, которые не только вложены друг в друга, но и могут строиться как независимые пирамиды уровней в произвольных взаимоотношениях с себе подобными и отдельными личностями.
Если представить отдельного человека точкой, то окружающая его социальная среда – это строго настроенная система точек, каждая из которых соединена с массой других. Связь между точками может возникнуть, пропасть и образоваться вновь.
Общее социальное устройство
Человек может родиться, и появится еще одна точка, ещё одна причина формировать новый пучок социальных связей. Когда человек умирает, рушится образованный им социальный спектр отношений.
Если в образовании социальных связей (рождение) работают общие законы устройства социума, то в разрушении созданного спектра отношений (смерть) принимает заметное участие социальный результат жизни человека в обществе. Это система социально-гуманитарного знания: обществознание на практике.
Звезды никогда не падают с небес, планеты никогда не меняют своих траекторий. Силы гравитации столь велики, что изменить что-либо в строении Вселенной невозможно. Общество – социальная вселенная. Человек, или группа людей, или государство могут считать, что в их силах что-то изменить в социальном пространстве. Но, когда социум успокаивается, всё возвращается на свои места.
В отличие от реальных звезд, социальные потрясения – норма жизни общества. Слабо верится, что общество придет в состояние вечного спокойствия. Для живых организмов это означает смерть.
Общество – живой организм, а не масса планет, строго соблюдающих законы гравитации. И оно будет всегда думать, искать, ошибаться и действовать. Это практика и особенности социального и гуманитарного знания.
Отношение к социально-гуманитарному знанию
Сказать можно многое, но не всему следует верить.
Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие.
Классика жанра. Добавить нечего. Общественное сознание любой страны слышало такие и им подобные слова, и меньше всего обращало на них внимание.
Хорошо, что есть религия и представление об особенностях религиозного мировоззрения. Это позиционирует оставшуюся часть общественного сознания как философию материального бытия и диалектики.
Но религия никогда не была догмой, даже когда пыталась убедить в этом себя и заставляла верить в это всех окружающих пытками, кострами, инквизициями и иными отнюдь не благородными деяниями.
Философия никогда не уступала религии, но делала свои ошибки на свой вкус, вводя научный мир в заблуждение. Все остальные социально-гуманитарные знания по всем своим дисциплинам так же ошибались, это естественно. В обществе не меньше белых пятен и черных дыр, чем во всей Вселенной.
Не так важно, чья идея вернее. К общественному сознанию ни та, ни другая никак не относится, поскольку в той мере, в какой каждая из них соответствует объективными законом мироздания, они попросту составляют часть текущего состояния общественного сознания.
Можно сказать, что общественное сознание – это сумма существующих сознаний всех живущих в этом обществе людей с поправкой на социальные связи с другими обществами.
Но из этого также ничего не следует. С этим никто не будет спорить, равно как:
- никто не поверит;
- никто не проверит.
Да, это – сумма, и что? Если даже не сумма, а композиция, пересечение или объединение множеств частных сознаний, что это меняет?
Уровни и формы общественного сознания
Обычно, определив, как было указано выше, что такое общественное сознание, выделяют три уровня:
- обыденное сознание;
- общественная психология;
- общественная идеология.
Также различают такие формы общественного сознания, как:
- политическая;
- правовая;
- нравственная;
- эстетическая;
- религиозная;
- философская
- научная.
Все эти формы различаются по:
- предмету отражения;
- форме отражения;
- своим функциям;
- степени зависимости от общественного бытия.
То, что общественное сознание определяется общественным бытием, мало кто оспорит, но разве не общественное сознание навязывает каждому рожденному человеку, как именно ему надлежит отправлять свое бытие, и почему ему не дозволено ничего менять.
Характерные особенности социально-гуманитарного знания в том и состоят, чтобы еще со школьной парты навязать каждой личности свои общественные соображения и посмотреть на то, как эта личность будет пытаться что-то изменить на свой лад.
Общественное сознание и личность
Удел всякой личности - плыть по течению или занять свою собственную уникальную позицию в общественном сознании. И то и другое – нормальное положение вещей. Общественное сознание – самоорганизующаяся система социальных отношений. И шансы у отдельной личности его уничтожить или изменить ничтожны.
Но право договориться у личности есть всегда. Даже в тех обществах, в которых царит самая жестокая диктатура. Общество можно уничтожить, только истребив все составляющие его личные сознания. Но личное сознание живет строго определенный срок.
Человек, находящийся под прессингом диктатуры, думает о только себе (максимум о своих близких). И это нормально и естественно, но это неправильно. Нужно думать об обществе. Диктатура не вечна, родится другой человек и продолжит начатое тем, кто решился подумать не о себе, а об обществе, то есть о будущем. Если общественное сознание допустило в себя диктатуру, возможно на то была веская причина. Но раз диктатура появилась, значит, не было силы, способной защитить общество.
Социальные законы и общество
Наука как практика и теоретическое понятие, социально-гуманитарные знания как система наук – всегда были и будут важнейшей составляющей общественного сознания. Не стоит мешать обыденное сознание с общественной психологией и идеологией. Это может понять отрешенный ученый и заинтересованно обсуждать что-то с коллегами, но рабочий тракторного завода даже не услышит сказанного.
Однако предмет социально-гуманитарного знания абсолютно четко расписан по дисциплинам и достаточно давно понятен не только рабочему тракторного завода:
- философия;
- социология;
- этика;
- право;
- история.
Гуманитариев и гуманитарных направлений так много, а социально-гуманитарные знания так изумительно сложились в стройную социально закрепленную инфраструктуру, что только незрячий умственно не увидит красоты и силы всей картины сложившегося общественного сознания.
Искусственные общественные законы
История припоминает множество великих империй, существовавших когда-либо. Археология признается исторической дисциплиной, то есть это тоже отчасти социально-гуманитарные знания.
Результаты археологии свидетельствуют о фактическом наличии в прошлом памятников права, социального управления, философии, идеологии, нравственности.
Результаты недавних общественных потрясений современное общественное сознание не только помнит, но и находится в какой-то части под впечатлением. Мало кто будет спорить с тем, что здоровый организм живет и здравствует, а больной всячески стремится к излечению.
Общество – это целостная система отношений. И это – живой организм, которому глубоко не безразлична его судьба и здоровье. Это отражают прежде всего социальные и гуманитарные знания: науки об обществе всегда идут в ногу со своим обществом, они - его важная часть.
Если что-то идет не так, значит, был сформулирован не объективный искусственный закон. По воле власти или денег, или иной причине, этот закон был насильственно или мирно внедрен в общественные отношения, но вызвал пропорциональную обратную реакцию.
Океан общественных отношений всколыхнулся, но последовал объективным законам социального устройства и пришел в нормальное состояние. Интересно, что медицинские работники, в большинстве своем, не считают свое важное дело наукой, и даже к практике её не все относят. Медики делят себя на специалистов профилактической медицины и лечебной. Некоторые выделяют в отдельную группу терапевтов – советников от медицины. Но каждый медицинский работник дает клятву – не навредить, и знает четко, что организм должен выздороветь сам, своими силами, прежде всего. Только в крайних случаях нужны таблетки и скальпель хирурга.
Математика общественного сознания
Если смысл, логику и собственно понятие социально-гуманитарные знания соотнести с программированием, точнее принять на веру, что понятия файл, папка и работа с ними – одного поля ягоды, то сразу образуется отрицательный баланс.
Это как когда-то математика оспаривала у философии корону всех наук. Потом все мирно решили, что каждому своё, и занялись каждый своим делом.
Программирование, конечно, сильная вещь, и не чета каким-то там социально-гуманитарным знаниям. Но что живет дольше, живет на этом свете и видит дальше: машина, которой отроду всего ничего, или общественное сознание, которое формировалось веками?
Интересная закономерность социально-гуманитарных наук, прежде всего философии и социологии, удивительная способность влиять на всё происходящее. Когда компьютеры только появились, никто не думал, что они будут легко воспринимать и формировать образы, переводить тексты на другие языки и оценивать поведение человека.
А ведь это всё нынче не просто востребовано, это всё крайне актуально. Появилась масса компьютерных специальностей, курс обучения которым не просто включает в себя современные социально-гуманитарные знания, а предлагает их в формате реально работающих идей.