Пространство социальное: определение, особенности и функции
Как только первобытные люди стали объединяться, чтобы легче было выживать и безопаснее охотиться, они начали создавать социальное пространство. Общества в тот период как такового не было, все люди принадлежали какому-либо племени или роду, во главе которого мог стоять вождь (самый лучший охотник) или шаман.
По мере развития человечества и распространения его на планете образовывались новые социальные формы взаимоотношений между людьми.
Виды пространства
В мире существует два вида пространства:
- физическое, которое является объективной формой реальной материи и может существовать даже при отсутствии цивилизации;
- пространство социальное – это продукт взаимоотношения людей и те ценности, которые они создают, как материальные, так и духовные.
Анализировать второй вид можно только с позиции формирования мировой истории человечества в рамках той экономической, материальной и временной территории, в которой она происходила. Например, развитие социального пространства в период первобытного строя проходило крайне медленно, хотя этот вид сообщества просуществовал десятки тысяч лет.
Изучение окружающего материального мира для людей всегда было связано с постепенным освоением местности, а воздействие на него проводилось через труд, например, охоту, рыболовство, строение примитивных жилищ, приручение диких животных.
Все, что делали люди на протяжении всей истории человечества, оказывало воздействие на физическое пространство, совершенствуя и расширяя социальное.
Социальное пространство в рабовладельческом обществе
Первобытные люди собирались в общины и племена, в основе которых были родственные или другие виды связей. Часто они даже не подозревали, что кроме них существует еще какое-либо физическое пространство, населяемое другими людьми.
Именно из-за их обособленности и страха покинуть свои территории социальное пространство того строя так медленно развивалось. С появлением классовых различий жизненная зона людей начала расширяться, стали образовываться города и поселки, вестись войны за земли и рабов.
При этом у всех сообществ развивались собственные культурные и религиозные ценности, появлялись примитивные технические приспособления, например, канализация и водопровод. Люди стали путешествовать на большие расстояния, перенимать изобретения, увиденные в других городах и странах, вести торговлю. Так развился рабовладельческий строй, в основе которого лежали классовые отличия.
В этот период стремительно развивалось не только пространство социальное, но и политическое, и экономическое. Народы обменивались своими культурными ценностями, ученые делились научными открытиями, торговцы прокладывали новые пути для сбыта товара – так формировалось историческое пространство.
При этом люди не подчиняли себе окружающий мир, а на его основе формировали новую среду, управляемую ими и подчиняющуюся им.
Социальное пространство средневековья
Когда на смену рабовладельческому строю пришел феодальный, все виды пространства еще больше расширились и начали более плотно взаимодействовать. Если раньше часть государств были изолированы в силу географических или климатических условий и не участвовали в общих исторических и социальных событиях, то в средние века началось межгосударственное сотрудничество. Было принято не только вести торговлю между странами, но и соперничать в области научных открытий и новых земель. Одним из способов укрепления исторического пространства являлись браки между правящими королевскими домами.
Как видно из примеров в развитии человеческой цивилизации, у наиболее мощных стран пространство социальное имеет самые большие границы и высокий уровень развития культуры и экономики. Но даже в период средневековья еще не была сформирована общая историческая зона, однако определились границы географической по мере открытия Америки, Индии и других стран. Люди осознали, что являются частью общего для всех физического пространства.
Социальное пространство в наше время
По мере того как рос технический прогресс, формирование социального пространства начало происходить на уровне планеты через объединение стран в единый всемирный рынок. Производства в различных государствах стали зависимы от поставок сырья и готовой продукции друг другу. Открытие Нового Света, заселение Австралии и других регионов планеты расширило распространение цивилизации и ее культурных ценностей, что, в свою очередь, вывело пространство социальное за пределы Европы и Азии.
Все эти процессы зачастую проходили болезненно для других народов, что хорошо видно из истории завоевания испанцами Перу, когда была уничтожена древняя цивилизация инков. Но, с другой стороны, эти страны получили многочисленные научные и технические достижения, которые ускорили их прогресс.
На сегодняшний день рынок стал еще более интегрированным. В одной стране могут выращивать сырье, в другой – перерабатывать, а в третьей – производить конечный продукт. Страны стали взаимозависимы друг от друга, особенно это касалось энергетических природных ресурсов. В таких условиях социальное пространство впервые за весь период развития человечества обрело единую историческую, географическую, экономическую, юридическую и культурную территорию в масштабах всей планеты.
Классификация социального пространства
Так как социальное пространство является продуктом жизнедеятельности людей и их бытия на физическом плане, то его можно классифицировать по нескольким показателям:
- Во-первых, по восприятию реальности, которое может быть как субъективным, так и объективным. Основным механизмом изучения окружающего мира при этом становятся либо индивидуальное к нему отношение, либо взаимодействия коллективов, состоящие из индивидуумов, объединенных единым взглядом на него.
- Во-вторых, по его двойственности. Социальное пространство существует одновременно и на физическом, и на социальном уровне, что проявляется в потреблении природных благ окружающей реальности и в то же время перераспределение их среди населявших его людей.
Таким образом, отражение на субъективном и объективном уровне является двумя сторонами одного пространства. Также это означает, что без использования физического плана социальный не может существовать.
Понятие социально-экономического пространства
Как показывает исторический опыт существования человеческой цивилизации, мир развивался неравномерно. Одни страны быстро богатели или становились огромными империями, захватывая чужие территории, другие – исчезали с лица Земли или ассимилировались с чуждой им культурой завоевателей.
При этом, соответственно, так же неравномерно развивалось социально-экономическое пространство, под которым подразумевается территория, насыщенная многочисленными хозяйственными, промышленными и энергетическими объектами.
Ранее разница в уровне развития была заметна больше, тогда как в современном мире многие страны объединили свои природные, технические и человеческие ресурсы. Постоянный обмен технологиями и средствами связи, внедрение единых банковских систем, принятие юридических законов, защищающих права людей, и многое другое – все это способствовало тому, что количество богатых и высокоразвитых стран превалирует над бедными, чего не было еще 200-300 лет назад.
Отличным примером является Евросоюз, который не только объединил экономически и географически страны Европы, но и успешно сотрудничает с такими развитыми странами, как Китай, Япония, США, Канада и другие.
Понятие социального времени
Календарное время существует независимо от присутствия в нем людей. До их появления дни сменялись ночью, отливы приливами, природа «умирала» и возрождалась при смене времен года, и так будет, если человечество исчезнет.
Социальное пространство и время, наоборот, связаны исключительно с деятельностью людей в различный исторический период. Если у первобытных людей понятие времени отсутствовало, а дата рождения могла запомниться только в связи с каким-либо событием, например пожаром или наводнением, то уже около 500 лет до н. э. они начинают осознавать его скоротечность и значимость для их жизни.
Именно в этот период в течение нескольких столетий родилось столько философов, ученых, поэтов, художников и политических деятелей, сколько не было за несколько десятков тысяч лет до этого. Время стало приобретать социальный и исторический характер.
Его скорость также менялась. То, что ранее считалось длительным, например, путешествия, доставка товаров или почты, в современном мире происходит стремительно. Сегодня люди знают цену времени и соотносят его не только с продолжительностью или скоротечностью своей жизни, но и ее успешностью, полезностью и значимостью.
«Включенность» человека в социальное пространство
Те структуры, которые создает человек в социальном пространстве, и считаются его наполнением. Это могут быть группы различного характера:
- Неустойчивые, объединенные случайно или намеренно на короткий период, например, зрители в кинотеатре.
- Среднеустойчивые, находящиеся во взаимодействии достаточно длительное время, например, ученики одного класса.
- Устойчивые общности – народы и классы.
«Включение» людей в какую-либо категорию образует социальное пространство, в котором они в данный период времени существуют. Человек не может избежать взаимодействия со всеми социальными институтами (государство, семья, армия, школа и другие), так как является существом общественным.
Культура и социальное пространство
Социально-культурное пространство – это среда, в которой люди творят, сохраняют и приумножают духовные и материальные ценности. Ее наполняют объекты человеческой деятельности, созданные за весь период его существования.
К духовным ценностям относятся народные обычаи, фольклор, религия и взаимоотношения людей разных стран на уровне политики, культуры и образования.
Создание социального пространства
Существует два способа для его организации:
- неосознанный, когда человек воздействует на него с помощью своей деятельности, например, через творчество или работу;
- осознанный способ, когда люди, объединившись в коллектив или на уровне целого народа, создают новое или видоизменяют старое социальное пространство, например, во время революции.
Так как этот вид бытия напрямую связан с человеческой деятельностью, он находится в постоянном развитии, во время которого одни его формы могут исчезать, а другие возникать. Пока существуют люди, социальное пространство будет частью их жизнедеятельности.