Государства постсоветского пространства: конфликты, договоры

Под государствами постсоветского пространства принято понимать республики, прежде входившие в состав СССР, но после его распада в 1991 году получившие самостоятельность. Их же нередко называют странами ближнего зарубежья. Таким образом подчёркивается полученный ими суверенитет и отличие от тех государств, которые никогда не входили в состав Советского Союза. Кроме того, употребляется выражение: страны СНГ (Содружества Независимых Государств ) и Прибалтики. В данном случае акцент делается на отделении Эстонии, Литвы и Латвии от своих бывших «братьев» по Союзу.

Пятнадцать государств – членов Содружества

СНГ является международной региональной организацией, созданной на основе документа, подписанного в 1991 году и получившего известность как «Беловежское соглашение», заключённое между представителями республик, входивших ранее в состав Советского Союза. Тогда же правительства стран Прибалтики (Балтии) заявили о своём отказе от вступления в эту новообразованную структуру. Кроме того, Грузия, являвшаяся членом Содружества со дня его основания, заявила о своём выходе из него после вооружённого конфликта 2009 года.

На постсоветском пространстве, являвшемся до 1991 года территорией СССР, в период, последовавший после его распада, образовалось 15 самостоятельных государств, таких как Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Литва, Латвия, Молдавия, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан и Эстония. Все они в настоящее время являются предметом пристального изучения специалистов в области политики, экономики, истории, культуры и географии.

Языковая и религиозная принадлежность народов СНГ

По статистическим данным, полученным в 2015 году, общая численность населения стран постсоветского пространства составляет 293,5 млн человек, причём большинство из них являются билингвами, то есть людьми в равной степени владеющими двумя языками, один из которых, как правило, русский, а второй их родной, соответствующий национальной принадлежности. Тем не менее население большинства этих государств предпочитает общаться на родных языках. Исключение составляют лишь Киргизия, Казахстан и Беларусь, где русский язык является государственным наравне с национальным. Кроме того, в силу ряда исторических причин по-русски говорит значительная часть населения Молдавии и Украины.

Согласно статистическим данным, большую часть населения СНГ составляют народы, говорящие на языках, принадлежащих к славянской группе, то есть русском, украинском и белорусском. Далее идут представители тюркской языковой группы, среди которой наибольшее распространение имеют азербайджанский, киргизский, казахский, татарский, узбекский и ряд других языков. Что же касается конфессиональной принадлежности, то наибольший процент верующего населения стран СНГ исповедует христианство, затем идёт ислам, иудаизм, буддизм и некоторые иные религии.

Группы государств, вошедших в Содружество

Всю территорию постсоветского пространства принято делить на пять групп, принадлежность к которым определяется географическим положением той или иной республики бывшего СССР, её культурными особенностями, а также историей взаимоотношений с Россией. Такое деление весьма условно и не закреплено юридическими актами.

На постсоветском пространстве Россия, занимающая наибольшую территорию, выделяется в качестве самостоятельной группы, включающей в себя: Центр, Юг, Дальний Восток, Сибирь и т. д. Кроме того, отдельной группой считаются государства Прибалтики: Литва, Латвия и Эстония. Представителями Восточной Европы, также входившими в состав СССР, являются: Молдавия, Беларусь и Украина. Далее идут республики Закавказья: Азербайджан, Грузия и Армения. И завершают этот список весьма многочисленные страны Центральной Азии: Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения.

Немного истории

Среди всех стран ближнего зарубежья наиболее тесные исторические связи России сложились со славянскими народами, проживающими ныне на территориях стран, принадлежащих к Восточно-европейской группе. Это объясняется тем, что некогда все они входили в состав Киевской Руси, тогда как республики Центральной Азии стали частью Российской империи только в период XVIII-XIX вв.

Что же касается стран Прибалтики, присоединённых к России также в XVIII веке, то их народы (за исключением Литвы) ещё со времён Средневековья находились под юрисдикцией Германии (рыцарей Тевтонского ордена), Дании, Швеции и Польши. Формальную же независимость эти государства получили только после окончания Первой мировой войны. Сегодня их включению в состав СССР в 1940 году даются крайне противоречивые оценки – от законного акта, подтверждённого Ялтинской (февраль 1945 г.), а также Потсдамской (август 1945 г.) конференциями, до вероломной оккупации.

Ещё до окончательного распада СССР, среди правительств входивших в него республик шло обсуждение вопросов, связанных с организацией постсоветского пространства. В связи с этим было выдвинуто предложение о создании конфедеративного союза, все члены которого, при сохранении своего суверенитета, объединялись бы для решения общих проблем и задач. Однако, несмотря на то что представители ряда республик с одобрением встретили эту инициативу, её воплощению в жизнь помешал ряд объективных факторов.

Кровопролитие в Приднестровье и на Кавказе

Изменения внешнеполитической обстановки и внутреннего уклада жизни республик, последовавшие сразу после распада СССР, спровоцировали целый ряд конфликтов на постсоветском пространстве. Одним из первых стало вспыхнувшее на территории Приднестровья вооружённое противостояние между молдавскими войсками, в состав которых входили также силы МВД, и формированиями, укомплектованными из сторонников непризнанной Приднестровской Молдавской республики. Начавшиеся 2 марта и продолжавшиеся до 1 августа 1992 года военные действия унесли не менее тысячи жизней.

В тот же период участницей двух вооружённых конфликтов стала Грузия. В августе 1992 года политическое противостояние между её руководством и правительством Абхазии переросло в кровавые столкновения, продолжавшиеся со 2 марта по 1 августа. Кроме того, предельно обострилась прежняя вражда Грузии с Южной Осетией, также имевшая крайне пагубные последствия.

Трагедия Нагорного Карабаха

На территории постсоветского пространства необычайный размах приняли также столкновения между армянами и азербайджанцами, произошедшие в районе Нагорного Карабаха. Конфликт между представителями этих двух закавказских республик уходит корнями в далёкое прошлое, но своё обострение он получил в начале перестройки, когда ослабевшая к тому времени власть московского центра спровоцировала в них рост националистических движений.

В период 1991-1994 годов это противостояние между ними приобрело характер полномасштабных военных действий, повлекших за собой с обеих сторон неисчислимые жертвы и ставших причиной резкого падения экономического уровня жизни населения. Её последствия ощущаются и поныне.

Создание Республики Гагаузия

В историю конфликтов на постсоветском пространстве вошло также выступление гагаузского населения Молдавии против кишинёвского правительства, едва не завершившееся гражданской войной. К счастью, масштабного кровопролития тогда удалось избежать, и весной 1990 года возникшее противостояние завершилось созданием Республики Гагаузия, которая через 4 года мирно интегрировалась в состав Молдавии на правах автономии.

Братоубийственная война в Таджикистане

Однако, как уже говорилось, разрешение конфликтов на постсоветском пространстве далеко не всегда происходило мирным путём. Примером тому может служить гражданская война, охватившая Таджикистан и продолжавшаяся с мая 1992 по июнь 1997 года. Спровоцирована она была крайне низким уровнем жизни населения, его политическим и социальным бесправием, а также клановым мировоззрением большинства представителей руководства республики и её силовых структур.

Немаловажную роль в нагнетании обстановки сыграли и ультраортодоксальные круги местных исламистов. Лишь в сентябре 1997 года была создана Комиссия национального примирения, действовавшая в течение трёх лет и положившая конец братоубийственной войне. Однако её последствия ещё долго ощущались в жизни простых людей, обрекая их на многие лишения.

Военные действия в Чечне и на Украине

Печально-памятными конфликтами на постсоветском пространстве стали и две Чеченские войны, первая из которых разразилась в середине декабря 1994 года и полыхала до конца августа 1996-го. Вторая же, начавшись в августе 1999 года, с разной интенсивностью, продолжалась в течение почти девяти с половиной лет и завершилась лишь к середине апреля 2009-го. Обе они унесли тысячи жизней как с одной, так и с другой противоборствующей стороны и не принесли благоприятного разрешения большинства противоречий, лежавших в основе вооружённых столкновений.

То же можно сказать и о боевых действиях на востоке Украины, начавшихся в 2014 году. Их причиной стало образование двух самопровозглашённых республик – Луганской (ЛНР) и Донецкой (ДНР). Несмотря на то что столкновения между подразделениями вооружённых сил Украины и ополченцами унесли уже десятки тысяч жизней, война, продолжающаяся и по сей день, не привела к решению конфликта.

Создание общих межгосударственных структур

Все эти трагические события произошли вопреки тому, что для их предотвращения и нормализации жизни был создан ряд международных организаций на постсоветском пространстве. Первым из них стало само Содружество Независимых Государств, о котором шла речь выше. Кроме того, часть республик вошла в состав организации, скреплённой договором о коллективной безопасности (ОДКБ). По замыслу её создателей, она должна была обеспечить безопасность всех её членов. Кроме противостояния различным межнациональным конфликтам, на неё возлагалась обязанность вести борьбу с международным терроризмом и распространением наркотических и психотропных средств. Был создан также ряд организаций, направленных на экономическое развитие стран бывшего СНГ.

Дипломатические соглашения между странами - членами СНГ

Девяностые годы стали основным периодом становления внутренней жизни и внешней политики государств, оказавшихся на постсоветском пространстве. Договоры, заключённые в этот период между их правительствами, на многие годы определили пути дальнейшего сотрудничества. Первым из них, как было сказано выше, стал документ, получивший название «Беловежского соглашения». Его подписали представители России, Украины и Беларуси. Ратифицирован же он был впоследствии всеми остальными членами образовавшегося содружества.

Не менее важными юридическими актами стали соглашения, заключённые между Россией и Беларусью, а также другим её ближайшим соседом – Украиной. С Минском в апреле 1996 года был подписан важный договор о создании союза с целью взаимодействия в различных областях промышленности, науки и культуры. Аналогичные переговоры велись также и с правительством Украины, но основные документы, получившие название «Харьковских соглашений», представители правительств обоих государств подписали лишь в 2010 году.

В рамках данной статьи трудно охватить весь объём работы, проведённой дипломатами и правительствами стран СНГ и Балтии за период, истекший после распада Советского Союза и направленный на успешное взаимодействие членов новообразованного содружества. Многие проблемы удалось преодолеть, но ещё большее их количество ждёт своего решения. Успех же этого важного дела будет зависеть от доброй воли всех участников процесса.

Комментарии