Свадебные обряды и традиции

Наличие разнообразных свадебных обрядов народов мира свидетельствует о той важной роли, которую играл и продолжает играть институт брака в жизни общества. Как правило, соблюдение определенных ритуалов касается не только непосредственно самой свадьбы, но и других, связанных с ней событий, от предложения руки и сердца до помолвки.

Свадебные обряды и обычаи, существовавшие в древности у славян, и современные ритуалы связаны между собой. Вторые являются продолжением первых и имеют с ними большое сходство, хотя жизнь с тех времен сильно изменилась. Ниже будут рассмотрены как традиции древних славян и современные российские обряды, так и некоторые западные обычаи.

Система древних свадебных традиций

Свадебные обряды на Руси представляют собой целый комплекс традиций, сформировавшийся в процессе жизнедеятельности людей. Все они тесно взаимосвязаны, последовательны, вытекают один из другого и имеют определенную причину их возникновения, объясняющуюся существовавшими верованиями и фактами хозяйственной жизни.

Эта система свадебных обрядов сформировалась приблизительно в XV веке. В нее входит ряд таких этапов, как:

  1. Сватовство.
  2. Смотрины хозяйства.
  3. Сговор.
  4. Плач (или вытие).
  5. Девичник (мальчишник).
  6. Выкуп невесты.
  7. Церемония венчания.
  8. Гулянье.
  9. Свадебный пир.

Свадебные обряды славян включают в себя множество различных элементов, среди которых: обязательный набор поступков действующих лиц (невесты, жениха, дружки), причеты (плач), танцы, обрядовые песни. Далее рассмотрим, как проводилось непосредственно само свадебное торжество.

Первый свадебный день – последовательность событий

История свадебных обрядов славян рассказывает, что в первый день происходили следующие события:

  • Приезд жениха за невестой.
  • Следование к венцу.
  • Перемещение приданого.
  • Приезд пары в дом к жениху.
  • Родительское благословение.
  • Пир.

В некоторых местностях существовали другие варианты развития событий. Так, например, в северных районах применялась следующая схема свадебных обрядов первого дня:

  • Поход в баню.
  • Общение невесты с подружками.
  • Приезд жениха в дом невесты.
  • Вывод молодой к будущему мужу и гостям.
  • Потчевание гостей.

Главным во втором сценарии являлся вывод невесты на публику. Еще этот старинный свадебный обряд называли «вывод пред столы». Молодую наряжали особенно красиво, совершая над ней магические действия (заговор на счастье и удачу). В первый день все гости оставались ночевать в доме, а жениху с невестой полагалась спать вместе. Это обозначало, что сама свадьба как таковая состоялась. На второй день происходили такие события свадебного обряда, как церемония венчания в церкви и пир в доме жениха.

Роль дружки

Дружка (другой вариант – дружко) являлся одним из важнейших участников ритуала. Как правило, он выбирался из родных жениха, например, это был его товарищ или брат. В некоторых случаях таких фигур могло быть две или три, но при этом обязательно назначался главный. Непременной принадлежностью одеяния дружки являлся вышитый свадебный рушник, который повязывался через плечо. Иногда их повязывали сразу два.

Несмотря на то что каждый из участников церемонии знал порядок ее проведения, дружке отводилась роль руководителя. Он следил за правильностью и последовательностью действий и при необходимости подсказывал действующим лицам, когда причитать, танцевать, петь, выкупать невесту. Свадебные обряды на Руси предполагали едкие шутки в адрес дружки, на которые он должен был давать достойный ответ в аналогичном ключе. Что касается жениха, то он слов на свадьбе говорил мало.

Прибытие жениха

Утром первого свадебного дня в дом невесты сначала ехал дружка, чтобы убедиться, что она готова к визиту своего суженого. Молодая к этому моменту должна была нарядиться и находиться в красном углу.

После этого в дом невесты направлялся свадебный поезд, состоявший из дружки, жениха, его друзей и родственников. Они пели специальные свадебные песни, называвшиеся «поезжанскими».

По приезде жениха происходил выкуп входа в дом, который производил либо он сам, либо дружка. Это мог быть один выкуп или несколько, например, выкупались ворота, двери, дорожка к дому.

Выкуп невесты

Выкуп невесты на свадьбе – это один из существенных элементов обряда, который сохранился по сегодняшний день и является очень популярным. Ее выкупают или у подруг, или у отца с матерью. При этом девушку прячут, пока женихом не будут внесены деньги.

Раньше существовал обычай обманывать будущего мужа. К нему выводили невесту, на которую был накинут платок из плотной ткани, раньше он играл роль современной прозрачной фаты. Чтобы посмотреть на суженую, нужно было внести требуемую сумму денег. Иногда невесту подменяли другой девушкой или даже пожилой женщиной, что вызывало веселый смех и необходимость повторного выкупа.

До и после венчания

Перед тем как отправиться в церковь для проведения обряда венчания, мать и отец невесты благословляли молодых, держа в руках икону. Затем предлагали им преломить хлеб с солью. После этого невесте расплетали "девичью" косу.

Когда же уже женатая пара возвращалась в дом после завершения церковного обряда, происходило следующее. Девушке заплетали две косы, которые считались «бабьими», а волосы прятали под специальный головной убор – повойник. Существовали варианты, когда это делалось во время пира или, как у старообрядцев, между ритуалами обручения и венчания или же до обручения.

После венчания жених отвозил невесту к себе домой, где молодых благословляли родители жениха - также образами и хлебом с солью. В древности существовала традиция, имеющая языческие корни, суть которой состояла в том, что прибывших из церкви усаживали на шубу. Шкура животного (часто медвежья) выступала в качестве оберега. Хлебу, который кусали и жених, и невеста, также приписывалось магическое значение. Позже его отдавали корове, которая должна была принести хороший приплод.

Правила проведения пира

Пир проводился в доме жениха, где к приезду гостей были накрыты столы. Между едой и возлияниями пелись величальные свадебные песни. Помимо невесты и жениха, в них приветствовались их родители и дружка.

Празднество могло продолжаться от двух до трех дней. Второй день свадебного застолья проходил в доме невесты. Если гуляние затягивалось еще на день, то гости, виновники торжества и их родители снова отправлялись к жениху.

Образ медведя

Как гласят народные поверья, медведь является оберегом от нечистой силы, злые духи «терпеть не могут» его облик. Поэтому на свадьбах присутствовал человек, на которого накидывалась медвежья шкура, и он символически защищал молодых от всякой нечисти.

Позже медведю стало приписываться благотворное влияние на укрепление детородной функции, что еще в большей степени обусловило присутствие его образа на свадебной церемонии.

Жениха и невесту называли "медведем" и "медведицей", часто на медвежьей шкуре они проводили первую совместную ночь. Брачным символом это священное животное было не только во времена язычества, но оставалось им и с переходом к христианской вере.

Другие оберегающие обряды

Помимо присутствия на свадьбе образа медведя, существовали другие ритуалы, призванные оберегать молодую семью.

Вот некоторые из них:

  • Для того чтобы «ввести в заблуждение» темные силы в период сватовства, добираться до дома невесты нужно было окольными путями.
  • В продолжение всего маршрута свадебного поезда в направлении церкви раздавался звон бубенчиков в лошадиной упряжи, защищая от всякой нечисти.
  • Молодых водили вокруг дерева или столба, чтобы «закружить голову» потусторонним «недоброжелателям».
  • Жениху нужно было вносить невесту в дом на руках, не наступая при этом на порог. Ттаким образом домовой соглашался принять ее в новую семью.
  • До того как сесть за стол, нужно было воздерживаться от еды – это помогало уберечься от порчи. А также на свадьбе было запрещено сквернословить.
  • Осыпание жениха и невесты зернами злаков или хмелем было призвано привлечь в дом богатство и способствовать рождению множества детей в семье.
  • Чтобы укрепить связь будущих мужа и жены, смешивали вино из их стаканов, натягивали нити между их домами, связывали им руки свадебным рушником.

Укладывание и пробуждение молодых

Укладывание жениха и невесты в постель происходило или вечером, или ночью. Брачное ложе, которое жених обязан был выкупать, готовила сваха либо постельница. Последнюю выбирали из числа родственников невесты, она охраняла спальные принадлежности от порчи в то время, когда приданое доставляли из дома родителей девушки к жениху, а также во время застолья. При «продаже» она набивала цену, которая могла превысить «стоимость» самой невесты.

Утром или по прошествии нескольких часов свекровь, сваха или дружка будили молодую пару. Часто после этого гостям представляли свидетельство того, что невеста была девственницей, демонстрируя ее ночную рубашку или простыню.

Другим способом демонстрации невинности девушки являлись ответы жениха на ритуальные вопросы или поедание им яичницы, пирога, блина с середины или с краю. Если же девушка не оправдывала надежд на «честность», то ее саму, родителей могли высмеять, надеть им хомут на шею, измазать дегтем ворота.

Второй день гуляний

Обычно второй день свадьбы посвящался проведению разнообразных свадебных обрядов, например, следующих:

  • Поиск ярочки. Он заключался в том, что «ярочка», то есть овечка, которую изображала невеста, пряталась в доме, а человек, представляющий «пастуха», искал ее. Им был кто-либо из родственников, гостей или же все собравшиеся вместе.
  • Поход молодухи по воду с приспособлением к коромыслу двух весел, что говорило о ее ловкости.
  • Метение полов. Гости разбрасывали кругом деньги, зерно, мусор. Новоиспеченная жена должна была произвести тщательную уборку, которой окружающие давали оценку.
  • Визит жениха в дом тещи, который назывался «хлибины», «яишня». Теща угощала его яичницей или блинами, которые накрывались платком. Сверх платка зять клал деньги, выкупая еду.
  • Разъезды по деревне. Гости наряжались в одежды, носящие шутливый, гротескный характер, изображали из себя различных фольклорных персонажей.
  • Расщепление калины. На стол молодым ставился окорок и сосуд с вином, который затыкался пучком соломы и обвязывался алой лентой. После побудки молодых они отправляются потчевать родственников, друзей по их домам. По возвращении дружка «рушил» окорок, «расщеплял» калину, разнося вино.
  • Посылка калины. Если невеста оказывалась целомудренной, то ее родителям посылали бутылку вина, к которой прикрепляли ветку калины и колосья. Калина символизировала «честность» невесты и называлась ее «красотой». Если же невеста была «бесчестной», украшения в виде калины убирались отовсюду: с каравая, со стен, а вместо них втыкались сосновые ветки.

Современность и традиции

В сегодняшней действительности современные свадебные обряды включают как новые ритуалы, так и следование древним традициям. Как правило, обряд сватовства не соблюдается, молодые договариваются между собой, а их родители просто ставятся в известность. К свадьбе покупают обручальные кольца, платье для невесты (обычно белое), фату или заменяющую ее шляпку, нарядный костюм для жениха (чаще всего классический).

По аналогии со свадебным поездом у славян современные российские жених и невеста с дружками и свидетелями прибывают к месту бракосочетания на арендованном транспорте, украшенном шарами, лентами, куклами, увеличенными макетами обручальных колец. Часто в качестве свадебной машины выступает лимузин белого цвета.

Регистрация в ЗАГСе

Регистрация брака происходит в ЗАГСе или более торжественно, в специально предназначенном для этой церемонии Дворце бракосочетаний. Ее осуществляют госслужащие под марш Мендельсона, с пожеланиями счастливой семейной жизни. При этом присутствуют гости, среди которых находятся свидетели со стороны жениха и невесты, подтверждающие их подписи.

По результатам церемонии, во время которой каждый из брачующихся выражает свое согласие стать мужем и женой, выдается свидетельство о браке. В последнее время все больше пар принимают решение скрепить свои отношения обрядом венчания в храме. Но это необязательно делается во время свадьбы, иногда даже через несколько лет супружеской жизни.

Шампанское и букет невесты

По завершении церемонии регистрации жених и невеста становятся мужем и женой. Их поздравляют с этим знаменательным событием, они пьют шампанское и разбивают «на счастье» бокалы. Им под ноги бросают деньги, зерна риса или пшеницы, что явно перекликается с давним обычаем и символизирует привлечение в дом богатства и плодовитости пары.

Традиция, связанная с бросанием букета невесты, тоже берет свое начало в древности. Раньше жених сам собирал в поле определенные цветы, которые являлись символом тех или иных благ, которых он желал себе и своей любимой, например, таких, как долголетие, верность, преданность. Букет девушка прижимала к груди. Бросать же букет стали не так давно, взяв пример с западных молодоженов. Считается, что поймавшая его девушка выйдет замуж в продолжение ближайшего года.

Танец молодых на свадьбе

На древней славянской свадьбе, конечно же, не обходилось без плясок. Но особое внимание танцу жениха и невесты стало уделяться лишь последнее время. Традиция, касающаяся танца молодых на свадьбе, как и бросание букета, пришла к нам из стран Запада. Как правило, это классический вальс.

Однако это не является догмой, стремясь внести оригинальность в проведение свадебной церемонии, молодые люди выбирают и быстрые, темпераментные танцы, такие, как танго. А также это могут быть современные оригинальные композиции. Танцы специально разучивают перед свадьбой, обращаясь за помощью к профессионалам.

Фата у древних славян

Сама фата раньше не была прозрачной, она представляла собой платок из плотной ткани яркого, часто красного цвета. Как известно, красное обозначало красивое. Роль этого платка заключалась в том, чтобы уберечь невесту, пока она еще не стала женой, от порчи и сглаза.

По представлениям наших предков, наряду с видимым и осязаемым миром существовал мир злых духов, который постоянно преследовал человека, и от него нужно было защищаться. Как уже было сказано выше, невесту выводили к гостям в платке, полностью закрывающем ее лицо и волосы. И только после того, как жених выкупал ее, платок снимали.

Свадебный обряд «Снятие фаты»

Этот обряд является синтезом старых славянских и новых западных традиций. В наше время он выглядит следующим образом:

  • Проводится он ближе к завершению свадебных торжеств.
  • Фату с невесты снимает мать жениха, ее будущая свекровь.
  • После танца невесты с ее отцом гостям раздают свечи.
  • Отец передает невесту будущему зятю, напутствуя любить, уважать и беречь ее на протяжении всей их семейной жизни.
  • Посередине комнаты ставится стул, на который кладется подушка, являющаяся символом духовной и физической связи молодоженов, гармоничных отношений между ними.
  • Жених опускается на стул, усаживая любимую к себе на колени.
  • Гости с зажженными свечами окружают новобрачных.
  • Свекровь подходит к невесте, вынимает из фаты шпильки и снимает ее с девушки.
  • Последняя шпилька передается матерью своему сыну, что символизирует приход в дом новой хозяйки.
  • В заключение мать невесты надевает на нее платок, провожая в счастливую замужнюю жизнь.

Из рассказа о древних славянских и современных российских свадебных обрядах видно, что вторые часто переплетаются с первыми, вытекают из них, что украшает сегодняшние свадебные церемонии, делая их разнообразнее и духовно богаче. А также наблюдается связь и с западными традициями, которые положительно воспринимаются нынешней молодежью.

Комментарии