Бухгалтерский учет. Учет денежных средств и расчетов
Учет денежных средств и расчетов на предприятии направлен на обеспечение сохранности капитала и контроль его использования по целевому назначению. От правильной его организации зависит эффективность работы компании. Рассмотрим кратко учет денежных средств и расчетов, его задачи и особенности.
Назначение
Задачи учета денежных средств и расчетов на предприятии состоят в следующем:
- Своевременном и полном документировании операция.
- Соблюдении финансовой дисциплины.
- Достоверном и своевременном ведении аналитических документов.
- Проведении платежей по счетам компании.
Учетные сведения используются при инвентаризации капитала фирмы.
Операции с заказчиками и покупателями
Они включают в себя возмещение затрат и реализацию, получение определенной прибыли. Правила учета движения денежных средств и расчетов зависят от выбранного метода отражения операций по реализации.
Если в компании используется кассовый способ (по оплате), задолженность контрагентов накапливается на 45 счете "Товары отгруженные". Суммы отражаются по фактической себестоимости товара:
Дб сч. 45 Кд сч. 43.
При поступлении платежей в бухгалтерском учете денежные средства и расчеты организации показывают следующим образом:
- Дб сч. 51 Кд сч. 90.
- Дб сч. 90 К сч. 45 – списание реализованных изделий по себестоимости.
- Дб сч. 90 Кд сч. 68 – отражение НДС.
Списание задолженности
Неисполненные в срок денежные обязательства контрагентов списываются с 45 счета в убыток без уменьшения налогооблагаемого дохода. Эта задолженность переносится на сч. 007 (забалансовый) и учитывается на нем в течение 5 л.
При погашении обязательств сумму отражают как финансовый результат и включают в состав облагаемой прибыли.
Учет по отгрузке
Если на предприятии используется этот метод, операции отражаются по сч. 62. На нем неисполненные обязательства аккумулируются о стоимости реализации.
В регистрах бухгалтерского учета расчетов и денежных средств организации могут открываться субсчета по инкассовым, плановым и прочим платежам.
По инкассовой статье отражаются операции по документам на отгрузку, предъявленным и принятым банковской структурой. На субсчете плановых платежей учитываются систематические расчеты, которые не завершаются погашением одного документа.
В бухучете делаются следующие записи:
- Дб сч. 62 Кд сч. 90 – отгрузка продукции и предъявление счета.
- Дб сч. 90 Кд сч. 43 – списание реализованных изделий по себестоимости.
- Дб сч. 90 Кд сч. 68 – отражен НДС.
При выплате задолженности счет 62 кредитуется.
Аналитика по статье ведется по каждому предъявленному платежному документу, а при плановых отчислениях – по каждому заказчику и покупателю.
Метод начисления
Если на предприятии закреплен такой порядок учета денежных средств и расчетов, можно создать резервы по сомнительным выплатам за счет дохода. При этом прибыль, облагаемая налогом, будет уменьшаться.
Дебиторская задолженность, невостребованная после окончания установленного срока давности, должна списываться в уменьшение резерва. Суммы принимаются на сч. 007 и находятся там 5 лет. При погашении задолженности они зачисляются в прибыль в виде внереализационного дохода.
Операции по авансам
Они связаны с получением предприятием своего рода предоплаты в счет будущих поставок изделий, производства работ, предоставления услуг. Стороны договора могут оговорить конкретный размер аванса. Фирма при этом должна организовать учет по каждому поступившему платежу. Для отражения операций делается запись: Дб сч. 51 Кд сч. 62.
При поступлении аванса с него отчисляется НДС. Соответственно, делается проводка: Дб сч. 62 Кд сч. 68.
Претензии
Они оформляются письменно и содержат требования контрагента, сумму и ссылку на нормативный акт. К претензии прилагают подтверждающие документы.
Рассмотрение требований осуществляется, по общим правилам, в течение месяца. Ответ направляется в письменном виде. В случае полного или частичного удовлетворения претензий в нем указывается сумма, номер, дата платежного документа (поручения). При отказе от выполнения требований в сообщении должна содержаться ссылка на нормативный акт, допускающий это.
Контрагент при получении неудовлетворительного ответа на претензию или неполучении его вправе подать заявление в суд.
При поступлении требований учет денежных средств и расчетов (на малых предприятиях, в том числе) осуществляется по сч. 76, субсч. 76.2.
Компания вправе выставить поставщику/подрядчику претензию, если:
- Контрагент не исполнил договорные условия.
- Выявлена недостача поступившей продукции.
- Обнаружены ошибки при расчетах в документах.
Особенности отражения операций по претензиям
При нарушении договорных условий к контрагенту применяются штрафы, неустойка и пени. При их вменении учет денежных средств и расчетов в организации осуществляется следующим образом:
Дб сч. 76, субсч. 76.2 Кд сч. 91, субсч. 91.1 – начисление неустойки, пеней, штрафа и признанные контрагентом либо вмененные судом.
При выявлении в поступивших изделиях недостачи или порчи, предприятие-покупатель делает следующие записи:
- Дб сч. 94 Кд сч. 60 – отражение недостачи/порчи в пределах величин, предусмотренных договором.
- Дб сч. 76, субсч. 76.2 Кд сч. 60 – показаны потери, превышающие оговоренные в соглашении.
Если суд отказал во взыскании с контрагента убытков, недостачу списывают следующими проводками: Дб сч. 94 Кд сч. 76, субсч. 76.2.
Платежные требования/поручения
Они являются первичными документами. Учет денежных средств и расчетов по ним имеет ряд особенностей.
Платежным поручением называют распоряжение, поступающее банку от владельца счета. Оно оформляется письменным документом и содержит указание на перевод определенной суммы на р/с контрагента, открытый в этой же или иной финансовой организации.
Срок исполнения распоряжения закрепляется законодательством. Более короткий период может устанавливаться договором банковского обслуживания или вытекать из практики. Посредством платежных поручений осуществляются перечисления сумм:
- За поставленную продукцию, произведенные работы, предоставленные услуги.
- В бюджет любого уровня, внебюджетные фонды.
- Для возврата/размещения займов/депозитов, отчисления по ним процентов.
- В иных целях, оговоренных соглашением или закрепленных законом.
Поручения могут также использоваться для осуществления предварительных или периодических платежей.
Особенности оформления поручения
Распоряжение клиента формируется на бланке ф. 0401060. Поручения принимаются вне зависимости от наличия средств на р/с. При оплате на всех экземплярах документа проставляется дата списания в соответствующем поле (в случае частичного перечисления – дата последней операции), оттиск печати и подпись служащего.
По требованию плательщика банк уведомляет его об исполнении распоряжения до окончания следующего дня, идущего после обращения клиента, если другой период не оговорен в соглашении об обслуживании счета.
Аккредитивное поручение
Такое распоряжение клиента предполагает совершение платежа непосредственно после отгрузки. Поставщику необходимо предоставить в банк подтверждающие документы.
За счет аккредитива обеспечивается своевременность платежа, и устраняется вероятность его задержки. Поручение выставляется на срок, оговоренный соглашением. При этом каждый аккредитив используется для расчетных операций только с одним поставщиком.
Приобретение материальных ценностей
Бухгалтерский учет денежных средств и расчетов с поставщиками/подрядчиками осуществляется на сч. 60. Все операции отражаются на нем вне зависимости от времени оплаты по выставленному счету. На предъявленные платежные документы составляются проводки:
- Дб сч. 10 (и других счетов учета ТМЦ) Кд сч. 60;.
- Дб сч. 19 Кд сч. 60.
Учет денежных средств и расчетов при доставке и переработке ТМЦ сторонними предприятиями делаются аналогичные записи.
В случае поставки ценностей без документов следует проверить, не отражены ли объекты как оплаченные, но вывезенные со склада или находящиеся в пути, а сумма не числится ли в составе дебиторской задолженности. После этого материалы отражаются как неотфактуренные поставки: Дб сч. 10, сч. 15 Кд сч. 60.
При получении расчетной документации эту запись стронируют и делают новую проводку.
Аналитический учет
Его ведение должно обеспечивать получение необходимых сведений по разным поставщикам, акцептованным документам, неотфактуренным поставкам, векселям, время оплаты которых не наступило и уже истекло, коммерческим кредитам. Эта информация используется при формировании баланса.
Если на предприятии используется журнально-ордерный учет денежных средств и расчетов, сведения обобщаются в ф. № 1. Операции отражают по кредиту сч. 60 позиционным методом по каждому платежному документу.
Аналитический учет денежных средств и расчетов с подрядчиками/поставщиками по плановым платежам ведется в ведомости по ф. № 5. Данные из нее общими итогами в конце месяца переносят в журнал-ордер № 6.
Социальное страхование
Отчисления на различные социальные нужды относятся на издержки обращения или производства. Пособия по нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение выплачиваются из средств фонда социального страхования. Организация осуществляет отчисления в ПФР и ФОМС, а также в фонд занятости (для обеспечения временно нетрудоустроенных лиц).
Учет денежных средств и расчетов по социальному обеспечению и страхованию осуществляется на 69 счете.
При начислении составляется запись: Дб сч. 20 (23, 26, 25) Кд сч. 69.
Расходы отражаются следующим образом: Дб сч. 69 Кд сч. 70.
Оплата труда
Учет операций осуществляется на 70 счете. По кредиту ведут учет начисления, по дебету – удержаний. Сальдо означает наличие задолженности перед персоналом. В соответствии с местом занятости работников суммы зарплаты, начисленной за выработанное время, переносятся в Дб сч. 20, 23, 25, 43, 26 ли 44. Кредитуется 70 счет.
Если резервирование не предусмотрено, делается запись: Дб сч. 20 (23) Кд сч. 70.
На предприятии может осуществляться выплата за выслугу лет. Если средства зарезервированы, отчисления производятся из них, если нет – из фонда потребления.
Удержания
Из зарплаты отчисляются:
- НДФЛ – Дб сч. 70 Кд сч. 68.
- Суммы по исполнительным документам – Дб сч. 70 Кд сч. 76.
- Взыскания за бракованную продукцию – Дб сч. 70 Кд сч. 28.
Оставшаяся сумма заработка выдается сотрудникам. При этом составляется запись: Дб сч. 70 Кд сч. 50.
Кассовые операции
Они связаны с получением, хранением, расходованием средств, поступивших в кассу из банка. При передаче денег составляется проводка: Дб сч. 50 Кд сч. 51.
Первичными документами для учета расчетов и средств являются:
- Приходный и расходный кассовые ордера.
- Кассовая книга.
- Платежные ведомости.
- Журнал регистрации ордеров.
- Книга учета выданных и полученных денег.
Ордера должны быть оформлены без ошибок и помарок. Листы в книге кассира нумеруются, прошнуровываются; документ заверяется подписью гл. бухгалтера и директора фирмы.
Операции с подотчетными лицами
Для обобщения сведений о них используется 71 счет. На нем производится учет денежных средств и расчетов с подотчетными лицами по закупке ТМЦ, суммам, выданным на хозяйственные нужды, командировки.
Перечни лиц, имеющих право выдавать средства под отчет, утверждаются руководителем.
Согласно действующим правилам, сотрудники, получившие средства, должны отчитываться по их расходованию. Остатки денег должны быть возвращены на предприятие. Невозвращенные суммы отражаются на сч. 94 (к нему открывается специальный субсчет). Впоследствии осуществляется списание на сч. 70 или 73.
Сотрудники должны предоставить в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы.
Выдача средств отражается записью: Дб сч. 10 Кд сч. 71.
Операции на р/с
Учет денежных средств на расчетном счете осуществляется по разным документам в зависимости от формы платежей. При операциях с наличностью ими являются:
- денежные чеки;
- объявления на взнос.
При безналичных расчетах используются:
- акцептная форма;
- платежные поручения;
- инкассовые документы;
- банковский мемориальный ордер.
Первый вариант является наиболее распространенным. При акцептной форме банк является посредником между покупателем и поставщиком. Последний получает деньги на основании расчетных бумаг.
Операции с дебиторами/кредиторами
Для их отражения используется 76 счет. Учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами частично уже был рассмотрен выше. На 76 счете отражаются операции по личному/имущественному страхованию, претензиям, депонированным суммам, дивидендам.
По этой статье учитывается достаточно большое число расчетов преимущественно некоммерческого характера. Соответственно, бухгалтер открывает субсчета, не предусмотренные в Плане.
Субсч. 76.1, к примеру, используется для отражения операций по страхованию при возникновении ущерба имуществу вследствие стихийных бедствий. При этом составляется запись: Дб сч. 44 Кд сч. 76.1.
При получении возмещения от страховой компании дебетуется 51 счет. Если потери покрываются суммой не полностью, на величину некомпенсированной части формируется запись: Дб сч. 91.2 Кд сч. 76.1.
Кредиты и займы
Предприятие вынуждено использовать средства финансовых организаций (банков) при недостаточности собственного капитала. Кредиты выдаются на основании договоров. Банк устанавливает размер, условия выдачи и погашения задолженности, процентные ставки.
Займы предприятие получает от других хозяйствующих субъектов. Их выдача также оформляется договором, в котором закрепляются все существенные условия сделки.
Средства предприятия могут получать на разные сроки – меньше года или больше. Соответственно, учет денежных средств и расчетов по кредитам и займам осуществляется на счетах 66 и 67. Эти статьи входят в пассив. По кредиту отражается получение средств и возникновение задолженности, по дебету – возврат сумм.
Кредиты и займы могут выдаваться с зачислением денег на счета. В таких случаях составляется запись: Дб сч. 50-52 Кд сч. 66 (67).
На указанных счетах учитываются также средства, полученные от выпуска и размещения облигаций. Суммы при этом отражают обособленно от прочих займов. Стоимость облигаций может быть ниже или выше номинальной цены. Разницу отражают по 91 счету. Если стоимость выше номинальной, ее включают в прочие доходы на субсч. 91.1, если ниже – в субсч. 91.2
Отражение процентов и операций по погашению облигаций осуществляется так же, как и для обычных займов.
Учет денежных средств и расчетов в ПМР
В Приднестровской Молдавской Республике все операции отражаются в национальной валюте – рублях. В ПМР учет денежных средств и расчетов по кассе производится на 50 счете. К нему могут открываться субсчета:
- 50.1 – касса организации;
- 50.2 – операционная касса и пр.
По субсч. 50.2 отражается наличие и движение средств товарных контор, эксплуатационных участков, речных переправ, остановочных пунктов, портов, пристаней, вокзалов, отделений связи и т. д.
В дебете учитывается поступление, по кредиту – выплата.
Когда в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются кассовые операции в инвалюте, к 50 счету открывают соответствующие субсчета. На них обособленно отражают движение средств. При этом производится их конвертация в национальную валюту по курсу ЦБ ПМР на день совершения операции. В аналитическом учете одновременно делаются записи в валюте платежей и расчетов.
При поступлении денег в кассу предприятия бухгалтер формирует следующие проводки:
- Дб сч. 50 Кд сч. 51 (52) – отражается сумма поступившей наличности с расчетного или валютного счета.
- Дб сч. 50 Кд сч. 61 – учитывается поступившая выручка от заказчиков/покупателей.
- Дб сч. 50 Кд. Сч. 71 – отражены суммы средств, возвращенных подотчетными работниками.
- Дб сч. 50 Кд сч. 76 – учтена наличность, полученная от дебиторов.
- Дб сч. 50 Кд сч. 70 – отражены суммы начисленного заработка персоналу.
Выдачу средств оформляют следующими записями:
- Дб сч. 51 (52) Кд сч. 50 – отражаются операции на сумму переданных на счет (расчетный/валютный) средств, превышающую кассовый лимит.
- Дб сч. 60 Кд сч. 50 – учитывается наличность по оплате счетов, предъявленных подрядчиками и поставщиками.
- Дб сч. 76 Кд сч. 50 – отражаются суммы по счетам кредиторов.
- Дб сч. 71 Кд сч. 50 – учитываются средства, выданные подотчетному сотруднику.
- Кд сч. 70 Дб сч. 50 – отражаются суммы выданной зарплаты персоналу.
В завершении месяца обороты по кредиту и дебету 50 счета сопоставляются. По результатам сравнения выводится остаток (сальдо). Его величину сверяют с данными кассовой книги.
Синтетический учет наличности предприятия ведут в журнале-ордере по ф. 1 и в ведомости по ф. 1.
Инвентаризация кассы
Эта процедура обеспечивает достоверность информации, отраженной в документах бухгалтерского учета. Инвентаризация обязательна в случаях:
- Передачи имущества в аренду, при продаже/приобретении.
- Преобразования муниципального или госпредприятия.
- Увольнения материально-ответственного работника.
- Выявления фактов злоупотребления полномочиями, порчи/хищения имущества.
- Стихийных бедствий.
- Ликвидации/реорганизации хозяйствующего субъекта.
Инвентаризация кассы может проводиться также по решению суда или предписанию прокуратуры.
Ревизия должна проводиться внезапно. Для инвентаризации на предприятии формируется комиссия, состав которой утверждается руководителем.
Результаты проверки оформляются актом. При выявлении излишков или недостач материально-ответственный сотрудник пишет объяснительную. Излишние суммы приходуются и переносятся в доход предприятия. При этом делается такая проводка:
- Дб сч. 50 Кд сч. 48.
- Дб сч. 48 Кд сч. 80.
Недостачи подлежат удержанию с материально-ответственного служащего.
Ответственность за выполнение правил ведения операций по кассе возлагается непосредственно на операционных работников, гл. бухгалтера и руководителя организации. К лицам, виновным в нарушениях финансовой дисциплины, применяются меры, предусмотренные законодательством ПМР. Возмещение крупных убытков осуществляется в судебном порядке.