Рынок и Рыночный Механизм
Рынок и рыночный механизм представляют собой саморегулирующуюся систему ресурсов производства, обмена и распределения благ, которая основана на конкурентной среде и взаимодействии спроса и предложения, регулируемого свободным ценовым сигналом.
В рыночной свободной децентрализованной экономике предложение благодаря конкуренции и гибкости цен подстраивается под меняющийся спрос, что делает невозможным существование хронического дефицита, низкое качество товаров и их слишком узкий ассортимент.
Экономисты классической и неоклассической школ, исследуя рынок и рыночный механизм, делали акцент на то, что рынок способен автоматически восстанавливать равновесие в случаях его временной утраты. Регулирование пропорций производственных процессов является функцией закона стоимости.
Рынок и рыночный механизм раскрывают свои возможности только в конкурентной среде. Чем больше отклонение реального рынка от идеальной модели, тем работа рыночного механизма менее эффективна. На процессы ценообразования влияют монополии, что снижает эффективность, с которой должны использоваться ресурсы, при этом доходы в основном распределяются между монополистами. В этой ситуации возникает необходимость вмешательства государства в сферу экономики для уменьшения последствий негативного влияния на конкурентную среду воздействия монополий.
Рынок и рыночный механизм формируют цены и распределяют ресурсы. Механизм рыночного саморегулирования включает в себя такие ключевые понятия как конкуренция, цена, спрос и предложение.
Спрос является термином обобщающим. Он описывает всех потенциальных и фактических покупателей. Свидетельствует спрос о проявлении потребностей людей, которые обеспечены денежным эквивалентом. Он не выражает всю совокупность потребностей, а только ту часть, которая обеспечена денежными средствами. При этом рынок и рыночный механизм удовлетворяют только те потребности, которые выражаются через спрос. К ним не относятся услуги и блага коллективного пользования, то есть общественные товары.
Предложение, как и спрос, является обобщающим термином. Он описывает поведения потенциальных и фактических продавцов (производителей) товаров. Предложение иногда определяют как совокупность товаров в пределах определенных ценовых границ, которые присутствуют на рынке и могут быть проданы производителями.
Цена в денежном выражении показывает стоимость товара. Цена зависит от стоимости товаров и соотношения предложения и спроса на рынке. Устанавливаются цены под воздействием экономических законов, в первую очередь закона стоимости, согласно которому в основе цены находятся общественно необходимые трудовые затраты. Также на цену влияют законы спроса и предложения. Механизм рыночной экономики проявляется в случаях несоответствия категорий спроса и предложения в сфере обмена.
Конкуренция выступает формой взаимодействия субъектов рынка и рыночного механизма, она также регулируем пропорции спроса и предложения.
Каждый элемент механизма рынка связан с другими самым непосредственным и тесным образом. Цена является основным инструментом рыночного механизма, координируя и приспосабливая друг к другу предложение со спросом. Ориентируясь на цену, предприниматели и потребители выбирают, какой товар производить или приобретать. Именно цены характеризуют состояние рынка.
Элементы рыночного механизма постоянно взаимодействуют. Спрос связан с предложением, они зависят от уровня цен. В свою очередь, конкуренция влияет на все перечисленные категории, объединяя их в систему. При таком влиянии компонентов механизма друг на друга они балансируют рыночные отношения.