Аудиторские стандарты – база ведения аудиторской деятельности

Любая работа делается более качественно и эффективно, если она соответствует определенным стандартам, выработанным в течении долгого времени под воздействием практического опыта. Аудит не является исключением – более того, сложно представить себе сферу деятельности, в которой стандартизация была бы более востребована. В данной статье мы расскажем о том, что такое аудиторские стандарты, каких видов они бывают и как применяются.

Бухгалтерский учет исторически и логически является первичным относительно аудита, что совершенно логично, ведь аудит – это проверка качества ведения учета с целью выявления случайных либо преднамеренных ошибок. Тогда разумно предположить, что аудит перенимает некоторые характерные черты учета. Одной из важнейших таких черт является использование стандартов учета – специальных документов, содержащих в себе правила и рекомендации касательно ведения бухгалтерии. Эти стандарты были сформированы после Второй мировой войны, в период бурного развития международных организаций. Разработкой и распространением этих документов занималась Международная Федерация бухгалтеров. С практической точки зрения необходимость создания стандартов объяснялась феноменом глобализации – экономики разных стран все плотнее связывались между собой, образуя единый механизм мировой экономики. Поэтому унификация учета в разных странах существенно облегчала работу бухгалтеров и финансовых аналитиков как отдельных фирм, так и контролирующих их органов, а более всего – стремительно развивающихся транснациональных корпораций. С началом развития аудиторской деятельности появилась необходимость в создании таких документов, как аудиторские стандарты. Благодаря их принятию был выработан единый подход к проведению аудита, что опять же существенно облегчило жизнь как самим проверяющим, так и их клиентам.

Важно также обратить внимание на то, как классифицируют аудиторские стандарты. Как правило, наиболее популярной является классификация по масштабам субъекта, принявшего тот или иной стандарт:

1) Международные аудиторские стандарты – принимаются Международной Федерацией Бухгалтеров и регламентируют общие основания проведения аудита во всех странах, являющихся участниками МФБ.

2) Национальные стандарты аудита – принимаются правительствами отдельных стран и регламентируют формы и способы проведения аудита в соответствии с особенностями национального законодательства и ведения учета. Если страна является участником МФБ, то ее национальные стандарты не могут противоречить международным, а в большинстве случаев являются полной копией всемирных стандартов.

3) Внутрифирменные аудиторские стандарты – действуют внутри одной компании, определяя ее корпоративную политику и «фирменный стиль» в проведении проверок. Если компания работает только в одной стране, ее внутрифирменные стандарты не могут противоречить национальным, а если аудиторская фирма является транснациональной корпорацией (как представители «Большой четверка» - Ernst & Young, Deloitte, KPMG и PricewaterhouseCoopers), то ее внутренние нормы должны соответствовать международным стандартам.

Аудиторские стандарты являются своего рода инструкцией по проведению аудита – в них четко расписаны процедуры, проводимые во время различных видов проверок, указаны необходимые объемы выборок и допустимые значения существенности ошибок. Соблюдение стандартов гарантирует качественное выполнение работы по проверке состояния учета на предприятии, а значит – позволяет быть уверенными в том, что клиенты не предъявят аудитору претензии из-за убытков, причиненных вследствие недобросовестно проведенной проверки.

Комментарии