«О теле и душе». Отзывы о возвышенно-поэтическом кино от Ильдико Эньеди

В 2017 году главный приз Берлинского кинофестиваля получил венгерский проект режиссера Ильдико Эньеди, известной соотечественникам по фильму «Мой ХХ век» с Олегом Янковским. По результатам голосования на счету ленты четыре награды: «Золотой медведь», гран-при ФИПРЕССИ, "Приз экуменического жюри" и зрительских симпатий. Судя по всему, каждое из названных собраний критиков и зрителей хотело обязательно отметить создание проекта, безжалостно и крайне точно передающего чувство онемения, актуальное для современного социума. Отзывы «О теле и душе» имеет исключительно благосклонные, рейтинг фильма IMDb: 8.00.

Фирменный почерк

Ильдико Эньеди не снимала игровое кино на протяжении последних 20-ти лет. Постановщица занималась созданием телелент, короткометражек и документалистикой. «О теле и душе» отзывы кинодеятелей позиционируют как возвращение в большой кинематограф, наглядно демонстрирующий то, что режиссер не утратила ни толики своего фирменного стиля: программной отстраненности от политики, игры со сновидениями, зеркальных отражений и двойников, поиски себя и любви главных героев, а главное – очень хваткий женский взгляд на окружающую действительность. Неслучайно «О теле и душе» отзывы критиков характеризуют как болезненное и возвышенно поэтическое кино.

Вдохновением к созданию проекта для Эньеди послужило стихотворение поэтессы из Венгрии Агнеш Немеш Надь, в котором красочно повествуется о страсти, на самом деле бушующей внутри каждого обывателя, даже самого отстраненного.

Идеальный образец женского кино

Согласно оценке экспертов кино, оглашенной в отзывах о фильме «О теле и душе», картина идеально скроена и сшита, порой даже слишком, потому от авторских подсказок и точно расставленных акцентов повествование делается слишком предсказуемым. Но это подкупает зрителя, которому порой нравится чувствовать себя не глупее создателей проекта.

Многие зрители в отзывах о фильме «О теле и душе» его главным достоинством называют непостижимую игру животных. Повествование открывает сцена-панорама заснеженного леса с его жителями – величественной парой оленей. Самец, нашедший своей подруге корм, наблюдает, как она жует, после они направляются к пруду, пьют, периодически соприкасаясь влажными носами. Этот безмятежный эпизод резко сменяется сценой на скотобойне, происходящее действо не щадит нервы зрительской аудитории. Эньеди без прикрас демонстрирует кровавый процесс превращения коров в говядину.

Краткое описание сюжетной линии

На скотобойную ферму приходит новая сотрудница Мария (Александра Борбей), заняв вакансию инспектора по качеству. Коллегам она напоминает инопланетянку. Сама себя женщина воспринимает как бесчувственного робота. Героиня наделена выдающейся способностью к запоминанию, рациональным мышлением, при этом напрочь лишена сентиментальности. Она – противоположность своему руководителю Эндре (Геза Морсани), умудренному жизненным опытом одинокому мужчине с парализованной левой рукой и взрослой дочкой. Начальник, как водится, пытается наладить контакт с новым работником, но наталкивается на ледяную отчужденность новоиспеченного инспектора по качеству. Вскоре на производство прибывает психолог, который в ходе анкетирования работников обнаруживает, что этих двоих регулярно преследуют сновидения с участием описанной выше пары оленей.

В повествовании ленты «О теле и душе» отзывы специалистов акцентируют внимание на множестве непредсказуемых поворотов, но отмечают, что интереснее всего наблюдать за мастерством прекрасного актерского дуэта. Творческий тандем Геза Морчани и Александры Борбей наделен истинно животной органикой.

Реализм и гуманность

Фильм «О теле и душе» отзывы зрителей хвалят, как и рецензии кинокритиков. При этом многие авторы утверждают, что местами ленту смотреть довольно трудно. Проект Ильдико Эньеди, с этической точки зрения, является безупречным жестом. Создатели, внедрившись в реально существующую скотобойню, снимали будничный производственный процесс с разрешения руководства и сотрудников. При этом во имя съемок ни одно животное не пострадало, наоборот, предсмертные страдания животных были увековечены в гуманистической ленте о том, что нет никакой разницы между оленями, коровами и людьми. И те, и другие, и третьи порой обречены на одиночество и в итоге на смерть. К ним никто не придет на выручку. Лишь взгляд другого или объектив камеры способен ненадолго всколыхнуть душу приговоренного к страданиям тела.

Специфика съемочного процесса

Вспомогательный эффект фильму придает авторская манера съемки. Визуализация в высшей степени минималистична. Поэтому, если бы не ее красота, можно было бы утверждать, что постановщица с оператором Мате Хербаи решили придерживаться правил «Догмы-95», согласно которым, мнимые действия запрещаются, музыка используется, если она есть в кадре, съемки исключительно на натуре, действо – здесь и сейчас. Кроме этого, персонажи неизменно находятся в закрытых пространствах помещения – дома и на работе, одиноко уставившись в монитор ноутбука или телевизора. Улица видна лишь в отражении витрин, скрытая вечерними сумерками, или пейзаж сильно размыт.

При всем этом кино «О теле и душе» отзывы не характеризуют как метафизическую притчу, авторы в рецензиях склонны причислять фильм к бытовым трагикомедиям. Действительно, в ленте много смешного и абсурдного, точного, сентиментального и трогательного.

Комментарии