Калькуляция себестоимости продукции по четырем основным признакам
Цена любой продукции, представленной на рынке, является следствием взаимодействия предложения и спроса. Действие законов ценообразования на рынке, когда действует свободная конкуренция, приводит к тому, что цена продукции не может быть сформирована по желанию производителя либо покупателя, стоимость выравнивается автоматически. А вот затраты, которые формируют себестоимость продукции – это совсем другое дело. Данные показатели могут расти либо снижаться и это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Таким образом, у производителя есть множество рычагов, позволяющих снизить затраты. Умелые руководители используют данные рычаги, но для этого нужна основа – калькуляция себестоимости продукции.
На сегодняшний день калькуляция себестоимости продукции может быть сформирована согласно одной из четырёх систем калькулирования, которые будут рассмотрены ниже. Формирование себестоимости, таким образом, происходит в зависимости от четырёх признаков.
1. Калькуляция себестоимости продукции по периоду составления. К таким калькуляциям относятся расчёты, представленные предварительными (плановыми, прогнозными, проектными, сметными и нормативными) и отчетными. Смысл подобного калькулирования - это прогнозные расчеты, которые формируют бюджет, а в конечном итоге влияют на капитал, а точнее его величину. Калькулирование по данным, полученным фактически, имеет "посмертный" характер, то есть чем более долгим будет период, за который проводится расчёт, тем меньшей будет познавательная ценность такой калькуляции.
2. Калькуляция себестоимости готовой продукции, проводимая по отношению к объекту расчётов. Этот признак позволяет формировать себестоимость в трёх вариантах исчисления:
- на каждую единицу готовой продукции либо на каждую оказанную услугу. Данный подход является наиболее распространённым: общие затраты, которые понёс производитель делятся на количество единиц готовой продукции либо число оказанных услуг;
- на каждый центр ответственности и/или место возникновения затрат. Такой подход возможен в связи с тем, что затраты не возникают самостоятельно, а рождаются по воле тех лиц, которые управляют финансами. Таким образом и калькулированию подлежит не себестоимость готового изделия, а те затраты, которые осуществили уполномоченные лица;
- на каждую производственную функцию. Этот подход к калькулированию, является самым новым и получил название "ABC". Тут предполагается исчисление затрат, которые повлекло выполнение каждой функции управления: изготовление, хранение, перемещение, реализация и т.д.
3. Калькуляция себестоимости продукции в зависимости от поведения затрат, связанных с изменением производственного объема. Тут обычно выделяют такие системы калькулирования, которые включают в себестоимость либо все затраты либо только те, которые изменяются.
4. Калькуляция себестоимости готовой продукции по способу исчисления. Данный признак обуславливает появление двух подходов - расчёт исторической (фактической) либо предварительной (плановой, нормативной) себестоимости. Первый подход подразумевает формирование себестоимости на основании документированных данных, говорящих о затратах понесённых фактически, а второй - по нормам, которые были составлены заранее. Данные нормы оказываются действительностью лишь в редких случаях – жизнь всегда вносит свои коррективы, но зато указывают работнику к чему стремиться. Удачной работой считается 80%-ое выполнение нормы, а перевыполнение таких норм достаточно проблематично.
Не стоит забывать, что в условиях рыночной экономики себестоимость не может быть рассмотрена как основа для расчёта цены продажи. В современных реалиях цену диктует спрос, а фактическая себестоимость готовой продукции, рассчитанная для этих целей, теряет смысл в силу ряда причин.