Места возникновения затрат: учет, организация, группировка
Одна из главных задач любого учета на предприятии – это расчет себестоимости одной единицы произведенной продукции. Именно она влияет на принятие основных управленческих решений. Успешность деятельности фирмы напрямую зависит от ее формирования, так как расходы влияют на размер цены реализации, а данные о себестоимости являются основополагающими при управлении текущими процессами в бизнесе и принятии управленческих решений. В данной статье уделяется внимание типам затрат, системам их учета и способам распределения на себестоимость.
Важные определения и термины
Распределение затрат – отнесение понесенных расходов на конкретные объекты.
Объекты затрат – учетная единица, формирующая траты, которые влияют на стоимость продукции, капиталовложений, услуг, работ.
Места возникновения затрат – организационная единица. Это может быть цех, участок – единица, накапливающая и систематизирующая сведения об издержках и общих расходах.
Принципы калькулирования
Для расчета себестоимости выпускаемой продукции используют метод ее калькулирования. При этом используется несколько способов: с включением только переменных издержек (директ-костинг), учетом всех затрат либо с использованием установленных нормативных расходов.
Для удобства расчета и более верного принятия решений в управленческом учете применяется классификация производственных расходов по двум видам объектов. Этот процесс осуществляется поэтапно. В начале следует группировка затрат по месту возникновения, затем их разносят на калькуляционную единицу или конкретную продукцию. Рассмотрим более подробно первоначальный этап.
Виды центров ответственности
Как уже отмечалось, место возникновения затрат (центр ответственности) – это структурная единица компании. Каждый такой центр несет определенные расходы и вносит вклад в изготовление конечного продукта или услуги.
Расходы каждого места возникновения затрат контролируются и измеряются ответственным лицом. А вот вклад в итоговый продукт иногда определить сложно. Например, невозможно определить доход от деятельности бухгалтерии предприятия. Таким образом, не все подразделения фирмы, осуществляющие соизмерение прибыли и расходов, могут участвовать в распределении доходов. Исходя из возможности формирования и распределения прибыли, места возникновения затрат производств и других предприятий подразделяются на центры затрат, доходов (прибыли) и вложений (инвестиций). Остановимся подробнее на каждом из них.
Центры расходов
В этих центрах обычно учет затрат по местам возникновения является основным. Контроль доходов здесь не проводится. Таким центром может быть производственный цех, роботизированное рабочее место, бригада или участок. Его основной задачей становится максимальное сокращение расходов.
Центры прибыли
Здесь уже не только ведется учет расходов. Руководитель центра путем сопоставления понесенных расходов и полученных доходов определяет прибыль. Основной задачей этого места возникновения затрат становится достижение как можно большей прибыли.
Центры инвестиций
В этих центрах контролю подвергаются не только полученные доходы, понесенные расходы, итоговая прибыль, но и распределение этой прибыли, например, вложение в активы фирмы. Такие центры обычно достаточно крупные – это филиалы, иногородние подразделения компании, дочерние предприятия.
Классификация центров ответственности
По принципу участия в хозяйственной деятельности компании и выполняемых производственных функций классификация мест возникновения затрат подразумевает выделение перечисленных ниже видов центров.
Центр, отвечающий за закупки, планирует объемы приобретения материалов и других товарных запасов, ведет их учет, контроль за хранением и расходованием в производственных целях.
Центр ответственности за производство ведет учет, осуществляет контроль и планирование затрат на изготовление продукции. Задачей этого места возникновения затрат является также структурирование ассортимента фирмы, контроль объема производства, себестоимости и качества итогового продукта.
Центр продаж (ответственности за реализацию) ведет учет и планирование расходов на реализацию. Здесь контролируются такие показатели деятельности, как объем реализованных продуктов, их структура, рентабельность готовой продукции в разрезе различных товарных групп, а также выручка. Эти структурные единицы могут еще называться центрами доходов.
Центры управления не участвуют непосредственно в процессе производства, но являются неотъемлемой составляющей финансово-хозяйственной деятельности и важными структурными единицами компании. К ним относятся плановые отделы, бухгалтерские подразделения, служба управленческого учета. Здесь учитываются и контролируются затраты на собственное функционирование и дается оценка эффективности работы.
Деятельность
Основной функцией ответственных центров является организация учета затрат по местам возникновения. Реализуется это путем сравнения фактически понесенных расходов с плановым показателями, рассчитанными в смете, которая служит своеобразным экономическим планом для каждого места возникновения затрат. Она целесообразно составляется с учетом только тех затрат, которые подконтрольны данному центру.
Актуально применение так называемых гибких (или вариативных) смет, когда планируемые затраты можно сопоставлять и видоизменять в соответствии с фактическим объемом выпуска и производства продукции. При этом при пересчете по месту возникновения затраты группируются на постоянные или неизменяемые, переменные и частично переменные.
Изменяемые затраты при уточнении расходов корректируются на фактическую величину производства. Частично переменные затраты корректируются на величину фактического изменения объема производства с учетом зависимости этих расходов от его размера. Постоянные расходы при уточнении затрат по смете не корректируются.
Отчет о деятельности
Результаты и анализ соотношения понесенных и планируемых затрат отражаются ответственными лицами центров в отчетах об исполнении утвержденных смет. Такой отчет формируется в виде таблицы, где указываются виды затрат, за которые несет ответственность данный центр, заносятся контрольные показатели, а также рассчитываются допущенные отклонения.
Условия эффективной деятельности
Эффективность системы учета затрат по местам их возникновения с целью управления расходами и прибылью организации может быть достигнута при соблюдении нескольких условий:
- Реалистичный, основанный на производственной структуре выбор ответственных центров.
- Формирование сметы для конкретного центра затрат, которая призвана стимулировать их максимальное сокращение.
- Правильный и адекватный выбор списка затрат, реально контролируемых конкретным центром.
- Грамотный выбор ответственных лиц, на которых будут возлагаться полномочия по контролю расходов.
- Наличие тесной взаимосвязи отчетов и деятельности в целом в различных местах возникновения затрат.
- Совместное сосуществование учета по центрам возникновения затрат с общей производственной системой учета.
Учет в центрах затрат
Как уже отмечалось, центр – это вид места возникновения затрат, которым может стать любая организационная единица, способная осуществлять контроль собственных затрат. В этом пункте предусмотрена также организация нормирования и планирования понесенных расходов и определение ответственного за ведение учета и предоставление отчетности.
Определение центров затрат осуществляется руководством в зависимости от целей и общей структуры экономического субъекта. При этом следует помнить, что одновременно с увеличением числа центров, увеличивается степень контроля затрат, но растут и расходы на содержание мест возникновения затрат.
После определения центров затрат для каждого из них составляется смета только тех расходов, которые располагаются в рамках ответственности данного подразделения.
Прямые производственные расходы должны учитываться на основании данных первичного бухгалтерского учета. Косвенные затраты делятся в смете на принадлежащие данному центру и распределенные из других.
Для наиболее успешного определения центров затрат, ведения в них учетной деятельности, составления отчетов рекомендуется использование издаваемых по отраслям методических рекомендаций.
Учет в прибыльных центрах
Центрами прибыли являются те подразделения фирмы, которые отвечают и могут влиять не только на расходы, но и участвуют в формировании и распределении доходов. Это, например, цех, отдел сбыта, организация в целом.
Основным отчетным документом таких центров является отчет о прибыли, который формируется в зависимости от используемого показателя прибыли: чистой, от продаж, до налогообложения или валовой.
Взамен отчетов о прибыли доходные центры могут предоставлять отчеты о маржинальном доходе. В этом случае постоянные траты делятся на косвенные и прямые с учетом специфики процесса изготовления продукции. Тогда маржинальный доход определяется разницей выручки от продаж и сумм переменных расходов. Для конкретизации учетных показателей определяется также остаточный доход, образующийся из разницы между маржинальным доходом и постоянными издержками.
Учет по центрам инвестиций
Центрами инвестиций являются самые крупные структурные единицы – дочерние предприятия и филиалы. Их отчетностью является общепринятая финансовая отчетность, включающая отчет о результатах. При этом при проведении сравнения эффективности работы отдельных центров инвестиций головная организация ориентирована не только на показатели прибыли, но и на специфику производства, объемы активов, размеры деятельности в целом. Поэтому при оценке деятельности центров инвестиций используют показатели рентабельности и добавленной стоимости.
Проблемы учета затрат, их распределения, грамотного выделения мест их возникновения, влияния совокупных расходов на себестоимость готового продукта являются одними из важнейших направлений управления бизнесом. В зависимости от специфики деятельности организации могут применять различные методы учета затрат. Выбор способа обычно находится в зоне ответственности головной организации или руководителя фирмы.