Музей-ледокол "Ленин" в Мурманске: увлекательная история освоения Севера
Если довелось оказаться в Мурманске, стоит найти пару часов и посетить знаменитый ледокол «Ленин», пришвартованный в водах Кольского залива.
Этот ледокол – не просто первый в мире корабль с атомным двигателем, прежде всего, он - воплощение истории нашей страны, ее достижений и побед.
Зная, где находится ледокол «Ленин» в Мурманске, расписание и стоимость посещения, легко спланировать визит, а после этой статьи станет понятно, на что обращать внимание в ходе экскурсии.
Создание ледокола
Активное изучение и начало освоение Севера потребовало создать надежную технику, способную работать в арктических условиях.
Решение о строительстве ледохода было принято в 1953 году и носило секретное название «Проект-92». Разработкой конструкции занималось ЦКБ-15, называемое также «Айсберг». Главным конструктором назначили В. И. Неганова, научным руководителем стал академик А. П. Александров, занимавшийся освоением атомной энергии.
Чтобы построить небывалую конструкцию, пришлось создавать немалого нового: искать подходящий вид сплава для корабельного корпуса, строить силовые атомные установки, придумывать и монтировать дистанционное управление всеми системами и устройствами.
Ледокол «Ленин» в Мурманске стал первым в мире надводным судном с ядерным реактором в качестве двигателя. На корабле было 4 турбогенератора, 3 электродвигателя, 2 дополнительные электростанции, вертолетная площадка.
Корабль строили на ленинградском судостроительном заводе необычайно быстро. Во время строительства верфь посещали почетные гости - вице-президент США Р. Никсон и премьер-министр Британии Г. Макмиллан, которые хотели своими глазами увидеть «русское чудо».
Понадобилось чуть более года, затем ледокол «Ленин» был спущен на воду 5 декабря 1957. Испытания ядерного реактора продолжались еще пару лет, в 1960 ледокол вышел на свой первый маршрут.
О ледоколе
Сегодня ледокол «Ленин» в Мурманске – это память о великой истории. Но тем, кто плавал на нем, наверное, кажется, что это было не так давно.
После создания ледокола нового образца, экипаж мог спокойно и с комфортом работать в сложных условиях, провожая обычные суда по Северному морскому пути. Обслуживая сибирские порты, атомоход «Ленин» содействовал развитию всего региона.
С применением атомохода «Ленин» навигация на Северном морском пути стала возможной не в течении трех летних месяцев, а практически весь год – 11 месяцев!
После «Ленина» конструкторы создали целую серию ледоколов «Арктика», и это позволило работать на Севере круглый год.
Корабль изнутри
Для комфорта экипажа внутреннее убранство ледокола отличалось небывалой по тем временам роскошью и удобствами.
Фойе украшено парадной нарядной лестницей, по сторонам которой раньше висели художественно выполненные в технике чеканки портреты вождей СССР. Коридоры ледокола сделаны широкими и просторными. На корабле работали кинозал и сауна, фотолаборатория и библиотека, курительный салон и музыкальный. В комнате отдыха принимались сигналы спутникового телевидения, а еще была кинопроекторская.
Для внезапно заболевших работал медпункт, оснащенный операционной, рентген-кабинетом, лабораторией, а также стоматологическим кабинетом.
Даже каюты для 1-2 человек были непривычно роскошными, отделаны древесиной кавказского ореха и карельской березы.
Аварии
За весь период трудной работы ледокола в арктических условиях произошли только две аварии.
В 1965-ом повредилась работающая часть атомного реактора, часть топлива пришлось перегрузить в герметичный контейнер, который впоследствии был затоплен.
В 1967-ом из-за механических повреждений атомный реактор дал течь, поэтому встал вопрос о полной замене установки. Однако ни один член экипажа ледокола «Ленин» (Мурманск) во время работы не пострадал, а двигателями корабля окружающей природе не было нанесено ни малейшего вреда – это отслеживали даже корабли НАТО, которые брали радиационные пробы.
Интересные факты
Некоторые сведения о ледоколе.
- Корабль прошел во льдах больше 550 тыс. морских миль, а всего судном пройдено более 650 тыс. морских миль, то есть совершено три кругосветных путешествия!
- За время работы сопроводил через арктические льды более 3700 судов.
- Ледокол способен проломить лед толщиной 2,5 м.
- Корабль мог находиться в плавании неограниченное время, так как его двигателю - атомному реактору - не требовался запас топлива.
- Стал первым в мире кораблем, который непрерывно находился в Арктических водах более года.
- На ледоколе было всего 3 капитана – П. А. Пономарев, Б. М. Соколов, А. Н. Баринов.
- Стал первым надводным судном, прошедшим через архипелаг Северная Земля.
- С борта «Ленина» в 1961 году впервые была высажена на морскую льдину научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-10».
Современное состояние ледокола «Ленин» в Мурманске
Судно отработало в водах Северного Ледовитого океана более 30 лет. В 1990 г. его списали. Моряки сразу забили тревогу: корабль могли утилизировать, после этого от славного прошлого не осталось бы ровным счетом ничего. А ведь на нем прекрасно сохранилась не только мебель, но и все механизмы были в рабочем состоянии.
Было решено сделать музей из ледокола «Ленин» в Мурманске, теперь это один из символов северного города-порта. Число посетителей растет из года в год, а недавно экспозицию даже расширили, открыв инфоцентр, где экскурсанты могут посмотреть увлекательный фильм о применении мирного атома.
Экскурсия по экспозиции
Проходящая по ледоколу «Ленин» в Мурманске экскурсия по расписанию одинаковая для всех посетителей. В ходе часовой прогулки по первому в мире атомоходу можно увидеть следующее:
- мостик капитана;
- радиорубку и рабочее место штурмана;
- пост управления ремонтом, откуда виден реактор;
- пост энергетики, управлявший атомной установкой;
- машинное отделение;
- каюту капитана;
- кают-компанию, курительный и музыкальный салон, столовую;
- медсанчасть.
Интересно зайти в бывший клуб ледокола, теперь представляющий экспозицию с памятными подарками, которые многочисленные гости делали экипажу судна. Ведь здесь бывал и Юрий Гагарин, и Фидель Кастро.
Как добраться?
Как найти ледокол «Ленин» в Мурманске, подскажет любой прохожий.
Добраться до места назначения легко – надо доехать до здания Морского вокзала, расположенного в Портовом проезде, 25, слева от него около понтонного причала пришвартован знаменитый экскурсионный объект. Однако непосредственно около морвокзала остановку делает только автобус № 19, который не идет через центр Мурманска. Поэтому оптимальным выходом станет поездка на многочисленных автобусах или маршрутках до остановки Судоремонтный завод, откуда останется немного пройти к ледоколу по железнодорожному мосту.
Как работает музей?
Чтобы попасть на экскурсию и посетить ледокол «Ленин» в Мурманске, расписание работы стоит узнать заранее и спланировать свое посещение. Музей открыт со среды по воскресенье с полудня. Понедельник и вторник – выходные.
В выходные и праздничные дни экскурсионные группы формируются по времени и отправляются каждый час – в 12:00, 13:00, 14:00 и 15:00 часов. В будние дни на экскурсию следует записываться по телефону, указанному на сайте музея.
Стоимость посещения
Для взрослых билет в музей обойдется в 100 рублей, дети до 7 лет проходят бесплатно вместе с родителями. Льготный билет стоит 50 р.