Музей-ледокол "Ленин" в Мурманске: увлекательная история освоения Севера

Если довелось оказаться в Мурманске, стоит найти пару часов и посетить знаменитый ледокол «Ленин», пришвартованный в водах Кольского залива.

Этот ледокол – не просто первый в мире корабль с атомным двигателем, прежде всего, он - воплощение истории нашей страны, ее достижений и побед.

Зная, где находится ледокол «Ленин» в Мурманске, расписание и стоимость посещения, легко спланировать визит, а после этой статьи станет понятно, на что обращать внимание в ходе экскурсии.

Создание ледокола

Активное изучение и начало освоение Севера потребовало создать надежную технику, способную работать в арктических условиях.

Решение о строительстве ледохода было принято в 1953 году и носило секретное название «Проект-92». Разработкой конструкции занималось ЦКБ-15, называемое также «Айсберг». Главным конструктором назначили В. И. Неганова, научным руководителем стал академик А. П. Александров, занимавшийся освоением атомной энергии.

Чтобы построить небывалую конструкцию, пришлось создавать немалого нового: искать подходящий вид сплава для корабельного корпуса, строить силовые атомные установки, придумывать и монтировать дистанционное управление всеми системами и устройствами.

Ледокол «Ленин» в Мурманске стал первым в мире надводным судном с ядерным реактором в качестве двигателя. На корабле было 4 турбогенератора, 3 электродвигателя, 2 дополнительные электростанции, вертолетная площадка.

Корабль строили на ленинградском судостроительном заводе необычайно быстро. Во время строительства верфь посещали почетные гости - вице-президент США Р. Никсон и премьер-министр Британии Г. Макмиллан, которые хотели своими глазами увидеть «русское чудо».

Понадобилось чуть более года, затем ледокол «Ленин» был спущен на воду 5 декабря 1957. Испытания ядерного реактора продолжались еще пару лет, в 1960 ледокол вышел на свой первый маршрут.

О ледоколе

Сегодня ледокол «Ленин» в Мурманске – это память о великой истории. Но тем, кто плавал на нем, наверное, кажется, что это было не так давно.

После создания ледокола нового образца, экипаж мог спокойно и с комфортом работать в сложных условиях, провожая обычные суда по Северному морскому пути. Обслуживая сибирские порты, атомоход «Ленин» содействовал развитию всего региона.

С применением атомохода «Ленин» навигация на Северном морском пути стала возможной не в течении трех летних месяцев, а практически весь год – 11 месяцев!

После «Ленина» конструкторы создали целую серию ледоколов «Арктика», и это позволило работать на Севере круглый год.

Корабль изнутри

Для комфорта экипажа внутреннее убранство ледокола отличалось небывалой по тем временам роскошью и удобствами.

Фойе украшено парадной нарядной лестницей, по сторонам которой раньше висели художественно выполненные в технике чеканки портреты вождей СССР. Коридоры ледокола сделаны широкими и просторными. На корабле работали кинозал и сауна, фотолаборатория и библиотека, курительный салон и музыкальный. В комнате отдыха принимались сигналы спутникового телевидения, а еще была кинопроекторская.

Для внезапно заболевших работал медпункт, оснащенный операционной, рентген-кабинетом, лабораторией, а также стоматологическим кабинетом.

Даже каюты для 1-2 человек были непривычно роскошными, отделаны древесиной кавказского ореха и карельской березы.

Аварии

За весь период трудной работы ледокола в арктических условиях произошли только две аварии.

В 1965-ом повредилась работающая часть атомного реактора, часть топлива пришлось перегрузить в герметичный контейнер, который впоследствии был затоплен.

В 1967-ом из-за механических повреждений атомный реактор дал течь, поэтому встал вопрос о полной замене установки. Однако ни один член экипажа ледокола «Ленин» (Мурманск) во время работы не пострадал, а двигателями корабля окружающей природе не было нанесено ни малейшего вреда – это отслеживали даже корабли НАТО, которые брали радиационные пробы.

Интересные факты

Некоторые сведения о ледоколе.

  1. Корабль прошел во льдах больше 550 тыс. морских миль, а всего судном пройдено более 650 тыс. морских миль, то есть совершено три кругосветных путешествия!
  2. За время работы сопроводил через арктические льды более 3700 судов.
  3. Ледокол способен проломить лед толщиной 2,5 м.
  4. Корабль мог находиться в плавании неограниченное время, так как его двигателю - атомному реактору - не требовался запас топлива.
  5. Стал первым в мире кораблем, который непрерывно находился в Арктических водах более года.
  6. На ледоколе было всего 3 капитана – П. А. Пономарев, Б. М. Соколов, А. Н. Баринов.
  7. Стал первым надводным судном, прошедшим через архипелаг Северная Земля.
  8. С борта «Ленина» в 1961 году впервые была высажена на морскую льдину научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-10».

Современное состояние ледокола «Ленин» в Мурманске

Судно отработало в водах Северного Ледовитого океана более 30 лет. В 1990 г. его списали. Моряки сразу забили тревогу: корабль могли утилизировать, после этого от славного прошлого не осталось бы ровным счетом ничего. А ведь на нем прекрасно сохранилась не только мебель, но и все механизмы были в рабочем состоянии.

Было решено сделать музей из ледокола «Ленин» в Мурманске, теперь это один из символов северного города-порта. Число посетителей растет из года в год, а недавно экспозицию даже расширили, открыв инфоцентр, где экскурсанты могут посмотреть увлекательный фильм о применении мирного атома.

Экскурсия по экспозиции

Проходящая по ледоколу «Ленин» в Мурманске экскурсия по расписанию одинаковая для всех посетителей. В ходе часовой прогулки по первому в мире атомоходу можно увидеть следующее:

  • мостик капитана;
  • радиорубку и рабочее место штурмана;
  • пост управления ремонтом, откуда виден реактор;
  • пост энергетики, управлявший атомной установкой;
  • машинное отделение;
  • каюту капитана;
  • кают-компанию, курительный и музыкальный салон, столовую;
  • медсанчасть.

Интересно зайти в бывший клуб ледокола, теперь представляющий экспозицию с памятными подарками, которые многочисленные гости делали экипажу судна. Ведь здесь бывал и Юрий Гагарин, и Фидель Кастро.

Как добраться?

Как найти ледокол «Ленин» в Мурманске, подскажет любой прохожий.

Добраться до места назначения легко – надо доехать до здания Морского вокзала, расположенного в Портовом проезде, 25, слева от него около понтонного причала пришвартован знаменитый экскурсионный объект. Однако непосредственно около морвокзала остановку делает только автобус № 19, который не идет через центр Мурманска. Поэтому оптимальным выходом станет поездка на многочисленных автобусах или маршрутках до остановки Судоремонтный завод, откуда останется немного пройти к ледоколу по железнодорожному мосту.

Как работает музей?

Чтобы попасть на экскурсию и посетить ледокол «Ленин» в Мурманске, расписание работы стоит узнать заранее и спланировать свое посещение. Музей открыт со среды по воскресенье с полудня. Понедельник и вторник – выходные.

В выходные и праздничные дни экскурсионные группы формируются по времени и отправляются каждый час – в 12:00, 13:00, 14:00 и 15:00 часов. В будние дни на экскурсию следует записываться по телефону, указанному на сайте музея.

Стоимость посещения

Для взрослых билет в музей обойдется в 100 рублей, дети до 7 лет проходят бесплатно вместе с родителями. Льготный билет стоит 50 р.

Комментарии