Режиссер Валерий Фокин: биография, фильмография и интересные факты
Не одному истинному ценителю киноискусства известен советский и российский режиссер, актер и педагог Валерий Владимирович Фокин. Биография, личная жизнь и творческая деятельность этого замечательного человека будут представлены вашему вниманию в статье. Итак, начнем.
Валерий Владимирович Фокин: биографическая справка
- Дата рождения – 28.02.1946 г.
- Место рождения – г. Москва Московской области, СССР.
- Работал в театре «Современник» (1970-1985), театре имени Ермоловой г. Москва (1985-1991), с 1991-го – художественный руководитель ЦИМа, с 2003-го – художественный руководитель Александринского театра.
- С 1975-1979 гг. – работал преподавателем в ГИТИСе.
- Преподает в театральной школе в Польше (с 1993 по 1994 гг.) и театрах Японии, проводит мастер-классы по всему миру: в Испании, Швеции, Болгарии.
- Член «Народного штаба».
- Доверенное лицо кандидата на пост президента В. В. Путина (2012 г.).
- Поддерживал присоединение Крыма к территории Российской Федерации в 2014 году.
Детские годы и юность
Валерий с детства был очень одаренным парнем, хорошо рисовал, прошел обучение в художественной школе, планировал стать известным художником и связать свою дальнейшую жизнь с искусством. Возможно, поэтому еще тогда его привлек театр.
Поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. После выпуска стал работать художником по декорациям. Оформляя театральные постановки во Дворце культуры имени Зуева, основательно шел к своей мечте. В 1970-м окончил театральное училище имени Б. В. Щукина. Спектакли к дипломной работе сыграл на французском языке. Еще в студенческие годы сумел поставить свои первые 3 спектакля, которые имели огромный успех. Например, спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» - прекрасная интерпретация Достоевского.
Валерий Фокин: фильмография
Список фильмов нашего героя довольно внушительный, так как работы под режиссурой Фокина начали выходить еще с 1974 года. Первой была постановка «Домби и сын». С 1976-го по 1980-й выходит еще 4 спектакля на телеэкраны: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Между небом и землей», «Кузен Понс», «Дефицит на Мазаева». В 1982-м — мелодраматическая повесть «Транзит», в 1992-м — драма «Кто боится Вирджинии Вульф?», в 1996-м — снова драма, но «Карамазовы и ад», в 1999-м — 40-минутный документальный фильм «Загадки ревизора», в 2002-м — драматическая история «Превращение». Из самых последних работ в фильмографии режиссера Валерия Фокина стоит выделить: драматические «Воспоминания будущего», 2014 год, и «Шинель» — 2004 год, трагическую комедию «Нумер в гостинице города NN» — 2003 год.
Семья
Личная жизнь режиссера Валерия Фокина не выставляется на всеобщее обозрение. Известно, что он разведен, имеет двух сыновей: Фокин Орест Валерьевич и Фокин Кирилл Валерьевич. Бывшая жена Екатерина Фокина на данный момент второй раз замужем.
Награды
Валерий Владимирович за годы работы в театре и кино имеет множество наград и почетных званий, среди них Народный артист РФ, Польши, РСФСР, Лауреат Государственной премии имени Станиславского, премии в области литературы и искусств за 2000, 2003, 2017 годы, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой, третьей и второй степени, почетными грамотами от мэра Москвы, и это далеко не весь перечень.
Интересные факты
После окончания театрального училища более 15 лет своей жизни отдал театру «Современник». Каждый год ставил минимум по одному спектаклю в своем театре и на других театральных подмостках Москвы.
Критики называли его разносторонним, осколочным, даже бесстильным, ведь все спектакли были настолько разные и не похожие друг на друга, что просто не поддавалось здравому смыслу. Он ставит глубокую и печальную пьесу о любви, разлуке и смерти «С любимыми не расставайтесь» в 1972 году, в то же время готовится комедийный, с элементами сатиры спектакль «Провинциальные анекдоты» (1974). Спектакли на произведения Достоевского («И пойду! И пойду!» – 1976) чередуются с «Ревизором» Гоголя (1983) и постановкой «Любовь и голуби» (1982 год).
У Фокина нет одного стиля, он многогранен и неповторим, поэтому экранизировал на сцене театра «Не стреляйте в белых лебедей» — о жестокости, зле и страданиях, «Вкус черешни», где смешались и смех, и слезы. Последний спектакль на сцене «Современника» под его руководством вышел в 2004 году. Это «Шинель» Гоголя, ставшая ступенью, по сути, к созданию нового театра, готового к инновациям.
«Говори!» с Фокиным
В 1985 году режиссер Валерий Фокин, фильмы которого быстро находят своего зрителя, переходит на новую ступень – возглавляет Театр имени Ермоловой и ставит спектакль «Говори!», явивший собой главное театральное событие того времени. Его показывали в телеротации, чтобы смогли увидеть абсолютно все. Пьеса А. М. Буравского по очеркам Овечкина была дубляжом событий в СССР 50-х годов. Заседания районных комитетов, колхозники, до которых управленцам нет дела, а на уме свои проблемы и заботы. А у всех одна цель – сражаться за правду и честь. Фокин сумел завлечь зрителя даже таким простым материалом.
Балуев до сих пор вспоминает о постановке, и как грузинка случайно с толпой желающих была просто занесена в зал, хотя, как она считала, стояла в очереди за косметикой. В итоге еще и была сломана дверь. Вот такую популярность принес Фокин театру, а сам получил премию за вклад в искусство и литературу. Далее он поставил «Спортивные сцены 1981 года», «Второй год свободы», «Приглашение на казнь» и «Бесноватая».
Фокин собственноручно создает ЦИМ
С 1986 года Валерий Владимирович председательствует в комиссии по творческому наследию Мейерхольда. В 1991-м создает новый мощный театр для развития и поддержки режиссуры по опыту Джорджо Стрелера, организовавшего в Милане комбинат-театр из множества независимых учреждений. В новом учреждении были собраны самые талантливые режиссеры, которые, к сожалению, не подошли под формат большого театра. И с 1999 года ЦИМ является госпредприятием. За просветительскую деятельность в области развития и поддержки наследия Мейерхольда Фокин получил государственную премию. В 2001 году ЦИМ переезжает в новое здание на Новослободской, где до 2011 года Валерий Владимирович был директором и худруком, а после – президентом ЦИМ.
Мистически-фантастическая экранизация Гоголя и его «Мертвых душ» приносит Валерию Владимировичу «Золотую маску» и номинацию за лучшую режиссуру. Сам Фокин рассказывал, что готовилась идея спектакля долго. При любой постановке Гоголя у режиссера возникало чувство, что он что-то упускает, что есть какие-то неуловимые моменты, что у автора другой язык, не такой грубый и стандартный. Поэтому были выбраны несколько эпизодов «Мертвых душ», прочитанных совсем по-новому. Эта постановка дает почувствовать, чем жили и думали герои, что слушали, какие запахи ощущали. Это не стандартные сцены о продаже-покупке душ, а современное видение с присущей легкостью, весомостью и осязаемостью.
«Превращение» по Фокину
«Превращение» – авторская работа совместно с Александром Бакши по новелле Франца Кафки принесла 3 премии и номинирована в 5 фестивалях (1995-1998, 2001 гг.). Как утверждали создатели, это новое направление театрального поиска, для которого девизом были слова самого же Кафки о том, что театр становится сильным, когда умеет делать нереальное реальным. Для этого представления были собраны не просто лучшие режиссеры, постановщики, операторы, а настоящие скульпторы своего дела.
Фокин и его спектакли
В 1996 году в двух столицах России — Питере и Москве — проходит фестиваль «Валерий Фокин. Три спектакля в Манеже» и «Превращения Валерия Фокина». В своем творчестве он акцентирует внимание на самых острых и болезненных темах всей страны в прошлом и сейчас, прекрасно анализирует характеры героев, воссоздает картины того времени — неважно, классические или современные. Поэтому его работы вызывают огромный интерес за рубежом, спектакли идут в США, Венгрии, Польше, Японии, Германии и Франции.
«Живой труп» в Александринским театре
С 2003 года Валерий Владимирович – художественный руководитель и директор питерского Александринского театра. И сразу режиссер Валерий Фокин начинает активно работать, ставя «Ревизора», «Ваш Гоголь» и «Женитьбу» Гоголя, экранизируя Достоевского с его «Двойником» и «Литургией ZERO» (по роману «Игрок»), классику — «Гамлет» Шекспира и «Живой труп» Толстого. Последний продолжает серию размышлений Фокина о взаимоотношениях личности, которой присущ трагизм и разочарование, с реальностью: жестокой, бездуховной и алчной, побуждающей человека покинуть этот бренный мир.
Своим личным отношением к персонажам режиссер Валерий Фокин заражает и всю актерскую группу, призывая к рассуждениям о силе и слабости русского человека. Ведь сам он утверждал, что современная цивилизация с ее научными открытиями и технологиями принесла еще и разрушения, стали доступны все развлечения, нет табу ни на что. И только театр должен со своей культурой, нравами и традициями подавать пример молодому поколению и учить его жизни правильной.
"Сегодня. 2016" – пьеса сына Кирилла
На семидесятилетие Валерия Владимировича — в 2016 году — прошел фестиваль «Десять спектаклей Валерия Фокина», который показал все этапы его работы в Питере и представил их на обозрение зрителей. Завершился он в день рождения режиссера – 28 февраля - постановкой «Сегодня. 2016».
Этот спектакль – повесть сына Кирилла, умело экранизированная отцом с помощью самых новых технологий, об инопланетных жизнях, которые спасают людской мир от самих же себя и самоуничтожения. Жанр – политика, детектив и фантастика. Сам сюжет основан на неведанной цивилизации, которая наблюдает за людьми и хочет прекратить братоубийства. Они желают уничтожить ядерные орудия, внести в мозг людей нравственность и мирные мысли. А вот человечество к этому не стремится. Сам Фокин утверждает, что с удовольствием поставил этот спектакль, даже если бы идея была не сына. Он всегда читает сценарии Кирилла и что-то черпает для своих постановок.
В рамках марафона прошла презентация книги худрука «Беседы о национальном театре» и постановка «Маскарад» в память Мейерхольда.
О молодом Сталине (2017)
Режиссер Валерий Фокин, биография которого стала предметом нашего обзора, работает над постановкой о молодости Сталина. Подготовлена уже первая версия для репетиций. Идет работа в соавторстве с А. Соломоновым. В январе 2018-го планируется выход спектакля о Швейке. А в феврале уже запланированы репетиции пьесы о Сталине. Главный герой там молод, амбициозен и понемногу начинает задумываться о свободе путем революции. Сам сюжет сосредоточен на том, что сподвигло такого юного человека стать самой влиятельной личностью, как формировалось его мировоззрение и мысли в тот момент. Ведь в его характере сочетался как бандит, нападавший по юности на банки, так и прилежный ученик, лучший в семинарии. И эти две личности постоянно будут сталкиваться — как старая, так и молодая.
Будапештский Достоевский
Худруки Александринского театра и Будапештского национального провели некий эксперимент и поставили спектакли по мотивам произведений Достоевского. Когда коллега выбрал стандартный вариант о преступлении и наказании, Фокин взял в работу очень неординарный рассказ «Крокодил». Ведь в свое время «Крокодилом» были задеты все слои населения, каждый принял его как личную обиду, произведение вызвало просто бурю агрессии и нелестных слов. Но Фокин не побоялся и воссоздал целое зрелище с огромной фигурой крокодила и стеклянным кубом с панелями, сумел из текста извлечь метаморфозы сегодняшних дней, переведя свою представление в современное русло, где есть селфи-палки, алчная пресса, желание бессмертия, конечно же, ссоры с ЕС. Все проникнуто злободневностью, злостью и агрессией, ведь это история человека в крокодиле и крокодилах внутри каждого.