Райтер - это кто такой?

Начнем издалека. Ныне покойный Задорнов рассказал такую анекдотичную историю. На съемках одной передачи подошла к нему пожилая дама и спросила, что у него на бейджике написано. А там было на английском Zadornov. Writer. Она подумала, что он еврей и его настоящая фамилия - Райтер, а Задорнов - псевдоним. Юморист еле объяснил, что это ошибка.

Конечно, мало-мальски знающий английский язык человек знает, что райтер - это не еврейская фамилия, а в переводе на русский "писатель". Так кто же такой райтер, и почему в русском языке понадобилось новое слово? Почему не назвать его просто писателем?

Райтер: определение

Итак, раскроем загадку. Слово "райтер" пока еще не очень популярное, но достаточно прозрачное. Интернет наводнен модными профессиями, такими как копирайтер и веб-райтер. Райтер – понятие более широкое. Это человек, который пишет статьи и создает уникальный контент. Писателем его можно назвать лишь с большой натяжкой. В русской традиции слово «писатель» звучит гордо и обозначает не просто человека, который пишет (в таком контексте оно будет звучать с иронией, например, если мы назовем писателем ученика, выполняющего домашнее задание), а создателя художественных произведений. Есть, конечно, и духовные писатели, и писатели-философы, педагоги, ученые. Но все же первыми в голову при упоминании писателей приходят не какие-нибудь учебники, а романы, повести и рассказы. Назвать статьи художественной литературой никак не получится. Чем не угодили кому-то названия «копирайтер» и «веб-райтер»?

Если строго придерживаться значения слова "копирайтер", то оно происходит от английского copywright - "авторские права" - и первоначально означает работника, создающего рекламные, продающие тексты. Веб-райтер, разумеется, тот, кто пишет в интернете. А поле деятельности райтера может быть гораздо шире. Не все статьи являются рекламными и не все публикуются исключительно в интернете. Чтобы разобраться в этом, можно привести пример. Как можно назвать тех, кто наполняет содержанием этот сайт? Это райтеры, потому что здесь огромное количество познавательных статей, никак не касающихся рекламы. Это веб-райтеры, потому что ресурс расположен в Сети. В принципе, элементы копирайтинга в строгом смысле слова здесь тоже присутствуют – вы можете найти и рекламные статьи.

Как начать работать райтером?

Написание текстов - один из самых популярных способов заработать в интернете. Достаточно иметь компьютер и интернет и хорошо владеть родным языком. Разберитесь, что такое уникальность текста и как ее достичь. Для ее проверки существуют антиплагиаты, например, бесплатно сделать ее можно на text.ru. Если вы пишете «из головы», уникальность будет стопроцентной. Но чаще всего, особенно работая с незнакомыми темами, придется перерабатывать материал других статей. В таком случае важно уметь не идти по следам чужого текста, а, изучив несколько статей, в свободной форме изложить материал, отделив нужное от ненужного. С темами, которые насыщены терминологией, работать труднее, но и там с опытом можно будет добиться требуемой уникальности. Для начинающих подойдут биржи Advego и Etxt, более продвинутым светит работа на закрытых биржах Textbroker, ContentMonster, Turbotext или сотрудничество лично с заказчиками. Это сулит вполне реальные заработки, но начинать лучше с малого.

Какие качества важны

Несмотря на то что растут и совершенствуются программы автопроверки текста, райтеру важна грамотность. Да, элементарные орфографические ошибки программа сама подчеркнет, а вот тонкости пунктуации может проглядеть. Важно уметь строить фразу в соответствии с литературным языком.

Конечно же, чтобы люди читали тексты, они должны быть интересными. Способность писать интересно может быть природным талантом, но ее можно и развить.

Польза критики

Попросите прочитать ваши «творения» и покритиковать. Замечания помогут увидеть свои слабые стороны и работать над ними. Важно только понимать, что если вы морально не готовы к критике и она погасит ваш пыл, то важно нарастить в себе уверенность. Для начала начните писать для себя, в стол, в качестве тренировки. Например, отлично развивается навык выражать свои мысли у людей, ведущих дневник. Есть интересный способ по-новому взглянуть на написанное. Прочитайте свой текст вслух и запишите на диктофон или снимите на камеру. Незамеченные ранее недочеты будут слышны, и вы сможете их исправить. Умение редактировать свой текст должно тоже оттачиваться и доходить до автоматизма. Со временем будет достаточно беглого взгляда, чтобы понять, где, что и как исправить. Но и внимательного, вдумчивого перечитывания избегать не стоит.

Упражнения на развитие писательского мастерства

  • Писать на неблизкую по интересам тему. Все советуют писать о том, что интересно. А вы попробуйте взять тему, которая вам безразлична и чужда, и найти в этом что-то, что зажжет вас и читателя!
  • Расширять кругозор. Широта кругозора напрямую отражается на создаваемых текстах. Иногда автору достаточно накопленных знаний, он может сходу, никуда не заглядывая, написать интересную статью. Но обычно источниками пользоваться нужно.
  • Писать о привычном. Бросьте взгляд на предметы вокруг себя. Попробуйте написать о висящей на потолке люстре. Или о кружке чая. Да так, чтобы это было живо и захватывающе.
  • Сокращать время. Писать - это интересно, но в жизни много других забот, поэтому нельзя каждый день с утра до вечера корпеть над статьями. И в конце концов, райтеры – это люди, которые пишут ради дохода, поэтому чем выше производительность, тем больше можно будет заработать. Если новичок будет ковыряться над одной несложной статьей весь день, то профессионал легко напишет их несколько, никак не потеряв в качестве. Думаем, очевидно, на чьей стороне будет выгода. Поэтому можно попробовать отвести себе на написание текста ограниченное время, к примеру, час. Получилось - в следующий раз дайте себе на текст примерно того же объема и сложности 45 или 50 минут.
  • Писать понятно. Читая непонятный, насыщенный терминами и полный сложных оборотов текст, человек быстро устает. Нужно, чтобы текст читался на одном дыхании. Важно понимать, какая аудитория будет читать вашу статью. Например, статья о медицине для врачей и студентов-медиков покажется птичьим языком обычному населению, зато в упрощенной, приближенной к жизни статье о медицине студент, готовящийся к экзамену, не найдет нужных ему точных фактов. Чаще всего нужно писать именно общедоступные тексты. Райтеру это важно осознавать.

Старое и новое

Привычные штампы не так плохи, как кажется. Все знакомое расслабляет человека и вызывает у него доверие. Психологи утверждают, что чтобы информация усвоилась, в сообщении должно быть всего 30% новой информации. Если же в тексте нет ничего нового - тогда ради чего он пишется? Относится это не только к содержанию, но и к тому, как будет преподнесена эта информация. В начало текста стоит ввести привычные клише и вызвать доверие, но если весь его составить из затверженных банальностей, то это не вызовет ничего кроме скуки. Блесните оригинальностью, добавьте изюминку! Ведь райтер - это профессия творческая.

Комментарии
-1
говно