Теплоход "Заря": особенности, технические характеристики, строение судна
Теплоход «Заря» или речной трамвайчик был создан по проекту А. А. Оскольского и многих специалистов ЦНИИ им. Ак. Крылова в 1962 году. На то время его конструкция была настоящим прорывом. Судно могло передвигаться по абсолютно несудоходным рекам страны с каменистым дном. В связи с таким предназначением в конструкцию теплохода разработчики заложили ряд особенностей, которых до того времени не имело ни одно судно Советского Союза, да и аналогов такой технологии не было и в мировой практике.
Теплоход типа «Заря» - это глиссирующее судно, перевозившее по небольшим рекам людей и багажи, однако только в дневное время. Рассмотрим подробнее, почему его конструкция позволяла проходить в тех местах, где другое судно даже не начало б движение.
Особенности конструкции судна
В теплоходе «Заря» использовали стеклопластик. Это значительно уменьшило вес судна и позволило перевозить пассажиров на малых реках Советского Союза. Впервые в мире на «Заре» разработчики установили воздушную смазку днища. Такая технология была известна давно, но на практике еще нигде не применялась. Это позволило снизить сопротивление движения теплохода, заметно прибавив скорость.
Обводы сделали комбинированные: в носовой части судна использовали систему «Морские сани» с обратной килеватостью, а на корме – обычную. Благодаря этому свойству, судно может передвигаться по каменистому мелкому дну.
Сначала установили на теплоходе «Заря» одноступенчатый полупогруженный водомет со спрямляющим аппаратом и с поджатым выходным сечением до 0,8, но в ходе экспериментов технологи пришли к выводу, что данный аппарат совсем незначительно увеличивает скорость судна, и решили его не ставить. В результате на судне нет спрямляющего аппарата для водомета.
Судно такого типа способно швартоваться на отлогих берегах, без причальных сооружений, так как имеет низкую осадку – 0,5 метра и может выходить носовой частью прямо на берег земли. Для спуска пассажиров даже не используется трап.
Технические характеристики
Теплоход «Заря» имеет дизельный четырехтактный наддувной двигатель с 12 цилиндрами и мощностью 900 лошадиных сил. Двигатель надежный и экономичный. При 1400 оборотах в минуту топлива расходуется около 130 кг в час.
Диаметр каждого цилиндра составляет 18 см.
Длина судна – 23,9 метра, при ширине – 3,93 метра.
Водоизмещение теплохода с грузом – 29,85 тонн, а в порожнем состоянии – 19,45 тонн.
Теплоход «Заря» может развивать скорость до 45 км/час.
На судне два руля, находящиеся за срезом сопла водомета, которые обеспечивают хорошую маневренность как при движении вперед, так и во время заднего хода, когда перекрываются заслонки и вода направляется в специальные каналы, обеспечивающие задний ход судну.
На водозаборнике расположена защитная решетка, которая очищается через специальный небольшой люк.
Строение судна
Корпус судна сделан из алюминиево-магниевого сплава. Верхние настройки теплохода, в основном, выполнены из стеклопластика. Машинное отделение и рулевая рубка располагаются спереди судна. Салон для пассажиров имеет автобусный тип с мягкими и удобными сиденьями, рассчитанными на трех человек возле каждого борта.
Сидячих мест на теплоходе – 60. В таких судах есть еще и багажное отделение. На других, где не рассчитано пространство для перевоза груза, сидений больше. Помещаются 66 человек. Правилами разрешено перевозить и стоячих пассажиров. Тогда размещается на теплоходе 86 человек. Но стоя можно находиться на судне только тогда, когда продолжительность рейса не более двух часов.
Моторный отсек отделяется от пассажирского грузовым отделением и туалетом.
Эксплуатация судов типа «Заря»
Впервые данный теплоход прошел ходовые испытания на реке Мста в 1964 году. Показал себя отлично. С тех пор прошло много времени, речные трамвайчики пришлись по душе и пассажирам, и различным пароходствам необъятной страны.
Существовали отдаленные населенные пункты, не имеющие дорог. Единственным транспортом для людей, живущих в глубинке, были реки. До разработки таких теплоходов добраться до таких населенных пунктов было невозможно, так как реки имели каменистое дно и были мелководные. С появлением таких глиссерных трамвайчиков люди получили возможность выезжать в крупные поселки и города за покупками и на работу.
Такие суда присутствовали почти на всех реках и пароходствах России (кроме Кубанского).
Недостатки судов
Теплоходы типа «Заря» периодически ремонтировали, усовершенствовали конструкции. Насчитывалось около 200 теплоходов, работающих на реках Сибири, Урала, Дальнего Востока и Северо-Запада России. Суда перевозили туристов и грибников, приезжающих полюбоваться красотой природы тех мест. Но из-за глиссирующей конструкции суда сильно трясло, особенно при малейшем волнении на реке. Шум в салоне был такой, что люди вынуждены были повышать голос, чтобы друг друга слышать.
Разработчики боролись с недостатками, но сизый дым с двигателя и чадные газы портили экологию тех мест, часто за борт попадали выбросы нефтепродуктов. При отлогих остановках нарушалась структура береговой линии, размывались берега. На судах с одним двигателем часты были аварии, связанные с отказом мотора.
Ограничения
В европейской части страны запрещена эксплуатация «Зари». Сейчас суда можно встретить только на сибирских реках. По расписанию теплоход «Заря» осуществляет поездки с 15 мая по 11 октября, перевозя пассажиров два раза в день.