Восточный Иерусалим: история, местонахождение

Восточный Иерусалим — один из древнейших городов мира, город трех религий, происхождение которого восходит к библейской фигуре Авраама. На протяжении нескольких веков он разрушался и перестраивался. До сих пор город является центром конфликта между представителями христиан, иудеев и мусульман, которые объединены почтением и уважением к этой святой земле.

История основания Иерусалима

История древнего города начинается 30 веков назад, первые достоверные источники относят нас к XVIII-XIX столетиям до н. э., когда его называли Русалимум. За это время Иерусалим был 16 раз разрушен и 17 — восстановлен, а власти здесь сменялись более 80 раз, переходя от греков к вавилонянам, от римлян к египтянам, от арабов к крестоносцам и т. д.

В 1000 г. до н. э. власть захватил царь Давид, который перенес сюда Ковчег Завета, представляющий собой 10 таблиц из камня с 10 Заповедями, считающимися главной святыней иудеев. Тогда же было решено начать строительство Иерусалимского Храма. Однако построен он был уже за 7 лет при царе Соломоне в 960-е гг. до н. э. при участии 150 тыс. рабочих и 4 тыс. надсмотрщиков. После смерти царя произошел распад государства на Израиль (северная часть со столицей Иерусалимом) и Иудею (южная).

В последующие столетия город становился не раз ареной военных действий, подвергался разрушению и сожжению, однако каждый раз изгнанные жители возвращались, и поселение возрождалось. В 332 г. до н. э. эти территории были захвачены Александром Македонским, с 65 г. они попадают под власть римлян, а правителем Иудеи становится царь Ирод, прозванный за хитрость и жестокость Великим.

Город, где родился, жил, умер и воскрес Иисус Христос

В годы правления Ирода государство достигает максимального расцвета, происходит большая перестройка и восстановление зданий, в том числе и храма, прокладываются дороги, вводится новая система водоснабжения. Именно эти годы и становятся эпохой, в которую родился Иисус Христос.

После неудачного правления сына Ирода город взяли в свои руки прокураторы, 5-й из которых, Понтий Пилат, и стал печально известен как человек, давший указание совершить распятие Христа.

Важную и трагическую роль сыграла Иудейская война, произошедшая в 66-73 гг., в результате которой случилось падение Иерусалима и разрушение 2-го Иерусалимского и храма Соломона. Город превратился в руины. Только после 135 г., когда правителем стал император Адрина, начинает возрождаться уже как христианское поселение, однако уже под новым именем Элия Капитолина, а Иудея получает название Сирия-Палестина. С этих времен евреям под страхом казни запрещено было заходить в Иерусалим.

С 638 г. город находится в руках исламских правителей, которые возвели мечети и назвали его Аль-Кудс, считая местом, откуда Магомет взошел на небо и получил Коран.

В следующие столетия Иерусалим находился под властью египтян, затем — турков-сельджуков, позднее — крестоносцев (до 1187 г.), что принесло дальнейшее продвижение христианской религии на эти земли. Последующие XIII-XIV вв. прошли при господстве мамлюков и исламской религии.

С 1517 г. и еще 400 лет Иерусалим находится во власти Османской империи, во время царствования которой город окружили стеной с 6 воротами.

Царствование турков закончилось в 1917 г., когда в Иерусалим вступила английская армия под руководством генерала Алленби. Начинается эпоха управления Великобритании, которая вступила в свои права по мандату Лиги Наций. Попытки англичан «помирить» арабское и еврейское население не увенчались успехом, и к решению вопроса приступила международная организация ООН.

История конфликта (1947-1949 гг.)

Независимое израильское государство было основано более 60 лет назад. Этому предшествовали ожесточенные бои между британскими колониальными войсками, формирование арабского населения и агрессия арабских государств, располагающихся по соседству. Война в Израиле началась после принятия ООН в 1947 г. решения о разделении территории Палестины на 2 государства по религиозному признаку: арабов и евреев. Арабская часть населения отказалась подчиняться этому решению, и началась война против евреев.

Войну, длившуюся с ноября 1947 г. по март 1949 г., делят на 2 этапа. В 1-м, который пришелся на 1947-1948 гг., в поддержку арабов выступили Сирия и Ирак. Окончание этого периода войны ознаменовалось провозглашением 15 мая 1948 г. независимого государства Израиль.

Однако уже на следующий день начался 2-й этап, в ходе которого против него выступили армии 5 арабских стран (Египет, Ирак, Трансиордания, Сирия и Ливан). Сформированная из еврейских боевых отрядов Армия обороны государства Израиль (ЦАХАЛ) смогла успешно противостоять арабским войскам, и 10 марта 1949 г. над Эйлатом поднялся израильский флаг. В территорию Израиля вошла часть палестинских владений, Западный Иерусалим был провозглашен его столицей.

На стороне Иордании (бывшей Трансиордании) остались земли Иудеи и Самарии, а также Восточная часть Иерусалима, на территории которого находились святыни евреев: Храмовая гора и Стена Плача, в оккупации у Египта находился сектор Газа. Удалось отстоять и гору Скопус, на которой расположены Еврейский университет и больница «Гадасса». Эта местность на 19 лет (до 1967) стала отрезанной от Израиля, связь с ней проходила при помощи автоколонн под эгидой ООН.

Войны между арабами и евреями (1956-2000-е гг.)

В последующие десятилетия Израилю пришлось много раз отстаивать свою независимость в военных конфликтах с соседями:

  • Синайская война (1956-57 гг.) закончилась получением права Израиля на судоходство в Красном море;
  • 6-дневная война (1967) была ознаменована освобождением территорий западнее Иордана и Голанских высот (в прошлом подконтрольных Сирии), Синайского полуострова, а также воссоединением Западного и Восточного Иерусалима;
  • Война Судного дня (1973) позволила отразить нападения Египта и Сирии;
  • 1-я Ливанская война (1982-1985) закончилась разгромом террористических группировок ООП, которые размещались в Ливане и ракетами обстреливали Галилею;
  • 2-я Ливанская война (2006) была проведена против террористов-шиитов боевиков «Хизбаллы».

История Восточного Иерусалима неразрывно связана с конфликтной ситуацией, сложившейся между Израилем и соседними арабскими государствами.

Иерусалим — единая столица Израиля

В соответствии с израильскими законами, город Иерусалим является единой столицей государства. Воссоединение восточной и западной его частей было принято 29 июня 1967 г., а с 1980 г. аннексировано Израилем.

Как выглядела граница между Восточным и Западным Иерусалимом до и после 1967 г., приведено на карте ниже. После установления независимости в государстве Израиль переселилось много евреев, которые приезжали на поселение из арабских стран. За несколько лет число жителей этой страны увеличилось почти в 2 раза, что усилило создание и развитие поселений в приграничных районах. Сегодня со всех сторон (кроме запада) город окружает большое количество еврейских поселений. Сейчас граница Восточного и Западного Иерусалима охраняется войсками международных сил ООН.

Начиная с 1967 г., жителям была предоставлена возможность получить израильское гражданство, которым сначала воспользовались не все. Однако с годами, понимая, что власть Иордании уже не вернется, многие стали гражданами Израиля. За прошедшие 10-летия на территории города постоянно проводится строительство все новых еврейских районов, промышленных построек и военных объектов.

Термин «Восточный Иерусалим» имеет сегодня 2 трактовки:

  • территория города, которая до 1967 г. была подконтрольна Иордании;
  • кварталы города, где проживает арабское население страны.

Восточный Иерусалим — столица Палестины

На территории Восточной части Иерусалима расположены Старый город и святые иудейские и христианские места: Храмовая гора, Западная стена, Храм Гроба Господня, исламская мечеть Аль-Акса.

В июле 1988 г. после требований со стороны палестинцев король Иордании отказался от Восточного Иерусалима, Палестинская автономия включила его в список избирательных округов по выборам в свой Законодательный совет в 1994 г. (после заключения мирного договора между Израилем и Иорданией).

И для иудеев, и для мусульман этот город является почитаемым местом, в котором размещаются все религиозные святыни. Из-за этого и продолжается арабо-израильский конфликт уже в течение нескольких 10-летий.

Хотя Восточный Иерусалим, столица Палестины, и является самым крупным городом, в котором проживает 350 тыс. палестинцев, однако Палестинское правительство базируется в Рамаллахе и не может осуществлять официальное управление этой территорией. Ему даже не разрешается спонсировать никакие (даже культурные) мероприятия в его пределах, в ответ на что местные жители уже много лет бойкотируют муниципальные выборы, которые проводит Израиль.

Из-за отсутствия выборов местных органов власти в городе происходит много беспорядков, даже возникают бандитские группировки, которые пытаются управлять кварталами, требуя деньги от предпринимателей. Израильская же полиция очень неохотно вмешивается в местные проблемы и не реагирует на жалобы населения.

В последние 10-летия в городе происходят большие физические и демографические изменения, связанные со строительством бетонной стены, проходящей через кварталы палестинцев. Также были приняты законопроекты о предоставлении выборных и других прав для 150 тыс. евреев, поселившихся на Западном берегу Иерусалима. Одновременно более 100 тыс. жителей-палестинцев будут лишены избирательных прав и вынесены в отдельный местный совет.

Старый город

Восточный Иерусалим – город 3 религий: христианской, еврейской и мусульманской. Главные святыни расположены именно на его территории в Старом городе, который окружен стенами, возведенными в XVI веке.

Старый город, являющийся самой древней частью Восточного Иерусалима (фото и карта приведены ниже), в которую стремятся все паломники различных религиозных конфессий, поделен на 4 квартала:

  • Христианский, берет свое начало в IV в., на его территории находится 40 церквей, а также монастыри и гостиницы для паломников. Центр этого квартала – храм Гроба Господня, где произошло распятие, захоронение и воскрешение Иисуса Христа.
  • Мусульманский — самый большой и многочисленный квартал, в котором живут арабы, переселившиеся из близлежащих поселков после ухода евреев и христиан. Здесь располагаются важные мечети: Купол скалы, Аль-Акса, которые почитаемы на равных с Меккой. Мусульмане верят в то, что сюда из Мекки пришел Мухаммад и молился вместе с душами пророков. Недалеко от Купола Скалы лежит каменная плита, с которой, по преданиям, Мухаммад взошел на небо. Также по улицам этого квартала проходит Виа Долороса, Дорога Скорби, по которой прошел Иисус Христос, направляясь к месту своей казни – Голгофе.
  • Армянский — самый небольшой квартал, внутри которого возведен собор св. Иакова, ставший главным для армянской общины государства Израиль.
  • Еврейский — является самым святым местом, т. к. здесь проходит Стена Плача, а также проводятся раскопки древней римской торговой улицы Кардо, которая была проложена римским императором Адрианом. В еврейском квартале также можно посмотреть древние синагоги Хурва, Рамбаба, Рабби Йоханнан Бен Закая.

Стена Плача

Когда люди со всего мира задают вопрос о том, где находится Восточный Иерусалим, то лучше всего ответ на этот вопрос знают представители еврейской религий, т. к. именно здесь расположена Стена Плача, которая является главной святыней иудеев. Стена — это сохранившаяся часть опорной западной стены Храмовой горы. Сам Иерусалимский храм был разрушен римлянами в 70 г. при императоре Тите.

Название свое она получила благодаря тому, что евреи оплакивают Первый и Второй храмы, которые были разрушены, о чем в священных писаниях рассказывается как о наказании для евреев за кровопролития, идолопоклонничество и войны.

Длина ее 488 м, высота 15 м, но нижняя часть погружена в землю. Построена стена из обтесанных каменных блоков без скрепления, все ее части уложены и подогнаны очень плотно. Современные паломники и туристы вкладывают в щели между камнями записки с обращением к Богу и молятся. Ежемесячно эти бумажные послания собираются и закапываются на Масличной горе. Мужчины и женщины подходят к стене с разных сторон и одеваются в соответствии с правилами: покрывают головы и плечи.

После войны 1948 г., когда стена была подконтрольна Иордании, евреям к ней было запрещено приближаться, и только с 1967 г. после Шестидневной войны войска Израиля вернули себе Старый город в составе Восточного Иерусалима и саму стену.

Храм Гроба Господня

Самая первая церковь была возведена еще в 335 г. на этом месте, где произошло распятие, погребение, а затем воскрешение Иисуса Христа, по указанию матери императора Константина Великого. Она в преклонном возрасте приняла христианство и совершила паломничество в Иерусалим. Церковь была построена вместо языческого храма Венеры, в ее подземельях Еленой были сделаны находки: пещера с Гробом Господним и крест, на котором был распят Христос.

После многократных разрушений и перестроек, которые были связаны с переходом храма от христиан к мусульманам и обратно, а затем уничтожившегося все страшного пожара, последняя постройка была сделана в 1810 г.

Храм поделен между 6 религиозными конфессиями в 1852 г., он состоит из 3 частей: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Для каждой религии здесь отводятся определенные часы, предназначенные для молитв. Хотя и все взаимоотношения узаконены соглашением, однако часто случаются конфликты между представителями этих вероисповеданий.

В центре храма в ротонде расположена кувуклия — мраморная часовня, разделенная на 2 части:

  • придел Ангела, в котором есть окно для передачи Благодатного огня (церемония происходит ежегодно перед началом праздника Пасхи);
  • Гроб Господень, или Погребальное Ложе — небольшая пещера, высеченная в скале, где лежал Иисус, сейчас оно закрыто мраморной плитой.

Другая святыня храма — вершина горы, Голгофа, на которую проложены ступени. Этот храм поделен на 2 части: место размещения креста, сейчас размечено серебряным кругом, и 2 следа, где располагались предположительно кресты разбойников, которые были казнены вместе с Христом.

В центре 3-й святыни, храма Воскресения, стоит каменная ваза, считающаяся «пупом земли», вниз ведут ступени к подземелью, где императрицей Еленой был обнаружен крест.

Современная политическая ситуация в Иерусалиме

6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп сделал политическое заявление, назвав Иерусалим столицей Израиля, вследствие чего решил перенести на его территорию посольство. Ответом со стороны Палестины стало решение группировки "ХАМАС" поднять восстание против еврейского государства, в стране начались беспорядки, в результате которых от рук израильских полицейских пострадали десятки людей.

Эта антифада стала уже третьей за последние 30 лет, предыдущие были вызваны посещением израильским премьер-министром А. Шароном Храмовой горы (2000) и оккупацией восточной половины Иерусалима Израилем (1987-1991).

Организация исламского сотрудничества (ОИС) собрала внеочередной саммит в ответ на заявления американского президента. Большинством голосов стран-участниц ОИС признала Восточный Иерусалим столицей Палестины, и призвало все мировое сообщество сделать такой же шаг. Президент Турции, выступив на саммите, называл Израиль террористическим государством.

Россия считает заявление американского президента опасным, т. к. оно может вызвать осложнения в отношениях двух государств и привести к негативным последствиям. Важным вопросом является свободный доступ к святым местам этого города всех верующих, исповедующих различные религии.

Россия признала Восточный Иерусалим столицей Палестины, а Западный — столицей Израиля и выступает за мирные переговоры между обеими странами. Политика Российского государства состоит в поддержке всех резолюций ООН, направленных на установление мира на этой территории.

Комментарии