К вопросу о существовании системы образования на Руси в XI-XIII вв

В публицистической литературе можно встретить мнение, что европейская система высшего образования в Европе в эпоху Средневековья находилась на уровне несравненно более высоком, чем в Руси. Так, журналист и историк Н. Усков в заключительной части своей историко-публицистической работы "Почему Россия отстала от Европы" пишет: "Средневековая система образования, оформившаяся уже в эпоху Каролингов в VIII–IX вв., восходила к позднеантичному канону […] ничего подобного на Руси никогда не было и быть не могло. Она находилась за пределами pax romana. Русская античность — это дремучий непролазный лес, который и в XIV в. возрождать было глупо". К выводу о полной отсталости системы образования в Древней Руси также приходит в своей статье "Почему первый российский университет открылся более чем на 500 лет позже, чем университеты Европы?" ученый и публицист Ю. Магаршак.

Подобные утверждения строятся на двух спорных предпосылках. С одной стороны, сторонники концепции "дремучей Руси" полагают, что европейский университет образца XI-XIII вв. – это учреждение высшего образования, сопоставимое по своей общественной роли с современными высшими учебными заведениями, с другой стороны, они утверждают, что средневековая Русь в отношении образования продвинутого уровня была окончательно отсталой. Попробуем разобраться, что представляли собой европейские учебные заведения этой эпохи и какая система образования существовала в те времена на Руси.

Происхождение европейских университетов

Во-первых, необходимо пояснить происхождение термина "университет". Энциклопедия Британника дает следующее определение. Латинское слово "universitas" первоначально использовалось для обозначения любого сообщества или корпорации. Для обозначения образовательной организации это слово использовалось в обороте "universitas magistrorum et academarium" (лат.: сообщество учителей и учеников). С течением времени, вероятно, к концу XIV в., этот термин стал использоваться сам по себе с исключительным смыслом сообщества учителей и ученых, чье корпоративное существование было признано и санкционировано гражданской или церковной властью. Обычное обозначение образовательных сообществ в средневековой литературе – это слово "studium" (лат.:училище).

Во-вторых, следует в общих чертах прояснить происхождение первых европейских университетов. Истоки западноевропейского образования восходят к монастырским церковным школам, основанными во Франкском королевстве в эпоху Карла Великого, который, стоит отметить, за всю жизнь так и не научился писать, о чем мы узнаем из биографии Карла Великого "Vita Karoli Magni" (лат.: Жизнь Карла Великого) авторства Эйнхарда, руководителя придворной школы. Однако повсеместного развития каролингские школы не получили, исключение составляют некоторые из них, в том числе, школа при соборе Notre-Dame в Париже и школа при монастыре св. Женевьевы Парижской, положившие в первой четверти XII в. начало училищу (studium), которое в начале XIII в. получило государственное признание в лице короля Франции Филиппа Августа и стало основой Парижского университета. Старейшим учебным заведением Европы принято считать Болонский университет, который сформировался из объединения учеников Ирнерия, знатока и комментатора правового наследия императора Юстиниана. Болонская правовая школа была основана в 1088 г. и, получив одобрение императора Фридриха Барбароссы, впоследствии стала значительным образовательным центром Западной Европы. Оксфордский университет, старейший в Англии, также возник из объединения слушателей лекций в конце XI в., а королевскую хартию получил только в 1248 г. от Генриха III из династии Плантагенетов. Также в конце XII в. сформировался старейший университет Испании - университет Саламанки, берущий свое начало от церковной школы при старом соборе, хартией короля Леона Альфонсо IX в 1218 г. университет Саламанки получил государственное признание и был назван "Studium Generale" (лат.: общее училище). Иных примеров возникновения в Европе образовательных заведений продвинутого уровня в XII в. неизвестно.

Таким образом, единичные европейские университеты эпохи раннего Средневековья являлись училищами, специализировавшимися, в первую очередь на изучении церковно-богословских дисциплин и юстиниановского права. Роль современных университетов они, безусловно, не играли, а их просветительская функция была опосредована влиянием Католической церкви. Важно отметить, что вышеуказанные учебные заведения создавались «снизу», как саморегулируемое сообщество преподавателей и студентов, которое только впоследствии утверждалось государственной и церковной властью.

Истоки древнерусского образования

Теперь обратимся к системе образования на Руси, начало которой было положено великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым, основавшем в 1030 г. училище в Великом Новгороде. Училище Ярослава стало первым в своем роде учебным заведением продвинутого уровня в Новгородском княжестве и на Руси. Письменные сведения об этом учебном заведении содержатся в Повести временных лет, а важным косвенным подтверждением существования училища Ярослава стали результаты археологических экспедиций, проводившихся под руководством академика РАН В. Л. Янина: в Троицком-XII раскопе в Великом Новгороде из напластований первой четверти XI в. была извлечена уникальная находка - древняя книга (кодекс) с текстом, написанным по воску, что опровергло мнение о том, что в Древней Руси не знали такого простого и удобного способа упражнения в письменной речи – написания по воску.

Именно ко времени работы училища Ярослава относится создание самых ранних переводов иностранных авторов на древнерусский язык. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, переводы «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, «Александрии», «Повести об Акире Премудром», «Жития Василия Нового». Эта интенсивная переводческая деятельность, как отмечает в своих комментариях к Повести временных лет академик Д. С. Лихачев, была одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Владимировича и работа Новгородского училища.

Феномен женского образования на Руси

Одной из важнейших вех развития образования на Руси является организация женского училища в Киеве при Андреевском монастыре в 1086 г. святой Анной Всеволодовной, сестрой великого князя киевского Владимира Мономаха, об этом мы узнаем из Лаврентьевской летописи. Анна руководила созданным ею училищем на протяжении 26 лет. Образование в этом учебном заведении имело прикладной воспитательный характер. Нельзя не упомянуть, что Анна Всеволодовна обладала незаурядными дипломатическими способностями, руководила посольством в Византию в 1089-1090 гг. Другой пример существования женского образования на Руси связан с именем святой Ефросинии Полоцкой, ведущей свое происхождение от великого князя Владимира Святославича. Около 1130-1140 гг. она основала при Спасском полоцком монастыре девичье училище и скрипторий, где переписывались и, возможно, переводились книги. Примечательно, что Ефросиния Полоцкая также играла роль в реализации дипломатических отношений на Руси, она правила дипломатическую и паломническую миссию к византийскому императору Мануилу Комнину и в Иерусалимское королевство, где и скончалась в 1167 г. Здесь необходимо отметить, что в Северной Европе в VI – IX вв. существовали школы для девочек при женских монастырях, например, основанные святыми Итой в Ирландии, Хильдой из Витби в Англии, Леобой в Германии, однако в последующие времена женщины получали домашнее или придворное воспитание, а появление систематического женского образования в Европе относится к концу XVI в., ознаменовавшегося Реформацией. Поэтому факт возникновения женского образования на Руси еще в XII в. – выдающийся, и он дает основания полагать, что среди европейских стран XI-XIII вв. именно на Руси женское образование получило наибольшее распространение.

Смоленское училище и торговое право

В конце XII века училище учреждается князем Романом Ростиславичем в Смоленске. Предположительно, Смоленское училище становится первым центром изучения права на Руси, что обусловлено особым положением Смоленска - в то время крупного культурного и торгового центра Руси, стоящего на пересечении путей в Западную Европу. Предпосылки для возникновения в Смоленске правовой школы, как отмечает в своих лекциях по истории русского законодательства И. Д. Беляев, крупный исследователь русского права, существовали еще раньше, при смоленском князе Ростиславе Мстиславовиче: известно, что в 1159 г. он посылал знатоков права, послов Ивана Ручечника и Якуна, к племяннику Мстиславу для согласования условий управления Русской землей. Другой важный пример развития национального права - это договор, заключенный в 1229 г. между Смоленским, Витебским и Полоцким княжествами с одной стороны и Ригой и Готландом с другой, известный как Смоленская торговая правда. Составление торгового договора явилось высоким достижением русской правовой культуры. Смоленск в XII-XII вв. занимает особое положение в формировании системы образования Руси домонгольского периода. Академик В. О. Ключевский, изучавший древние смоленские житийные литературные памятники, пришел к выводу, что в XII — первой половине XIII в. по развитию книжного образования Смоленск шел в ряде первых русских городов.

Первый "университет" на Руси

Важный пример существования образования продвинутого уровня на Руси - учреждение около 1213 г. великим князем Константином Всеволодовичем училища в Ярославле в стенах Спасского монастыря, впоследствии перенесенного в Ростов Великий, в монастырь святого Григория Богослова (отсюда известное в литературе названия училища - Григорьевский затвор), к княжескому двору, о чем мы узнаем из Лаврентьевской летописи, являющейся в этой своей части фактически придворной летописью Константина Всеволодовича. Выпускниками училища при Григорьевском монастыре были один из первых русских писателей Епифаний Премудрый и Стефан Пермский — просветитель коми-зырян, создатель зырянской письменности, из его жития авторства Епифания можно почерпнуть отдельные сведения о том, что представляло собой это учебное заведение в XIII-XIV вв. Фактически училище Константина Всеволодовича было крупнейшим в своем роде учебным заведением на Руси и существовало наиболее длительное время. По мнению историка А. Г. Мельника, Григорьевский затвор просуществовал вплоть до начала XVIII в.

Выводы

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующие отличительные черты древнерусского образования по сравнению с европейским. Во-первых - это приоритет национальной культуры речи: в отличие от европейской средневековой латиноязычной системы образования, русская изначально строилась на основе использования национального языка. Во-вторых, старейшие европейские университеты зарождались "снизу" как самоорганизованные объединения студентов и учителей, а на Руси учебные заведения появлялись "сверху" - по инициативе князей, что показывает высокий уровень заинтересованности власти в национальном просвещении. В-третьих, между собой различаются специализации европейских и отечественных училищ. Первые ориентировались на изучение позднеримского права и церковных дисциплин, вторые - имели преимущественно филологическую направленность, были центрами изучения иностранных языков и переводческой деятельности.

Итак, суждение об отсталости и "дремучести" древнерусского образования является безосновательным и бездоказательным. Мы можем с уверенностью говорить о том, что национальная система образования возникла в древнерусском государстве в XI в. и активно развивалась на протяжении XI-XIII вв., не уступая, а в отдельных аспектах превосходя европейскую образовательную культуру.

Комментарии