НИИ - это что за организация?

Когда-то, еще в прошлом веке, никому не нужно было объяснять, что такое НИИ. Расшифровку аббревиатуры знали все. Многие работали в этих учреждениях. Почти в каждой семье находился родственник, работающий или когда-то работавший в НИИ.

Первые НИИ

Первые НИИ появились еще до революции 1917 года. Хотя люди всегда строили научные учреждения (одни из ранних находят в раскопках Вавилона). Слово «институт» (l’institute) впервые было использовано в Париже. Национальный институт наук и искусств, призванный заниматься совершенствованием науки, претерпев некоторые изменения в течение времени, стал называться Институтом Франции. Датой его основания считается 25 октября 1795 года.

По примеру французского научного учреждения, НИИ (научно-исследовательские институты) распространились по всей Европе и к середине двадцатого века стали ячейками национальной научной деятельности. Необходимость межотраслевых исследований и проведения практических разработок на научной основе привела к созданию отраслевых, международных НИИ и научных центров.

Сейчас только в России насчитывается 1812 официальных адресов НИИ. Расположены они по всей стране, от Южно-Сахалинска до Пскова, и работают над проблемами всего народно-промышленного комплекса.

Закрытые НИИ в ЗАТО

Первые закрытые территориальные образования (ЗАТО) связывают с созданием ядерного оружия в 1946–1953 годах. В эпоху холодной войны СССР некоторые НИИ строили в закрытых для непосвященных городах. Их не было на картах, и попасть туда было непросто: проверялась родословная чуть ли не до седьмого колена во избежание утечки секретной информации. Работающие в таком НИИ сотрудники давали подписку о неразглашении государственной тайны. Само поселение нередко обносили колючей проволокой и вводили строгий пропускной режим.

Называли их не по наименованию географического поселка, где они располагались, а путем прибавления шифра к названию обычного города: Красноярск-26, Пенза-19 или Челябинск-65. В Загорске-6 была база НИИ микробиологии, хранящая штаммы бактериологического оружия – оспы, например. В Сарове-16 находится НИИ экспериментальной физики. Там разрабатывали оружие, в том числе и ядерное.

За особые условия все жители получали компенсацию в денежном выражении и хорошее снабжение товарами и продуктами. Выезжать за границу им не разрешалось даже спустя несколько лет после увольнения или выхода на пенсию. Встречи с родственниками, жившими за пределами города, даже в соседней деревне, были возможны только в отпуске или по специальному пропуску.

Почтовые ящики

НИИ были гражданские (ВНИИСЭНТИ – экономической информации, НИИБТ – бурильной техники) и военные. Последним присваивался номер почтового ящика, исходя из интересов секретности объекта. Они включались в структуру военно-промышленного комплекса и работали на оборону.

Зарплата в «ящике» была выше, работники получали праздничные «заказы» - наборы дефицитных продуктов. Поликлиника тоже, как правило, была своя или имелась возможность посещать ведомственную. Медицинские услуги там были на порядок выше. Для детей сотрудников работали ведомственные детские сады и пионерские лагеря, которые тоже отличались серьезной материальной базой.

Периодически на предприятие приглашали выездную торговлю из военторга и обеспечивали дефицитными вещами – одеждой и обувью. Выехать за границу работающим в «ящике» было невозможно.

Шарашкины конторы

С тридцатых годов спецучреждения от НКВД, где работали заключенные, стали использовать труд инженерно-технических работников не на лесоповале, а в закрытых НИИ. Большинство из них было осуждено по статье 58, «за вредительство». НИИ эти прозвали в народе «шарашкиными конторами». На самом деле, это были научно-технические тюрьмы.

В шарашках трудились многие достойные люди. Например, А. Туполев, В. Чижевский, А. Солженицын. Многие не догадывались, чем занимается НИИ. В Магадане, например, во ВНИИ-1 проводились научно-исследовательские работы по разведке месторождений золота. НИИОХТ занимался исследованиями по созданию химического оружия, проводились опыты на людях. Марфинская шарашка (НИИ связи) – занималась разработкой аппаратуры для радиоразведки.

Новейшая боевая техника, составы пороха и брони для танков, самолетов, космическое оборудование – все то, что работало на оборону, в СССР производили осужденные инженеры.

Женский коллектив

Гражданское НИИ – это, преимущественно, женский коллектив. Вспомните начало фильма «Служебный роман»: массовое приведение себя в порядок на рабочем месте. Это не выдумка режиссера, а правда жизни. Краситься до работы, если живешь в Подмосковье, просто не успеваешь: надо не опоздать на электричку, чтобы потом не опоздать на автобус. Тем более, после транспорта в час «пик» надо не только накраситься заново, но и душ иногда принять.

Времена изменились, но женщины не поменялись. Все так же им требуется утром сначала привести себя в порядок, выпить кофе, а уж потом и за работу приняться. Правда, такого массового «салона красоты» уже не увидишь. Это печать восьмидесятых.

В настоящее время процент женщин, трудящихся в НИИ, стал больше. Зарплата как была маленькой, такой и осталась. Но многих устраивают белые выплаты, оплачиваемый отпуск и больничный. Возможность уйти в декрет и отпуск по уходу за ребенком, не потеряв при этом работу.

НИИ в период застоя

Можно ли на рабочем месте вязать? А шить, разложив выкройки на кульмане? С середины восьмидесятых в НИИ - это обычное дело. Нельзя было опаздывать на работу и с обеда, поскольку в режимных предприятиях фиксируется вход и выход. И это чревато лишением премии. А вот на рабочем месте можно было заниматься рукоделием, если начальник смотрит на это сквозь пальцы.

Работы, в смысле загруженности, у сотрудников НИИ почти не было. По инструкции полагалось в эти моменты изучать техническую документацию. Многие читали художественную литературу, положив сверху том «Процессор» или «СНИПы». Часто хорошую вещь давали читать на один день, по записи. Так всем институтом читали «Мастера и Маргариту», «Альтиста Данилова», Стругацких и весь Самиздат. Зарплату тогда называли «зряплатой». Сделать карьеру в НИИ было почти невозможно.

В сентябре по несколько человек от отдела отправляли на сбор картошки, все были обязаны периодически патрулировать улицы в качестве члена «Народной дружины». В туалете висели объявления о продаже косметики, а бытовую технику, распределяемую в ограниченном количестве на отдел, разыгрывали по жребию.

Плановая экономика предполагала распределение выпускников ВУЗов для трехлетней отработки на предприятиях и НИИ. Молодой специалист получал от девяноста до ста двадцати рублей и не подпускался к четко налаженному бюрократическому механизму. Стать старшим научным сотрудником было нелегко, требовалось написать и защитить диссертацию. На это шли немногие. Большинство, отработав положенное время, уходили в более прибыльные места.

Советские НИИ – это особая культура. Особенный тип интеллигента. Еще сохранились бывшие инженеры, которые считают торговлю недостойным для себя занятием. Прививающие внукам идею обязательного высшего образования. Убежденные, что в жизни нужно уметь «устроиться», а не устраивать ее под себя. Честные и принципиальные, но обладающие ненужной в наш век профессией. Мамы, папы, бабушки и дедушки. НИИ – это их молодость, и что бы ни случилось, они вспоминают ее с теплотой.

Комментарии