Оценка качества продукции

Под качеством продукции согласно ГОСТу 15467-79 следует понимать совокупность ее свойств, благодаря которым она способна удовлетворять, в соответствии со своим назначением, определенные потребности.

Термин «продукция» согласно ГОСТу Р ИСО 9000-08 (пункт 3.4.2) здесь рассматривается, как результат процесса, являющегося совокупностью различных видов деятельности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и преобразующих входы в выходы (пункт 3.4.1 того же ГОСТа). Таким образом, определение качества продукции должно проводиться в направлениях оценки:

  • ее соответствия требованиям (ожиданиям или потребностям, которые установлены и являются обязательными или только предполагаются — определение следует из пункта 3.1.2 ГОСТа 9000-08);
  • способности удовлетворить потребности, то есть определить набор или уровень требуемых характеристик и ее полезность.

Раздел 4 ГОСТа 15467-79 устанавливает, что оценка качества продукции должна проводиться путем применения следующих методов:

  • дифференциального, основанного на единичных показателях качества, каждый из которых характеризует одно свойство продукции (например, жесткость воды характеризует содержание солей Ca и Mg, способных образовывать отложения или накипь в оборудовании);
  • комплексного — используются комплексные показатели качества (например, для поверхностной воды 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый или 5-ый класс качества может информировать о том, что вода условно чистая, слабо загрязненная, загрязненная, грязная или экстремально грязная);
  • смешанного — оценка проводится с использованием единичных и комплексных показателей (для воды в поверхностных источниках регламентируются и единичные показатели, такие, как жесткость, и комплексные - такие, как класс качества);
  • статистического — применяется математическая статистика (порядок использования в контроле качества продукции регламентирует серия ГОСТов Р 50779).

Проверку соответствия установленным требованиям осуществляют по каждому показателю качества перед отправкой продукции потребителю. Эта процедура называется приемкой для внешнего или пооперационный контроль для внутреннего потребителя.

Объем контроля, включая такие методы оценки качества продукции, как дифференциальные, комплексные или смешанные, по которым проводятся испытания, прописан в технических условиях или контрактах (договорах). Если спецификация не отражает истинного требования к качеству, то оно не может быть гарантированным. Например, для сосудов, работающих под высоким давлением, нормативные документы должны регламентировать не только материал, из которого изготовлен аппарат, его конструкцию и размеры, но также такие операции, как изготовление, монтаж, наладка, техническое диагностирование, эксплуатация и ремонт. То есть все требования, обязательное соблюдение которых гарантирует надежность и безопасность сосуда, работающего под давлением.

Способность (в соответствии со своим назначением) удовлетворять определенные потребности можно рассмотреть на примере обязательных требований к качеству химически очищенной воды, предназначенной для выработки пара. Такую воду в технологической документации принято называть химочищенной (обессоленной) или питательной (поступает на питание котлов, в которых вырабатывается пар).

Оценка качества продукции проводится по определенным показателям: требования устанавливаются в зависимости от параметров пара (низкого, высокого или среднего давления). Например, для котлов с рабочим давлением 9 кгс/см², 18 кгс/см² и 50 кгс/см², жесткость питательной воды должна быть не выше 70 мкмоль/кг, 15 мкмоль/кг и 5 мкмоль/кг соответственно. Соединения меди, в пересчете на Cu, для первых двух случаев не регламентируется, а для котлов с рабочим давлением 50 кгс/см² содержание их в питательной воде не должно превышать 20 мкг/кг.

Оценка качества продукции проводится компетентными лабораториями, общие требования к которым устанавливаются ГОСТом Р ИСО/МЭК 17025-09. Стандарт устанавливают 15 требований к управлению качеством в испытательной или калибровочной лаборатории и 10 технических требований. Только при их реализации лаборатория может быть аттестованной в рамках действующей в организации СМК или аккредитованной независимым органом. Последний вариант подтверждения компетентности, конечно, весомее.

Система управления относится к структуре организации, применяемой для управления процессами или деятельностью, которые преобразуют входы ресурсов в продукт или услугу, отвечающие целям организации. Например, удовлетворение качества требованиям заказчика, соблюдение правил безопасности или достижение экологических целей.

Оценка качества продукции во многих зарубежных фирмах происходит на основе статистического управления процессом, основанном на методе Six Sigma. Для статистически управляемых процессов вероятность неожиданного сбоя ограничена до шести стандартных отклонений от нормального распределения, то есть меньше 4/1000000000. Внедрение этого метода позволяет гарантировать высокое и стабильное качество продукции.

Комментарии