17 съезд ВКП (б) в 1934 г
В период с 26 января по 10 февраля 1934 года в Москве проходил 17-й съезд ВКП (б), который, по замыслу его организаторов, должен был стать апофеозом тоталитарной системы, утвердившейся к тому времени в СССР. Однако, несмотря на все старания советских газет, окрестивших его «Съездом победителей», это название не прижилось, и было вытеснено другим, звучащим как «Съезд расстрелянных», к чему имелись самые веские основания.
Съезд, превращенный в пропагандистскую акцию
Вся повестка дня 17 съезда ВКП (б), дата открытия которого навсегда вошла в историю партии, была посвящена отчету о победах, достигнутых ею в ходе первой пятилетки. Кроме того, был принят очередной план развития народного хозяйства, охватывающий период с 1933 по 1937 гг. Это была, по сути, крупномасштабная пропагандистская акция, в задачу которой входило официально задекларировать победу социализма в отдельно взятой стране, одержанную под руководством И. В. Сталина.
На вечернее заседание 17 съезда ВКП (б), состоявшееся 5 января 1934 года, прибыли для приветствия делегатов представители нескольких производственных коллективов, среди которых были и посланцы Тульского оружейного завода. Доложив о своих трудовых победах, что являлось обязательным элементом сценария, установленного в те годы для всех политических мероприятий, оружейники вручили Сталину образец недавно разработанной винтовки «Снайпер». Взяв в руки подарок туляков, глава государства под общие аплодисменты, которыми встречалось тогда любое его действие, направил оружие в зал, и, как бы шутя, прицелился в делегатов, чем вызвал еще больший всплеск оваций.
Сбывшееся пророчество
В дальнейшем, вспоминая этот эпизод, происшедший на 17 съезде ВКП (б) в 1934 году, многие увидели в нем пророческий смысл. Чтобы убедиться в их правоте, достаточно привести статистические данные, обнародованные Н. С. Хрущевым через 22 года с трибуны 20-го съезда, все той же коммунистической партии, которую он возглавил после смерти Сталина.
Новый генеральный секретарь сообщил, что из общего числа депутатов 17 съезда ВКП (б) – «Съезда победителей», в последовавшие затем 2-3 года были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения 1108 человек, а 848 расстреляны. Всем без исключения вменялась в вину якобы осуществлявшаяся ими антисоветская деятельность. К числу этих людей следует добавить еще пять жертв развязанного в стране массового террора, не пожелавших добровольно отдаться в руки палачей и буквально накануне ареста покончивших жизнь самоубийством.
Съезд, предшествовавший массовым репрессиям
Надо ли говорить, что все эти люди в 50-е годы были реабилитированы «за отсутствием состава преступления». Так, 17 съезд ВКП (б) стал в народе именоваться «Съездом расстрелянных победителей». Из материалов уголовных дел, обнаруженных в архивах, видно, что расправы зачастую чинились сразу над многочисленными группами репрессированных. Например, более половины делегатов съезда было расстреляно в течение 8 дней.
Толчком к усилению репрессий в стране тогда послужило убийство видного партийного деятеля, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) С. М. Кирова, совершенное 1 декабря 1934 года. По мнению современных исследователей, организатором преступления являлся непосредственно Сталин. Полагают, что оно было необходимо ему для усиления якобы проводимой в стране борьбы с врагами народа, а в действительности для физического уничтожения как представителей политической оппозиции, так и всех, способных выразить недовольство установленным режимом.
Геноцид собственного народа
Трагическая судьба делегатов 17 съезда ВКП (б) во многом закономерна. Она явилась результатом генеральной линии партии, строившей политику ускоренной индустриализации страны на крови миллионов невинных людей. Известно, что с начала 30-х годов жертвой массовых репрессий стал целый социальный класс – российское крестьянство, насильно загнанное в колхозы.
Наиболее успешная его часть была объявлена «кулаками» и депортирована, а остальные превращены в дешевую и бесправную рабочую силу, обязанную при этом кормить страну. Городское же население жило в постоянном страхе перед обвинениями во вредительстве и антисоветской деятельности. В стране проводился, по сути, геноцид собственного народа. Несмотря на это, на 17-м съезде ВКП (б) непрестанно оглашали дифирамбы в адрес «мудрого вождя и учителя» – товарища Сталина.
Необоснованные слухи
Говоря о событиях тех давних лет, следует развеять миф, прочно устоявшийся в течение последних десятилетий. Речь идет о совершенно необоснованных слухах, согласно которым в 1934 г. на 17 съезде ВКП (б) делегатами была предпринята попытка высказать недоверие Сталину в виду результатов проводимой им политики.
В постперестроечный период российские и зарубежные СМИ неоднократно обсуждали подобную версию, выдвигая при этом предположение, что именно прозвучавшая на съезде критика вызвала гнев Сталина и спровоцировала последовавшие затем массовые репрессии. Однако детальное изучение архивных материалов, ставших к тому времени достоянием широкой общественности, показало, что никакого реального антисталинского демарша на 17 съезде ВКП (б) в 1934 году не было.
Подавление внутрипартийной оппозиции
Как показали материалы, с которых был, наконец, снят гриф секретности, обстановка, царившая среди депутатов, в корне отличалась от той, которая преобладала четырьмя годами ранее на 16 партийном съезде. Установившееся к этому времени единовластие Сталина послужило полному искоренению внутрипартийной оппозиции, проявлявшейся в прежние годы. Несмотря на то что налицо имелись крайне негативные последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства, а также излишне поспешных методов индустриализации, открыто говорить о них с трибуны съезда никто не решался.
Прозвучавшие четырьмя годами ранее предупреждения о возможности пагубных последствий такой политики, на 17 съезде ВКП (б) более не упоминались, а бывшие лидеры оппозиции, такие как А. И. Рыков, Г. И. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин и ряд других, выступали с покаянными речами и наперебой восхваляли успехи социализма. Как показала история, в дальнейшем это не помогло им избежать суда по весьма популярной в те годы 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционная деятельность) и высшей меры наказания за действия, якобы направленные на подрыв советского государства.
Доклад Сталина
Главным событием съезда стало выступление И. В. Сталина с отчетным докладом ЦК ВКП (б) о результатах работы, проделанной за последние пять лет. Обрисовав в ярких красках достижения советской промышленности и сельского хозяйства, он не преминул остановиться на тяжелом кризисе, который, по его словам, переживали буржуазные государства, обреченные на неминуемый крах. В то же время Сталин подчеркнул возможность скорого начала мировой войны. Его выступление, как и было положено, постоянно прерывалось «бурными аплодисментами, переходившими в овацию».
Выступление К. Е. Ворошилова
Вслед за ним на трибуну поднимались различные ораторы, освещавшие те или иные аспекты проводившейся политики. Однако общим лейтмотивом их выступлений были восторженные оценки речи Сталина. В связи с этим следует особо выделить речь Ворошилова на 17 съезде ВКП (б). В ней он весьма образно описал тот неоценимый вклад, которым их «вождь и учитель» обогатил теоретическую сокровищницу марксизма-ленинизма. Далее Ворошилов поведал миру, что «загнанный в тупик неразрешимых противоречий» мировой империализм всячески потакает озверелому фашизму, надеясь с его помощью установить свое господство.
Однако все его потуги обречены на провал, поскольку СССР – страна победившего социализма, способна пресечь любые вражеские происки. Какие бы планы не строил мировой империализм, Советский Союз всегда готов дать ему надлежащий отпор. В связи с этим оратор подчеркнул, что, выполняя столь высокую миссию, первое в мире государство рабочих и крестьян становится подобно бельму на глазу зарвавшегося империализма и должно быть готово вступить с ним в решительное сражение.
Речь Ворошилова многократно прерывалась аплодисментами делегатов, готовых хоть в ту же минуту ринуться в бой. Но такая возможность им не представилась. Еще задолго до того, как реальный враг вторгся в пределы нашей Родины, большинство из них было причислено к его пособникам и расстреляно при полном одобрении народных масс, за счастье которых они ратовали с трибуны 17 съезда ВКП (б).