Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.

Ступени лада

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая - вторая - первая.
  • Вторая - четвертая - третья.
  • Четвертая - шестая - пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как "лад" и "тональность".

Что такое лад

Лад - система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • три больших;
  • малая.

Гармонический минор:

  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T - тоника (1-я ступень), S - субдоминанта (4-я ступень), и D - доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие "производных" звуков, в октаве их всего пять - это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие "устойчивости" и "неустойчивости" ступеней.

Устойчивые - первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени - звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами - от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот - буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Тональность - лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

  • Диезы: f-c-g-d-a-e-h.
  • Бемоли: h-e-a-d-g-c-f.

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор - нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре - один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака - фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор - знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор - один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре - си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Все неустойчивые звуки имеют некий "окрас незавершенности", поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля - в соль.
  • Ля и до - в си.
  • До и ми - в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые - закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Комментарии