Возрастная психология: изучение особенностей психики на разных этапах жизни

Возрастная психология - увлекательная наука о том, как меняется наша психика с возрастом. Давайте разберемся в ее основных вехах и открытиях, чтобы лучше понимать себя и окружающих.

История возрастной психологии

Интерес к особенностям детской психологии возник еще в эпоху Просвещения. Так, Жан-Жак Руссо в своем трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762) описал три стадии детского развития:

  • Младенчество
  • Детство (от 2 до 12 лет)
  • Отрочество (от 12 до 15 лет)

Идеи Руссо оказали большое влияние на педагогов того времени.

Однако возрастная психология оформилась в самостоятельную науку лишь в конце XIX - начале XX века благодаря работам В. Прейера, В. Штерна, А. Бине и других ученых. Предметом их исследований стали закономерности детского развития, изучаемые с помощью наблюдения и экспериментов.

1882 год Выход книги В. Прейера " Душа ребенка "
1905 год Публикация тестов интеллекта А. Бине

Уже к 1930-м годам сложились основные направления возрастной психологии:

  • Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд)
  • Бихевиористское (Дж. Уотсон, Б. Скиннер)
  • Когнитивное (Ж. Пиаже)

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

C 1960-1970-х годов термин "возрастная психология" окончательно утвердился для обозначения отрасли психологии, изучающей психическое развитие человека на всем протяжении его жизни.

Основными задачами возрастной психологии являются:

- описание возрастных изменений психики;

- выявление факторов, влияющих на психическое развитие;

- разработка рекомендаций по оптимизации развития.

Для решения этих задач применяется целый комплекс методов:

  • Наблюдение за поведением детей
  • Психологическое тестирование
  • Близнецовый метод
  • Моделирование жизненных ситуаций

Периодизация психического развития

Согласно современным представлениям, психическое развитие человека можно разделить на следующие периоды:

  1. Младенчество (от рождения до 1 года)
  2. Раннее детство (1-3 года)
  3. Дошкольное детство (3-6 лет)
  4. Младший школьный возраст (6-11 лет)
  5. Подростковый возраст (11-15 лет)
  6. Юношеский возраст (15-20 лет)
  7. Взрослость
  8. Старость

Сенситивные периоды развития психики

Особенностью психического развития является его гетерохронность - неравномерность созревания разных психических функций.

Выделяют сенситивные (чувствительные) периоды, в которые те или иные психические процессы развиваются наиболее активно:

  • Раннее детство - сенситивный период речевого развития
  • Дошкольный возраст - развитие воображения и образного мышления
  • Младший школьный возраст - усвоение учебных навыков

Учет сенситивных фаз в воспитании и обучении крайне важен для полноценного психического развития.

Социальная ситуация развития

Помимо возраста, на развитие психики оказывает влияние социальная ситуация, в которой находится ребенок. Это его ближайшее окружение, условия жизни, воспитания и обучения.

Например, отношения со сверстниками играют огромную роль в период взросления. На их основе формируется Я-концепция и самооценка подростков.

Индивидуальные различия в психическом развитии

Несмотря на общие возрастные закономерности, темпы и уровень развития могут существенно варьироваться у разных детей под влиянием генетических факторов, воспитания, обучения и других условий.

Поэтому важно учитывать как общие закономерности возрастного развития, так и индивидуальные различия детей.

Развитие когнитивной сферы

Одним из важнейших аспектов психического развития являются изменения в когнитивной сфере - восприятии, памяти, мышлении. Здесь также прослеживаются возрастная динамика.

Так, развитие мышления от наглядно-образного в дошкольном возрасте через конкретно-логическое в младшем школьном возрасте ведет к формированию абстрактно-логического мышления в подростковом и юношеском возрасте.

Особенности восприятия

Восприятие также претерпевает качественные изменения от возраста к возрасту. Так, новорожденные могут сосредотачивать взгляд лишь на предметах, расположенных на расстоянии 20-30 см.

К 6 месяцам развивается цветовое зрение. А к 3-4 годам дошкольники уже воспринимают целостные сюжетные картинки.

Особенности памяти

Динамика наблюдается и в развитии памяти. До года ребенок запоминает лишь яркие эмоциональные впечатления. В 3-4 года появляются первые целенаправленные попытки запомнить.

В школьном возрасте бурно развивается словесно-логическая память , необходимая для усвоения знаний.

Развитие эмоционально-волевой сферы и личности

Наряду с когнитивным развитием, не меньшее значение имеет динамика эмоционально-волевой и мотивационной сфер психики. Эти изменения тесно связаны со становлением личности на каждом этапе детства и взросления.

Разные периоды детства характеризуются своими приоритетами в эмоциональном развитии и социальных потребностях ребенка.

Комментарии