Спортивные катера и лодки с подвесным мотором: описание
Спортивные катера в категории легких моторных судов выделяются в две группы: открытого типа и варианты с надстройкой. Первые модификации быстроходнее и преимущественно эксплуатируются с подвесными двигателями. На экземплярах с надстройкой чаще всего используют стационарный силовой агрегат. Корабли оборудуются каютами и рабочими помещениями. Современные версии навесных двигателей часто применяются на обоих типах судов. Рассмотрим подробнее все нюансы, связанные с данными плавательными средствами.
Байдарки и аналоги
К небольшим спортивным катерам относятся байдарки, оснащаемые силовыми агрегатами мощностью до трех лошадиных сил. Они обладают высокой проходимостью, хорошим объемом багажного отделения, небольшой массой и приличной скоростью (до 18 километров в час). Такие плавательные средства можно реально использовать для длительных путешествий по воде.
В спортивном туризме предпочтительнее станут открытые моторные лодки с моторами подвесного типа. В эту категорию также входят глиссирующие быстроходные катера с «движками» стационарного исполнения. Они не такие быстроходные, однако имеют большое водоизмещение, экономичность и вместительность.
Еще один вид популярных спортивных катеров и лодок – полузакрытые речные «лимузины». На них предусмотрены отсеки для хранения инструментов и прочих полезных предметов, а также для размещения пассажиров. Скоростные показатели варьируются от 12 до 15 километров в час.
Модификации
Спортивные катера и лодки для дальних путешествий по крупным водохранилищам и рекам относятся к классу судов с высокими бортами. Указанные модификации не охватывают максимально возможные конструкции рассматриваемого класса. Например, учебные версии не имеют отличий по каким-либо конструктивным признакам от профессиональных моделей. К данной категории также можно отнести разъездные и малые туристические суда.
Особенности
Для обучения могут использоваться спортивные катера, фото которых приведено выше. Специальные и гоночные водные скутеры не используются для учебных занятий. Для наработки навыков желательно применять переходные модели упрощенного типа.
Например, обучиться вождению на судах со стационарными моторами проще на прогулочных модификациях либо разъездных моделях. Большинство спортивных катеров сейчас разрабатываются по трехточечной системе. Такая конструкция повышает глиссирующие качества и скорость судна. Это позволяет оптимизировать все нужные для победы характеристики.
Спортивные катера с подвесными моторами имеют пониженную длину и килеватость. Это дает возможность улучшить ходовые параметры, однако ухудшает показатель мореходности по причине значительных нагрузок (боковых и фронтальных ударов на волнующейся водной поверхности). Кроме того, гоночные суда условно подразделяются на две категории: суда со стационарными моторами и лодки с подвесными двигателями.
Интересные факты
Для гонок чаще всего используются быстроходные катера стандартной постройки. Согласно классическим правилам по водно-моторному спорту, суда должны оснащаться силовыми агрегатами серийного производства. Тем не менее имеется возможность сооружения специальных конфигураций, которые не противоречат классификации, зато имеют преимущества в скорости, по сравнению с судами, выпускаемыми серийно.
Спортивные катера преимущественно представляют собой простейшие моторные глиссеры, которые ограничены конкретными размерами обводов (моновиды), а также соответствуют указанным выше правилам. Трехточечные экземпляры возводятся по моделям обводов, разработанных в Америке. Самый известный экземпляр рассматриваемой категории – корабль «Синяя птица» (Великобритания). Его максимальная скорость – 250 километров в час.
Развитие
На современном рынке уже представлены спортивные катера, созданные по двухточечной схеме. Они оснащаются полупогруженными винтами, развивают скорость до 300 км/ч. В этой категории рекорд мирового уровня – 314 км/ч. После введения в международную квалификацию спортивных моторных судов неограниченной категории создавались реактивные моторы без гребных винтов, а также аналоги с поплавками, которые оборудовались силовыми агрегатами воздушно-реактивного типа. Рекордный показатель скорости – 413 км/ч.
Отдельно стоит отметить экземпляр с тремя поплавками. Этот глиссер оснащен воздушно-реактивным мотором, может набирать скорость до 400 км/ч, обладает высокими ходовыми качественными характеристиками.
Подобные суда выпускаются в единичных экземплярах, не находят активного применения в классическом и массовом спорте. Тем не менее такие уникальные модификации создаются постоянно и все чаще. Кроме того, увеличиваются скоростные и ходовые качества серийных спортивных судов. Разработчики усиленно работают над совершенствованием их технических характеристик, наряду с сохранением комфорта управления спортсменов.