Нетрадиционные формы Обучения как один из способов повышения качества знаний

Современная педагогика в понятие «формы обучения» включает общие формы обучения и формы, с помощью которых происходит организация образовательно-воспитательной деятельности. К общим формам относится индивидуальная, коллективная и групповая виды работ. Уроки, кружки как предметные, так же творческие и технические, экскурсии, ученические научные общества представляют собой формы организации образовательно-воспитательной деятельности.

Также понятие «формы обучения» трактуется как организация процесса обучения, которая сложилась исторически и отличается устойчивостью и логической завершенностью. Ей присущи систематичность, целостность, умение самосовершенствоваться, постоянный состав учащихся, определенный режим проведения и личностно-деятельный характер.

Основную форму, при помощи которой происходит организация процесса обучения в школе, представляет урок, ведь большая  часть времени, проведенного в учебном заведении, отведена именно ему. Система, при которой дети обучаются во время урока в классе, выдержала испытание временем. И хотя в нынешнее время со всех сторон слышится критика в ее адрес, она применяется и сегодня практически во всех странах мира. Классно-урочная система имеет свои позитивные и негативные стороны. В качестве ее преимуществ можно назвать несложность в организации, простоту в управлении, экономичность. В тоже время отрицательной стороной является то, что не всегда удается применить индивидуальный подход к учащимся вследствие строгой организационной структуры.

 

Современные формы обучения в школе

 Многие исследователи придерживаются мнения, что интерес в учащихся к предмету будет появляться благодаря изложению содержания изучаемого материала. Практика же показывает, что если интерес сводить только к содержательной стороне новой информации, то заинтересованность у школьников будет появляться только от случая к случаю.

Если ученики во время урока активно не включены в деятельность, то интерес, возникший к содержанию материала, никогда не превратится в познавательный интерес. Чтобы побудить детей к познавательной деятельности, необходимо постоянно в своей работе совмещать традиционные формы обучения и нетрадиционные формы обучения.

 

Обучение в виде классно-урочной формы является основным в образовательном процессе. Но урок никогда не будет интересным для ученика, если ему постоянно предлагают включаться в однообразную по своей структуре и методике проведения работу. Поэтому традиционные формы обучения в таком виде сегодня неприемлемы.

Рамки обычного урока становятся тесными, в связи с этим появляются новые формы его организации и методы проведения. Нестандартный урок и является одним из способов обучения и воспитания школьников. Этот вид учебной деятельности -- занятие, основанное на импровизации, имеющее нетрадиционное построение. Для таких уроков не существует методических пособий. Они основаны на таланте, знаниях, умениях и мастерстве преподавателя.

На современном этапе нетрадиционные формы обучения можно применять в  классах с разным уровнем подготовки. Это могут быть уроки по различным предметам, проведенные в стихах или сказках, уроки-экскурсии, уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-спектакли.

Естественно, что школьникам больше нравятся нетрадиционные формы обучения, ведь они интересные по своей организации, замыслу и методике проведения. Но такие методы не следует считать главными, ведь нельзя же процесс образования превращать в игру. Учебный процесс должен максимально содействовать умственному развитию школьников. И задача учителя -- пробудить у детей потребность в знаниях, стремление усваивать их и постоянно совершенствовать.

Поэтому нет сомнений в том, что нетрадиционные формы обучения способствуют расширению поля деятельности педагога, пробуждают интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, повышают эффективность процесса обучения.

Чтобы уроки всегда были познавательными и интересными, учителю постоянно необходимо думать, искать, пробовать. Поэтому использование нетрадиционных форм обучения способствует развитию творческих наклонностей не только школьников, но и самого учителя.   

Комментарии