Концепция управления персоналом. Классификация персонала

Современная кадровая политика - один из гарантов успеха любой компании сегодня. Выстроить ее помогает правильная концепция управления персоналом. Подробнее о ее сути, разновидностях, формировании мы поговорим далее в этом материале, не забыв разобрать классификацию кадрового состава.

Что это?

Концепция управления персоналом - это комплекс методологических и теоретических взглядов, которые определяют цели, сущность, методы, критерии и задачи воздействия на сотрудников компании. Важное дополнение к ней - практические советы по формированию механизма воздействия на кадровый состав.

Сегодня работодатели успешно применяют четыре современные концепции:

  • Гуманистическая.
  • Экономическая.
  • Организационно-административная.
  • Организационно-правовая.

Разберем каждую детально.

Гуманистическая концепция

Ее база - японский менеджмент. Работник здесь - не просто сотрудник, а основной субъект организации, отчего его мнение всегда важно для руководства компании.

Главная цель данной концепции управления персоналом - создать комплекс условий, которые позволят трудящемуся динамично продвигаться по карьерной лестнице и развиваться в общем. Здесь недостаточно лишь использовать современные технологии. Важно пересмотреть и изменить ценности персонала.

Экономическая концепция

Более характерна для компаний, где трудятся работники с низкой классификацией, занятые в серийном выпуске продукции. Главная цель этой системы управления персоналов - "раскрыть" потенциал каждого сотрудника. А именно его дисциплинированность, исполнительность, подготовленность.

Для компаний с такой концепцией характерен авторитарный стиль руководства. Личные интересы здесь всегда подчинены общей идее.

Организационно-административная концепция

Основная цель здесь - максимальное использование трудового и личностного потенциала каждого работника. Эта концепция управления персоналом может характеризоваться дополнительным внедрением подсистем.

Руководство здесь стремится добиться полного соответствия сотрудника занимаемой должности, требуемой квалификации. Концепция идеально подходит компаниям с четкой организационной структурой.

Организационно-социальная концепция

Что важно в этой системе управления персоналом? Грамотное управление человеческими ресурсами компании, достижимое созданием благоприятных внешних условий.

Человек здесь - важнейший ресурс. Но при этом требуется полное его соответствие корпоративному духу, а также занимаемой должности. Система характерна для средних, крупных компаний.

Формирование собственной концепции

Руководству корпорации необязательно останавливаться на вышеописанных концепциях. Система может быть сформирована самостоятельно с учетом текущих потребностей организации. Ее может разработать как собственный отдел кадров, так и внештатные специалисты.

Основывается разрабатываемая система на отечественном и зарубежном опыте. Самое важное - определиться с целями, которых концепция должна помочь достичь:

  • Обеспечение качественным кадровым составом.
  • Организация правильного использования труда.
  • Социальное, профессиональное развитие персонала и проч.

Важно опираться на текущие потребности корпорации, направление ее развития, современное состояние.

При формировании концепции управления персоналом в организации специалисты проводят, выполняют:

  • Комплексный анализ ситуации на рынке труда.
  • Создание общей информационной системы, в которую включены все подразделения компании.
  • Организация массовой переподготовки (подготовки) персонала, цель которой - повышение профессионализма, квалификации.
  • Разработка мотивационных программ для кадров.
  • Координация работ, направленных на стабилизацию трудовых условий.
  • Аттестация, оценка человеческих ресурсов.

Основы концепции

Что основные концепции управления персоналом, что разработанные самостоятельно в обязательном порядке включают в себя следующее:

  • Планирование, привлечение новых высококвалифицированных трудящихся.
  • Оценка вложений в кадровый капитал.
  • Развитие, подготовка персонала.
  • Оценка вклада каждого трудящегося в достижение общей цели.
  • Мотивация эффективной работы, ее вознаграждение.
  • Регулирование психологических, личностных ресурсов, развитие инновационных, творческих рабочих подходов.
  • Расширение проф. навыков при помощи своевременной ротации персонала, управленческого моделирования.

Развитие концепции

Развитие системы управления кадрами имеет следующие особенности:

  • Возможно только при постоянном анализе рынка труда, квалифицированности и конкурентоспособности персонала, уровня модернизации компании.
  • Применение способов развития: изменение стиля руководства, переподготовка кадров и проч.
  • Создание комплексной информационной базы данных по персоналу.
  • Учет лояльности работников, их мотивации, готовности к переобучению. Если позиция персонала пассивна, разрабатывается новая корпоративная культура, меняется стиль управления, способы стимуляции.
  • Учитываются цели и интересы не только организации и работников.
  • Отслеживается эффективность каждого работника, подбираются подходящие меры воздействия на него.

Классификация персонала

Весь кадровый состав можно разделить на две большие группы:

Классификация персонала на основе главной задачи:

  • Рабочие. Создают товар, выполняют услугу. Внутренняя градация - основные (непосредственно заняты в производстве) и вспомогательные (обслуживание, ремонт, транспортировка) рабочие.
  • Служащие. Работники, чья стихия - интеллектуальный труд. Это руководители (высшего, среднего, низшего звена), специалисты (юристы, экономисты, инженеры, бухгалтеры и проч.) и иной персонал - кассиры, техники, секретари и проч.

По степени квалификации персонал градируется на:

  • высококвалифицированный;
  • квалифицированный;
  • низкоквалифицированный:
  • неквалифицированный.

На этом завершим разговор о кадрах и концепциях управления человеческими ресурсами. Что касается последних, то на сегодня выделено четыре основных. Однако каждая компания может выработать и собственную концепцию.

Комментарии