Историко-революционный фильм «Ленин в Октябре»
Своим появлением значимый в эпоху СССР проект обязан специфическому творческому политизированному соревнованию советских киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм». Дело в том, в канун февраля 1936 года стартовал конкурс на съемку кинематографической ленты к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Процесс патронировал Сталин лично, а в комитет были включены передовые кинематографисты той эпохи. До этого времени единственным экранным воссозданием образа вождя пролетариата была работа Эйзенштейна под названием «Октябрь». В наступившую эру звукового кинематографа воплощение крупного теоретика марксизма было крайне необходимо.
Начало съемочного процесса
Сценарий фильма «Ленин в Октябре» (1937) несколько раз возвращался на доработку, никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Производственный процесс начался весной, но когда за лето проект не получил значимых подвижек, ситуация приняла катастрофический оборот. Только тогда быстрее закрутились аппаратные механизмы, режиссеру «Ленина в Октябре» Михаилу Ромму предоставили полный карт-бланш. Постановщик, подобно Сергею Эйзенштейну, сотворившему мифический эпизод со штурмом Зимнего, которая после неоднократно воспринималась как хроника, не сумел избежать сцен, демонстрирующих подготовку вооруженного восстания и «последнего и решительного боя» революционных масс.
Лучшее экранное воплощение
На главную роль картины «Ленин в Октябре» был утвержден Борис Щукин, которому удалось создать незабываемый экранный образ, понравившийся зрительской аудитории и строгим цензорам. Талантливый, обаятельно картавый, энергичный, внимательный и подвижный Ленин соответствовал ожиданиям большевиков. Правда, существует версия, согласно которой ленинская стремительность обусловлена особенностям съемок хроники. В ускоренной проекции Ульянов действительно очень энергичен, даже суетлив и немного даже эксцентричен. Именно эти свойства отразил своим мастерством гениальный исполнитель. Версия Бориса Щукина стала эталонной для актерского воплощения роли вождя. Ему подражали, хотя неоднократно апеллировали и оспаривали реалистичность.
В первой версии фильма «Ленин в Октябре» фигурирует и Сталин, которого сыграл Семен Гольдштаб. Его персонаж отличается от заглавного, почетный соратник держится более степенно, как и подобает начальнику.
Канонический образ
Невзирая на неукоснительную идеологизацию и пропаганду происходившего на экране в строгом согласии с указаниями партии, интерпретация образа российского революционера автором сценария Алексеем Каплером, режиссером-постановщиком Михаилом Роммом, и перво-наперво, выдающимся исполнителем вахтанговской школы Борисом Щукиным, является не просто деятельной и непринужденной, но и обладающей некоторой частичкой авантюризма, предрасположением к игре, переодеванию и мистификации, хоть и в конспиративных целях. Более интересного кинематографического воплощения Владимира Ульянова (Ленина), чем в кино «Ленин в Октябре», назвать трудно.
Производственные диверсии
Съемочный процесс кино «Ленин в Октябре» сопровождался непрекращающимся вредительством. Недруги специально разбивали дорогостоящую зарубежную оптику. Однажды неизвестный перерубил кабель освещения, создателям пришлось отменить всю съемочную смену. Кто-то регулярно воровал уже отснятый материал, который строго-настрого было запрещено выносить из монтажной студии. В один из завершающих дней вредители подпилили стойку осветительного оборудования, под которой регулярно отдыхали постановщик Михаил Ромм и исполнитель главной роли Борис Щукин. К счастью, никто не пострадал, лишь дежурный осветитель отделался царапинами и легкими ушибами. В результате расследования актов диверсии виновники найдены не были.