Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»

Влияние деятельности человека на среду своего обитания имеет негативный характер, что может угрожать существованию всего живого. Поэтому задачи экологии и энергосбережения в настоящее время стоят в одном ряду с первостепенными задачами человечества.

Понятие экологии

В переводе с греческого слово «экология » означает «наука о доме», то есть о среде обитания. Современное представление об экологии включает в себя знания о взаимодействии живых организмов между собой и со средой, в которой они находятся. Предвидя последствия от воздействия на среду обитания технического прогресса, эта наука может дать рекомендации о том, как избежать негативных результатов, как сделать так, чтобы Земля - общий дом людей, становился только краше, а потомки были бы благодарны за это настоящему поколению.

Что изучает экология

Предметом изучения экологии являются экосистемы, состоящие из биологических сообществ и той среды, в которой они находятся. Экосистемами, например, являются следующие системы: лес, тайга, тундра, пустыня, океан. В то же время и пенек, и лужа – это тоже экосистемы. Сумма всех экосистем создает экосистему Земли, которая называется биосферой.

Изучение экосистем состоит из следующих разделов:

  • Изучение среды обитания биологического сообщества, то есть ее климат и природные ресурсы.
  • Выяснение существования равновесия между особями в экосистеме, например, между травоядными и хищниками.
  • Изучение изменения условий существования всех особей в экосистеме под влиянием деятельности человека.

Факторы влияния на экосистему, возникающие при воздействии человека, называются антропогенными факторами. Человек пашет землю, строит плотины, занимается вырубкой леса и возводит заводы. Понятно, что при этом воздействии условия существования в системе изменяются. Изучением этих изменений и занимается экология, представляющая общественности результаты своих исследований. Все они утверждают, что антропогенные факторы отрицательно воздействуют на все живые особи и загрязняют среду их обитания. Это касается и существования человека.

Экология и энергосбережение

Сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование – одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством. Для привлечения к этой задаче молодого поколения в России был проведен Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». На нем были рассмотрены следующие вопросы:

  • Использование углеводородов и загрязнение ими окружающей среды.
  • Альтернативные источники энергии. Виды энергии будущего.
  • Лес – легкие планеты.
  • Вода и жизнь.
  • Красная книга.
  • Экология человека.

Использование углеводородов и виды энергии будущего

Углеводороды добываются из нефти, газа и каменного угля. После разделения на фракции из нефти получаются бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Из мазута в дальнейшем получают моторное масло и гудрон.

Человечество использует углеводороды, чаще всего, подвергая их горению, перегонке и другим химическим реакциям. В результате этого образуются продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу. Эти вещества являются высокотоксичными для человека, а также для флоры и фауны. Наибольшую опасность для всего живого представляют вызывающие онкологические заболевания канцерогенные вещества, которые обнаруживаются в дыму и выхлопных газах автомобилей.

С развитием всех отраслей народного хозяйства, в особенности транспорта и энергетики, растет и использование углеводородов. Тогда повышается и количество продуктов сгорания, а, следовательно, повышается и загрязнение окружающей среды. И это одна из глобальных экологических проблем настоящего времени.

На Всероссийском уроке «Экология и энергосбережение» нужно привлечь учащихся к обсуждению этого вопроса, рассказав им предварительно о том, какие в мире существуют предложения по получению энергии в будущем. Здесь нужно упомянуть и энергию приливов, и солнечные станции, и биотопливо, а также рассказать о двигателе, который работает на чистом водороде и почти не создает отходов. После этого можно попросить учеников самим пофантазировать на эту тему, и попробовать теоретически создать двигатель будущего.

Лес – легкие планеты

Лес – это среда обитания для многих животных, растений и грибов, большая часть из которых не может существовать вне леса. Для сохранения этого многообразия видов нужно, чтобы отсутствовало вмешательство человека в эту экосистему.

Лес задерживает снег весной и бережет почву от эрозии. Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, являясь легкими планеты. Если бы исчезли леса на Земле, то через несколько лет исчез бы и кислород, а значит, жизнь на Земле стала бы невозможна.

Древесина используется в легкой промышленности для производства мебели и бумаги. Например, для выпуска 15 учебников нужна древесина одного дерева.

Проводя в школе урок о пользе леса, можно предложить учащимся тематическую викторину. Экология и энергосбережение должны быть основной темой в этом случае. Вопросы для викторины могут быть такими:

  • Сколько килограммов макулатуры нужно сдать, чтобы из нее получить 10 учебников?
  • Сколько деревьев нужно для получения 10 учебников?
  • Сколько деревьев можно сберечь, сдав 30 кг макулатуры?
  • Какие поделки можно сделать из мусорной корзины?

Вода и жизнь

Организм человека на 70 % состоит из воды. Чем чище будет вода, которую пьет человек, тем здоровее он будет. Чистая вода нужна всем живым организмам на Земле. Исключений нет.

Вода из рек и озер очищается и затем поступает в водопроводы. Но если реки очень загрязнены, то использовать эту воду для питья нельзя. На состояние воды в реках влияют такие действия человека, как:

  • сброс сточных вод;
  • вырубка лесов;
  • сплав леса;
  • осушение болот.

Чистую воду можно визуально отличить от грязной по произрастающим в ней растениям. На то, что вода чистая, указывают белые кувшинки, водяной орех, а также, конечно, рыба и раки.

Для учащихся можно предложить следующее мероприятие по экологии и энергосбережению – поход на ближайший пруд, где по наличию на нем растительности им нужно будет определить степень загрязнения или чистоты воды.

Красная книга

Существование биосферы связано с наличием разнообразных видов диких животных. Эта связь сложилась за миллиарды лет их совместного существования.

В биологии есть понятие пищевой цепи, которое объясняет, как происходит получение энергии каждым организмом. Например, растения умеют преобразовывать солнечную энергию, а некоторые животные поедают эти растения. Но есть животные, которые питаются только животными.

Эти связи существуют миллиарды лет. При исчезновении же какого-либо вида пищевая цепь нарушается, что может повлечь за собой исчезновение других ее составляющих, то есть других видов.

При изучении вопросов экологии и энергосбережения в школе необходимо указать на эти связи, подчеркивая важность охраны редких животных и растений.

Очень важно рассмотрение в школе самой Красной книги. На классном часе об экологии и энергосбережению можно изучить разновидности редких видов животных, а также охраняемые государством территории – национальные парки и заповедники.

Экология человека

На здоровье человека отрицательно воздействуют различные виды излучений, шумы и вибрации. На классном часе об экологии и энергосбережении необходимо рассматривать и эти факторы, а также изучать их нормы, превышение которых опасно для жизни.

Необходимо также объяснять школьникам значение здорового образа жизни. В процессе рассмотрения экологии и энергосбережения нужно изучать и экологию человека, которая включает нахождение человека в экологически чистой среде и соблюдение им здорового образа жизни.

Настоящие школьники в будущем станут активными созидателями общества. Если они будут уметь бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам и к своему собственному здоровью, то они смогут построить здоровое и благополучное общество.

Комментарии