Массовая коммуникация как способ воздействия
В конце 20 столетия понятие массовая коммуникация получило широкое распространение. Здесь четко видна связь между техническими возможностями, качеством и способами передачи информации. Однако это социальное явление имеет очень давние корни.
Еще в Древней Греции люди выходили на агору и выступали с различными сообщениями. Толпа, которая образовывалась вокруг ораторов, становилась определяющим элементом, создающим эффект «массовости». Прошло много лет с той поры, когда был изобретен печатный станок, и возникли газеты. Тираж – это то, что делает печатную продукцию способом массовой коммуникации за счет доступности большому количеству масс. Затем изобрели радио, телевидение и интернет. Как мы видим, массовая коммуникация зависит от технического оснащения, с помощью которого и распространяется информация. Так, в настоящее время наша цивилизация имеет множество средств, которые в каждый дом ежедневно поставляют новости и другие сообщения, предназначенные для большой аудитории.
Массовая коммуникация – это систематическое распространение информации на большие социальные группы, которые имеют разные параметры. Передача информации имеет основную цель, которая и определяет ее характер воздействия. Оно может быть направлено на идеологическую корректировку, может формировать политические предпочтения больших групп, влиять на мнения и оценки людей в других областях как общественной, так и частной жизни. Поэтому недооценивать это явление не стоит, оно играет действительно важную роль в нашем обществе.
Виды массовой коммуникации
Существует несколько классификаций этого вида коммуникации. Изначально они разделяются по принципу передачи: электронные и печатные. Для рядовых граждан общественная информация поступает с помощью телевидения, радио, мобильной связи (масштабная рассылка сообщений) и интернета. Еще один некогда популярный способ передачи общественной информации, а в настоящее время уступивший первенство электронному – печатный. Все больше изданий переводят плоды своей деятельности в интернет, и все меньше у них шансов быть рентабельными в бумажном формате. Они либо полностью открывают доступ к информации и существуют за счет рекламы, либо некоторые страницы предлагают оплатить и затем приступить к чтению. Каждый вид массовой коммуникации содержит в себе некоторые элементы, которые также относятся к этой системе (например, реклама: это не социально значимая информация, но она массово распространяется).
Массовая коммуникация: характеристика
Чтобы лучше понять это явление, приведем его характерные черты:
- Во-первых, массовая коммуникация формирует общественное мнение. Для этого используются знания о научных достижениях в психологии и социологии.
- Затем выделяется поведение коммуникантов: они подражают. Например, телевизионные шоу. В них мы видим проникновение в частную жизнь людей; нередко это представители среднего класса, чтобы основная масса телезрителей могла соотносить себя и их. Сюда относятся всякие истории о том, как кто-нибудь, обладая красивым голосом и живя в деревне, стал признанным талантом. Иначе дело обстоит со звездами: открытие занавеса их частной жизни давно интересовало массы, и они, увидев это, стремятся жить так же разгульно, как большинство представителей богемы. Но это не те ориентиры, которые должны ставить массовые коммуникации, потому что это растлевает общество: все хотят отдыхать, гулять, развлекаться, а работать, получается, некому. Здесь политика времен СССР была более выигрышной, когда в примере были герои труда.
- Исходя из предыдущего пункта, мы видим, что происходит формирование ценностей. Именно с помощью изменения ценностей происходит коррекция общественного сознания. В этом же пункте возникают стереотипы и такое понятие как массовая культура.
Таким образом, МК является важным элементом общественной жизни, который в некоторой степени формирует окружающую действительность с помощью влияния на человеческую ментальность.