Лоста – станция железнодорожная
В Вологодской области в октябре 2017 года произошло столкновение на станции Лоста тепловоза и поезда. В январе этого же года аммиачное облако, как джинн, вырвалось из цистерны и нависло над одним из районов Вологды. Обе истории закончились благополучно – пострадавших нет. Но есть вопрос: можно ли свести к минимуму риски возникновения чрезвычайных ситуаций?
Что за станция такая?
Лоста как станция железной дороги существует с 1875 года. Тогда это был разъезд Турундаево. Позже возле станции отстраивается поселок, названный Лоста, по имени ближайшей речки. Здесь добывали торф и работали на льнокомбинате. Торфоразработки велись вплоть до девяностых годов, пока местную тепловую станцию не перевели на газ.
В двухтысячных годах Лоста имела три с половиной тысячи жителей. Преимущественно это были люди, занятые на железной дороге. Сейчас Лоста – станция, входящая в состав Вологды в качестве микрорайона.
Что случилось в январе?
Ночью через станцию следовал грузовой поезд по пути «Лянгасово-Волховстрой». В одной из цистерн оказалась неисправной арматура, перекрывающая выход аммиачных паров наружу. Химическое облако, подхваченное ветром, начало перемещаться в сторону жилых домов.
Полицейские, спасатели МЧС, пожарные и эпидемиологи оцепили территорию. Ядовитые пары в воздухе были осаждены и обеззаражены. Во дворах домов проводились замеры ПДК вредных веществ – отклонений от нормы выявлено не было.
Аварийную цистерну отогнали подальше от станции, устранили утечку. Далее началось экспертное обследование замыкающей арматуры для выявления причин поломки. Итогов и результатов работы комиссий в печати до сих пор нет, зато есть сообщения о следующем драматическом эпизоде.
Краткая хроника событий октября
Девятнадцатое октября, станция Лоста, 3.54 утра. Сталкиваются и сходят с полотна железной дороги маневровый локомотив (предназначен для внутристанционных перемещений вагонов) и товарный поезд. К поезду прицеплены шесть цистерн, которые на тот момент оказались пустыми.
В шесть утра ситуация была объявлена чрезвычайной, к ликвидации схода вагонов с путей привлечены шестьдесят человек из МЧС и двенадцать единиц техники. Пассажирские поезда проводились по другим путям, поэтому задержки движения были несущественными. В 16.00 свободное перемещение на рельсах было восстановлено полностью.
Возможные причины столкновения
С момента аварии на станции Лоста прошло уже около пяти месяцев, но окончательные причины ее до сих пор не объявлены. В качестве версий названы были:
- проезд маневрового локомотива на запрещающий сигнал;
- сон машиниста локомотива.
Обе версии не взаимоисключающие: заснув, машинист мог проехать на красный сигнал.
Есть еще одна подробность – машинист станции, по-видимому, отключил автосистему контроля (ТСКБМ), которая призвана оценивать работоспособность дежурящего на тепловозе человека и не допускать снижения бдительности на рабочем месте. Есть и сообщение о том, что ТСКБМ была сломана. Общий предварительный вывод о причинах аварии – «человеческий фактор».
Железнодорожные аварии случаются постоянно
Лоста – станция, относящаяся к Северной железной дороге (СЖД). Этот филиал РЖД можно считать относительно благополучным по числу происшествий. Печально лидируют Северо-Кавказский и Октябрьский филиалы, где особенно много трагедий на железнодорожных переездах.
Рассмотрим подборку аварий на путях за последние несколько лет в Кировской области (Горьковская железная дорога). Получаем в среднем более одного происшествия в год. Цифра эта занижена, поскольку не каждый случай упоминается в СМИ, а информация о реальной статистике катастроф обычно закрыта.
Дата | Происшествие | Место происшествия |
5.02.2014, 4.44 утра | Сход с ж/д полотна 32 вагонов с газовым конденсатом, пожар | Станция Позднино |
04.05.2015, 0.15 ночи | Сход с ж/д полотна 9 пустых цистерн | Перегон Ардаши – Просница |
04.03.2016, ночь | Сход с ж/д полотна 1 пустого грузового вагона | Перегон Котельнич |
19.05.2016, 9.20 утра | Сход цистерн товарного поезда с рельсов | Кирово-Чепецкий район |
Нередки утечки ядовитых газов и нефтепродуктов из цистерн товарных поездов. Как правило, устраняют их быстро – службы МЧС действуют слажено и грамотно. Подводит техническое состояние цистерн, в первую очередь, запорной арматуры.
Частой причиной крушения становится излом рельса. Дефектными рельсы признаются, когда на их поверхности фиксируются трещины и отслоения. Скорость прохода поездов на таких участках необходимо сбрасывать. Если степень опасности повреждения определена как высокая, требуется срочная замена. Необходимость этого была проигнорирована, к примеру, в 2002 году на Вологодском отделении СЖД. Тогда произошло крупное крушение грузового поезда, сопровождавшееся возгоранием двух цистерн с топливом.
О причинах аварий сообщается в большинстве случаев только предположительно. Это связно с затяжным характером расследований. Когда точные причины возникновения трагического события становятся известны, о нем успевают забыть. К примеру, пожар на станции Позднино, произошедший в феврале 2014 года, расследовался три года. Только в январе 2017 следственный комитет заявил о результатах работы по уголовному делу.
Преодолим ли «человеческий фактор»?
Таблица, приведенная выше, показывает часы столкновений. Обычно это ночное или утреннее время, когда человек с трудом преодолевает сон и не способен полноценно работать. Видимо, это и стало причиной крушения на станции Лоста.
Официальная статистика признает, что большинство транспортных катастроф провоцируют ошибки диспетчеров и людей, управляющих машинами. Нужно сюда же добавить равнодушное отношение и невнимательность к техническому состоянию транспорта и путей. По мнению газеты «Гудок», железнодорожной отрасли требуются сейчас не столько инвестиции, рассчитываемые в триллионах, сколько немедленное наведение порядка.
Улучшить ситуацию может комплекс мер, среди которых:
- развитие автоматизации;
- повышение квалификации персонала;
- усиления контроля.
При этом контроль государственных органов надзора едва ли есть смысл усиливать. По мнению экспертного совета по промышленной политике, все нужные правила и инструкции уже существуют. Добавочный контроль над контролем только укрепит коррупцию.
Зато есть смысл в дополнительном наблюдении со стороны работодателей, ассоциаций потребителей и просто бдительных людей, даже не имеющих прямого отношения к ситуации. Они способны предотвратить катастрофу, обратив внимание на какое-то случайное событие и сообщив о нем. Важно налаживать систему быстрого реагирования, когда люди знают, куда можно отправить сигнал, чтобы их информация была проверена и использована.
Полностью исключить трагедии невозможно, но стремиться сводить их число к минимуму необходимо. Определяющая роль здесь у людей бдительных, с активной гражданской позицией и повышенной мерой ответственности за свои действия и происходящее вокруг.