Лоста – станция железнодорожная

В Вологодской области в октябре 2017 года произошло столкновение на станции Лоста тепловоза и поезда. В январе этого же года аммиачное облако, как джинн, вырвалось из цистерны и нависло над одним из районов Вологды. Обе истории закончились благополучно – пострадавших нет. Но есть вопрос: можно ли свести к минимуму риски возникновения чрезвычайных ситуаций?

Что за станция такая?

Лоста как станция железной дороги существует с 1875 года. Тогда это был разъезд Турундаево. Позже возле станции отстраивается поселок, названный Лоста, по имени ближайшей речки. Здесь добывали торф и работали на льнокомбинате. Торфоразработки велись вплоть до девяностых годов, пока местную тепловую станцию не перевели на газ.

В двухтысячных годах Лоста имела три с половиной тысячи жителей. Преимущественно это были люди, занятые на железной дороге. Сейчас Лоста – станция, входящая в состав Вологды в качестве микрорайона.

Что случилось в январе?

Ночью через станцию следовал грузовой поезд по пути «Лянгасово-Волховстрой». В одной из цистерн оказалась неисправной арматура, перекрывающая выход аммиачных паров наружу. Химическое облако, подхваченное ветром, начало перемещаться в сторону жилых домов.

Полицейские, спасатели МЧС, пожарные и эпидемиологи оцепили территорию. Ядовитые пары в воздухе были осаждены и обеззаражены. Во дворах домов проводились замеры ПДК вредных веществ – отклонений от нормы выявлено не было.

Аварийную цистерну отогнали подальше от станции, устранили утечку. Далее началось экспертное обследование замыкающей арматуры для выявления причин поломки. Итогов и результатов работы комиссий в печати до сих пор нет, зато есть сообщения о следующем драматическом эпизоде.

Краткая хроника событий октября

Девятнадцатое октября, станция Лоста, 3.54 утра. Сталкиваются и сходят с полотна железной дороги маневровый локомотив (предназначен для внутристанционных перемещений вагонов) и товарный поезд. К поезду прицеплены шесть цистерн, которые на тот момент оказались пустыми.

В шесть утра ситуация была объявлена чрезвычайной, к ликвидации схода вагонов с путей привлечены шестьдесят человек из МЧС и двенадцать единиц техники. Пассажирские поезда проводились по другим путям, поэтому задержки движения были несущественными. В 16.00 свободное перемещение на рельсах было восстановлено полностью.

Возможные причины столкновения

С момента аварии на станции Лоста прошло уже около пяти месяцев, но окончательные причины ее до сих пор не объявлены. В качестве версий названы были:

  • проезд маневрового локомотива на запрещающий сигнал;
  • сон машиниста локомотива.

Обе версии не взаимоисключающие: заснув, машинист мог проехать на красный сигнал.

Есть еще одна подробность – машинист станции, по-видимому, отключил автосистему контроля (ТСКБМ), которая призвана оценивать работоспособность дежурящего на тепловозе человека и не допускать снижения бдительности на рабочем месте. Есть и сообщение о том, что ТСКБМ была сломана. Общий предварительный вывод о причинах аварии – «человеческий фактор».

Железнодорожные аварии случаются постоянно

Лоста – станция, относящаяся к Северной железной дороге (СЖД). Этот филиал РЖД можно считать относительно благополучным по числу происшествий. Печально лидируют Северо-Кавказский и Октябрьский филиалы, где особенно много трагедий на железнодорожных переездах.

Рассмотрим подборку аварий на путях за последние несколько лет в Кировской области (Горьковская железная дорога). Получаем в среднем более одного происшествия в год. Цифра эта занижена, поскольку не каждый случай упоминается в СМИ, а информация о реальной статистике катастроф обычно закрыта.

Дата Происшествие Место происшествия

5.02.2014,

4.44 утра

Сход с ж/д полотна 32 вагонов с газовым конденсатом, пожар Станция Позднино

04.05.2015,

0.15 ночи

Сход с ж/д полотна 9 пустых цистерн Перегон Ардаши – Просница

04.03.2016,

ночь

Сход с ж/д полотна 1 пустого грузового вагона Перегон Котельнич

19.05.2016,

9.20 утра

Сход цистерн товарного поезда с рельсов Кирово-Чепецкий район

Нередки утечки ядовитых газов и нефтепродуктов из цистерн товарных поездов. Как правило, устраняют их быстро – службы МЧС действуют слажено и грамотно. Подводит техническое состояние цистерн, в первую очередь, запорной арматуры.

Частой причиной крушения становится излом рельса. Дефектными рельсы признаются, когда на их поверхности фиксируются трещины и отслоения. Скорость прохода поездов на таких участках необходимо сбрасывать. Если степень опасности повреждения определена как высокая, требуется срочная замена. Необходимость этого была проигнорирована, к примеру, в 2002 году на Вологодском отделении СЖД. Тогда произошло крупное крушение грузового поезда, сопровождавшееся возгоранием двух цистерн с топливом.

О причинах аварий сообщается в большинстве случаев только предположительно. Это связно с затяжным характером расследований. Когда точные причины возникновения трагического события становятся известны, о нем успевают забыть. К примеру, пожар на станции Позднино, произошедший в феврале 2014 года, расследовался три года. Только в январе 2017 следственный комитет заявил о результатах работы по уголовному делу.

Преодолим ли «человеческий фактор»?

Таблица, приведенная выше, показывает часы столкновений. Обычно это ночное или утреннее время, когда человек с трудом преодолевает сон и не способен полноценно работать. Видимо, это и стало причиной крушения на станции Лоста.

Официальная статистика признает, что большинство транспортных катастроф провоцируют ошибки диспетчеров и людей, управляющих машинами. Нужно сюда же добавить равнодушное отношение и невнимательность к техническому состоянию транспорта и путей. По мнению газеты «Гудок», железнодорожной отрасли требуются сейчас не столько инвестиции, рассчитываемые в триллионах, сколько немедленное наведение порядка.

Улучшить ситуацию может комплекс мер, среди которых:

  • развитие автоматизации;
  • повышение квалификации персонала;
  • усиления контроля.

При этом контроль государственных органов надзора едва ли есть смысл усиливать. По мнению экспертного совета по промышленной политике, все нужные правила и инструкции уже существуют. Добавочный контроль над контролем только укрепит коррупцию.

Зато есть смысл в дополнительном наблюдении со стороны работодателей, ассоциаций потребителей и просто бдительных людей, даже не имеющих прямого отношения к ситуации. Они способны предотвратить катастрофу, обратив внимание на какое-то случайное событие и сообщив о нем. Важно налаживать систему быстрого реагирования, когда люди знают, куда можно отправить сигнал, чтобы их информация была проверена и использована.

Полностью исключить трагедии невозможно, но стремиться сводить их число к минимуму необходимо. Определяющая роль здесь у людей бдительных, с активной гражданской позицией и повышенной мерой ответственности за свои действия и происходящее вокруг.

Комментарии