Фильм "Голубой свет",1932: отзывы и рецензии

В 2018 году исполняется 86 лет с момента премьеры дебютной для Лени Рифеншталь в качестве режиссера картины, в котором венгерский литератор, теоретик кино и доктор философских наук Бела Балаж участвовал как соавтор сценария и ассистент. Отзывы и рецензии на «Голубой свет» среди современников противоречивы. Дело в том, что Рифеншталь сотрудничала с Адольфом Гитлером.

Несомненный успех

По версии IMDb, фильм «Голубой свет» (1932 г.) имеет рейтинг 6,90. Он прочно вошел в историю кинематографа, неоднократно подвергался анализу именитых кинодеятелей в попытке выявления заложенных скрытых смыслов через сюжетную идею, использованные художественные приемы. В американских и европейских киношколах и сейчас по технологии его съемки проводятся демонстрационные лекции.

Культовый немецкий кинематографист Лени Рифеншталь имеет две более известные работы: «Олимпия» и «Триумф воли», созданные по заказу фюрера. Они с изобразительной точки зрения оказались настолько впечатляющими, что после войны режиссер была обвинена в пособничестве нацистам и вынуждена эмигрировать в Африку, где снимала одно из самобытных племен.

В кино «Голубой свет» Рифеншталь выступила в нескольких ипостасях: режиссера, соавтора сценария и исполнительницы главной роли. После премьеры картина получила хвалебные отзывы в прессе и была удостоена награды Венецианского кинофестиваля. Поздравительные телеграммы, кроме прочих знаменитостей, Лени отправили Дуглас Фербенкс и сам Чарли Чаплин. В Лондоне «Голубой свет» (1932) демонстрировался в кинотеатрах на протяжении 16, а в Париже – 14 месяцев.

Особенности производства

Трудно в полной мере оценить заслугу не менее выдающегося деятеля искусств Бела Балажа в создании ленты. Венгерский писатель не только занимался написанием сценария совместно с Рифеншталь и был ассистентом режиссера, он в течение нескольких сентябрьских дней лично работал на финальном этапе студийных съемок в Берлине. А после уехал в Москву. В феврале 1932 Балаж письменно интересуется у Лени о состоянии производственного процесса. Режиссер отвечает ему, что занимающийся монтажом доктор Франк практически довел ее до нервного срыва. В результате отобранный у Рифеншталь в период денацификации фильм «Голубой свет» постановщица самостоятельно склеила заново из обрывков, оставшихся после неудачного монтажа.

Фантазия автора

Лени Рифеншталь пришла в кинематограф как актриса, ее творческая деятельность в киноиндустрии началась с участия в производстве многочисленных проектов А. Фанка, созданных в поджанре «немецкого горного кино». Фанк был приверженцем натуралистических съемок, не боялся подниматься на горные вершины с грузом киноаппаратуры. Неудивительно, что после плодотворного сотрудничества с творцом исполнительница также «заболела» горами. Во многом благодаря полученному опыту в основе дебютного режиссерского кинопроизведения «Голубой свет» Лени лежит притча, горная легенда, придуманная актрисой.

Сюжет. Основная интрига

Действие разворачивается в предгорной деревушке, приютившейся у подножия итальянских Доломитовых Альп. В каждое полнолуние на пике Монте-Кристалл образуется магнетическое свечение, вызывающее смятение в душах старожилов и неудержимо манящее молодежь. В попытке определить причину происходящего в горы отправились многие юноши и девушки, но назад не вернулся ни один, все сорвались в ущелье и погибли. Однажды в деревню прибывает юный венский живописец Виго, который намеренно знакомится с живущей на окраине отшельницей Юнтой, слывущей юродивой среди местного населения. Девушка - единственная, кому покорилась вершина, она знает тайную тропку.

Развязка. Внимание - спойлер

Тайно проследовав за новой знакомой, Виго узнает, что сияние источают жилы дорогого хрусталя. О своем открытии он сообщает селянам, под его предводительством местные превращают источник сверхъестественных суеверий в средство обогащения. В очередное полнолуние ни о чем не подозревающая Юнта поднимается на вершину, но из-за того, что голубое свечение отсутствует, девушка сбивается с проторенной дорожки и срывается в пропасть. Художник, косвенно виновный в ее гибели, корит себя за то, что не успел предупредить отшельницу, и скорбно склоняется над озаряемым лунным светом лицом погибшей.

Критика

Естественно, авторский проект немки, помимо позитивных отзывов, вызвал шквал отрицательной критики. Центральный орган КПГ «Ди Роте Фане» охарактеризовал «Голубой свет» в своем приложении как романтически приукрашенный фильм с уклоном в мифическое. Критики писали, что «красота по Балажу-Рифеншталь» устарела, поэтому создает мечтательное настроение, после которого следует крайне жесткое пробуждение. Еще более цинично, но на редкость дальновидно отозвались о проекте печатные издания «Фильм курьер» и «Берлинер цайтунг». Их авторы заявили о том, что в работе не чувствуется никакого следа «марксистской» сказки, ведь жители деревни перечеканили чудо в деньги, поэтому картину следует считать произведением подлинного немецкого духа и искусства.

Кроме удивительно красивых горных панорам, режиссер эффектно использовала художественный прием лингвистического конфликта. Нечто подобное гораздо позже эксплуатировал независимый американский визионер Джим Джармуш.

Согласно экспертной оценке, основным достоинством картины следует считать единство повествования, которое не нарушают второстепенные побочные ответвления от основной истории. Все в кино «Голубой свет» целостно и связано, опирается на главное ведущее действо.

Фатально-романтическая драма

Многие кинокритики, анализируя «Голубой свет», в отзывах акцентируют внимание на символичность дебютной работы Рифеншталь. Действительно, автор словно предчувствовала уготованные ей судьбой испытания. Главная героиня фильма, оторванная от реальности, живущая в мире грез из-за отверженности окружающими, погибает, потому что рушатся ее идеалы – в кино их символизируют кристаллы драгоценного хрусталя. Так и Лени до лета 1932 года также жила в мире грез… Она искренне пропагандировала фашизм, наивно веря в то, что он принесет в мир добро и гармонию. Точно так кинематографисты СССР с открытой душой пропагандировали коммунизм.

Даже в своих мемуарах Рифеншталь пишет о том, как осознала чисто кинематографически крах фашистской Германии. В своем сновидении она увидела выцветающие нацистские знамена, в конце ставшие полностью белыми.

Выдающийся кинематографист ХХ века

Несмотря на спорную оценку вклада в развитие мирового кино, Лени Рифеншталь все же является выдающейся личностью, продемонстрировавшей своей полной взлетов и падений жизнью нелегкую судьбу творца. Человеческая цивилизация не настолько богата талантами, чтобы их игнорировать или разбрасываться ими, поэтому Лени Рифеншталь должна надолго запомниться публике своим внутренним «голубым светом».

Комментарии