Оригинальные литературные викторины для школьников

Литературные викторины для школьников – это отличная возможность для обобщения и систематизации знаний, стимулирования творческой активности в подрастающем поколении. Предлагаем несколько вариантов викторин, которые можно предложить ребятам.

Игра «Литературный ринг»

Ведущий мероприятия сообщает, что эта викторина для школьников будет связана со сказками и народным творчеством. Игра предполагает участие двух команды. Вопросы задают каждой по очереди.

При правильном ответе игроки получают по 1 баллу. При отсутствии правильного ответа право дать свою версию предоставляется соперникам. Время на обдумывание – 10 секунд.

Первый тур

Эта часть викторины для школьников связана с образом Жар-птицы. Она была придумана древними людьми и прошла через многие русские сказки как символ счастья и красоты.

Прообразом ее стала природа, которая окружает человека. Команды должны отгадать по мифологическим описаниям птиц, которые и в настоящее время обитают в лесах.

Предлагаем несколько вопросов викторины для школьников с ответами:

  1. Ее славяне считали богиней весны, предсказательницей дождей и гроз (кукушка).
  2. Эта птица существовала и триста лет назад, она приносила мертвую и живую воду (ворон).
  3. В крестьянском быту ее почитали как символ небесного огня, оберег от нечистой силы. Изображения птицы и в наши дни можно встретить на крышах деревенских изб (петух).
  4. Угадайте название загадочной птицы, которая любит ночную жизнь. Народ считает, что именно она сторожит клады и является самой мудрой птицей на земле (сова).
  5. С древних времен она стала символом мудрости, свободы, могущества. В мифах говорится о том, что славянский бог Перун в ее образе появился на земле (орел).

После этого этапа ведущий мероприятия переходит ко второй части викторины для школьников, которую можно посвятить, например, миру зверей. Владыкой звериного царства славяне считали Индрика-зверя. Он имел множество подданных, каждый из которых был наделен мифическими свойствами.

«Обитатели леса»

Предлагаем в качестве образца несколько вопросов для викторины. Для школьников будет нелишней информация о том, как характеризовали наши предки обитателей лесов.

  1. По народным приметам именно этот зверь олицетворяет темноту. В него превращался славянский бог Перун, чтобы оказаться на земле. Зверь разговаривал человеческим голосом, был мудрым, упоминался во многих русских народных сказках (волк).
  2. Согласно древним преданиям, в этого дикого зверя человека превращал злой колдун. Животное могло ходить на задних лапах, на человека не нападало (медведь).
  3. С именем этого животного связано много примет и пословиц. Оно всегда было спутником колдунов, обладало удивительным интеллектом (кошка).
  4. Друг человека – постоянный участник загадок, сказок. Он имеет ту же породу, что и волк, но всегда был его злейшим врагом (собака).

Сказки

Следующая часть викторины для школьников посвящается русским народным сказкам. Ведущий сначала рассказывает о том, как и когда они появились в древности. Этот этап викторины для младших школьников можно посвятить именно сказкам, так как они наиболее близки детям этого возраста.

Ребятам предлагаются четыре изображения персонажей сказок. По описанию они должны отгадать сказку, в которой он встречается. Предлагаем в качестве примера несколько вопросов викторины для младших школьников.

  1. Кто приказывал мамкам, нянькам собираться, снаряжаться, испечь к утру белый хлеб, такой, как у батюшки? («Царевна-лягушка»).
  2. В какой сказке рассказывается о побегах круглого существа, а также о злодейском убийстве? («Колобок»).
  3. В какой сказке говорится о том, что злую ведьму привязывают к лошадиному хвосту, пускают в поле? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Конкурс «Отгадай героя»

Часть вопросов такой викторины для школьников с ответами можно составить на основе тех произведений, которые дети вместе с родителями читали еще в детском саду.

Школьникам предлагаются иллюстрации из произведений Эдуарда Успенского, которые они должны узнать по вопросам.

  1. Эта злоумышленница пыталась сорвать множество важных мероприятий, она вместе со своим сообщником вредила мирным гражданам, пугала детей (старуха Шапокляк).
  2. Этот гражданин взял под опеку беспризорника, помог ему трудоустроиться (крокодил Гена).
  3. Это доброжелательный малыш забыл свое имя, поэтому гражданин Гена назвал его именно так… (Чебурашка).

Вопросы по сказкам А. С. Пушкина

Интересную викторину можно предложить школьникам, предлагая по оригинальному описанию отгадать героев произведений, рассматриваемых в рамках школьной программы по литературе.

  1. Три злоумышленника, которые находились на службе у должностного лица, совершили подлог официального документа, что привело к серьезным последствиям – разрушению семьи. По оговору мать и сын были жестоко наказаны, в итоге справедливость была восстановлена в полном объеме (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Произведение «Сказка о царе Салтане»).
  2. Царственная особа заставила женщину совершить страшное преступление. Под видом нищенки она проникла к молодой девушке, угостила ее вкусным фруктом, отведав который, та упала замертво. (Чернавка отравила царевну в произведении «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Заключение

В настоящее время учителями применяются различные способы активизации познавательного интереса обучающихся. Для того чтобы школьники стремились к самообразованию, получению дополнительных знаний по предмету, педагог подбирает оптимальные вопросы для предметных викторин, сочетает игровую, творческую и интеллектуальную деятельность в своей работе.

Комментарии