Педагогическая психология - это наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания

Современная психология распространяет поле своей деятельности на широкие массы общественности. Эта наука охватывает в своем содержании огромное количество разветвлений и направлений, которые отличаются своей тематикой и характером функционирования. Академическая и практическая, фундаментальная и прикладная, гуманитарная и естественнонаучная, здоровая психология и психотерапия – каждая из перечисленных групп включает себя еще множество подгрупп, имеющих довольно-таки весомое значение для социума. И не последнее место среди них занимает педагогическая психология в системе педагогических наук.

История педагогической психологии

Как и любая самостоятельная наука, педагогическая психология имеет историю своего становления. Ее начало было положено еще в конце девятнадцатого века и обозначило формирование трехэтапного развития.

Первый этап становления педагогической психологии как науки был обоснован необходимостью рассмотрения ребенка в центре воспитания и обучения, при этом основную роль играло именно воспитание. Это были первые попытки научного осмысления и анализа поведенческих аспектов ребенка в свете применяемых к нему воспитательных мер. Была впервые предложена целостная концепция развития человека ввиду психологического подхода в педагогической методике, воздействующей на детей.

Второй этап характеризовался преобразованием педагогической психологии в отдельную научную отрасль. В это время проводятся эксперименты по разработке специальных педагогических систем, открытию лабораторий, на основании которых происходит изучение физических и моральных способностей ребенка, определяются методы преподавания конкретных дисциплин и отрабатываются методики распределения детей в стационарные школы и отдельно в школы для лиц с умственной отсталостью.

Третий этап развития педагогической психологии как науки предусматривал создание психологической теории обучения на основе наработок методологической базы. Деятельность специалистов была направлена на написание теоретических трудов, решение задач конкретного обоснования теории, которая была бы более приземленной и применимой к системе обучения. Иными словами, создавались такие направления педагогики, в рамках которых выявлялись общие проблемы процесса воспитания и образования: формы обучения, сотрудничество между педагогами различных категорий, коммуникации, управление приобретенными знаниями.

Что являет собой педагогическая психология

Педагогическая психология в системе педагогических наук – это комплекс теоретических и практических навыков и умений, направленных на совместное функционирование в единой рабочей системе двух видов деятельности, именуемых педагогикой и психологией. Предметно данное определение означает раздел психологии, направленный на изучение методики образования, воспитания и формирования в человеческом сознании теоретической базы подаваемого материала.

Педагогическая психология – это наука о методах, способствующих повышению эффективности выполнения образовательных заданий, действенности педагогических мероприятий, направленных на улучшение психологических аспектов преподавания. Данный раздел психологии тесно связан с социальной и когнитивной наукой о человеческом мышлении и сознании. Если говорить проще, педагогическая психология – это наука, дающая возможность современным воспитателям, учителям, педагогам проводить обучение и воспитательные мероприятия на таком уровне, который предполагает склонение учебного процесса к психологическому анализу, наблюдению, пространственному мышлению.

В чем заключается принципиальное различие данного понятия, синтезирующего в себе два отдельных направления науки? Данный вопрос раскрывается в рассмотрении определения в свете конкретно психологии и отдельно педагогики.

  • Педагогическая психология – это наука о психологических факторах, предполагающих изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психологии взаимодействующих с учениками педагогов. В то же время частная психология имеет более обширное понятие и распространяет поле своей деятельности на различные области – психология отношений, психология семьи, психология брака и т.д.
  • Педагогическая психология – это наука о педагогике, представляющая собой совокупность процессов обучения и воспитания социума в разрезе мыслительных, аналитических, сознательных и поведенческих концепций. В то же время частная педагогика попросту заключает в себе набор методик и навыков работы с воспитанниками и учениками на уровне подачи им материала в качестве опорных знаний.

Предмет педагогической психологии

Из каких основных аспектов состоит педагогическая психология как наука? Предмет, задачи и структура данного понятия будут рассмотрены нами ниже.

Предметом педагогической психологии считается совокупность фактов, механизмов и закономерностей в работе над освоением социального и культурного опыта человека, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Другими словами, это та методологическая основа, за счет которой происходят обучающие и воспитательные процессы в разрезе аналитической умственной деятельности.

Предмет педагогической психологии в системе психологических наук предопределяет разделение данной науки на следующие элементы:

  • воспитание – самая первая и самая важная необходимость, которая должна подлежать анализу, наблюдению, освоению в ракурсе психологических факторов;
  • развитие – становление человека как личности происходит в неразрывной связи двух обязательных компонентов воздействия – педагогики и психологии;
  • обучение – вытекает из предыдущей категории, предполагая, что ни один качественный процесс развития личности не происходит без соответствующего обучения;
  • образование – продолжает категорию обучения, предусматривает предопределение механизмов и условностей в освоении теоретической базы для последующего применения этих знаний на практике.

Задачи педагогической психологии

Задачи педагогической психологии формируются в непосредственной связи психологии с педагогической наукой и практикой. Трудно было бы себе представить взаимодействие механизмов психологического воздействия на различные категории педагогики в виде воспитания, развития, обучения и образования без конкретной постановки задач к выполнению:

  • Положительное влияние обучения и воспитания на развитие человека как личности – работа по установлению взаимосвязи между теоретическими знаниями, подаваемыми педагогами, с практикой, на которой он должен проявить полученный багаж информации, прививаемой учителями и профессорами, не должна пройти бесследно.
  • Закрепление полученных знаний в сознании обучаемого – вся подаваемая информация должна быть впитана учеником или студентом как губкой для достижения желаемого результата, а именно для применения своих знаний в правильном русле при дальнейшей практике.
  • Организация учебного процесса в максимально удобной для восприятия подаче – данная задача педагогической психологии как науки предполагает, что ученикам школ и студентам вузов намного легче воспринимать информацию, если она подается в интересной форме, на ярких жизненных примерах, ведь, ко всему прочему, при этом развивается ассоциативное мышление.
  • Повышение индивидуальных навыков педагога – получаемые от учителя или преподавателя знания должны быть подтверждены методологической базой, поэтому наблюдение за механизмом его работы должно осуществляться на должном уровне, ведь каждый педагог как квалифицированный специалист должен нести в массы исключительно достоверную информацию.
  • Усовершенствование психологических основ дальнейшей модернизации образовательного процесса – образовательная система должна функционировать на высшем уровне и постоянно совершенствоваться, модернизироваться для того, чтобы формировать действительно образованное, интеллектуально развитое общество.

Структура педагогической психологии

Педагогическая психология – это наука о закономерностях развития социума в рамках постоянного наблюдения, анализа, изменений в психике, которые возникают в ходе образовательного процесса. Как объемный сегмент теоретико-практической деятельности, данный вид психологии имеет определенные составляющие в своей структуре:

  • Образовательная деятельность – охватывает сектор педагогической психологии, предусматривающий единство учебной и педагогической деятельности.
  • Учебная деятельность с объектом педагогической психологии в лице обучающегося. Сложно представить себе образовательный процесс без стороны, для которой подается информация (студент, ученик).
  • Психология педагогической деятельности. Не менее сложно представить процесс обучения без подающего знания оратора в лице учителя, педагога.
  • Психология учебно-педагогического взаимодействия – слаженная работа ученика и учителя, студента и преподавателя приводит к объективному обмену информацией между ними.

Педагогическая психология в науке. Особенности явления

Связь психологии с педагогической наукой и практикой обоснована необходимостью не только теоретического восприятия учащимся в образовательном процессе, но и возможностью дальнейшего применения приобретенных на уроках навыков и умений в практической деятельности.

Как проявляет себя педагогическая психология в науке? Нужно отметить, что своим существованием данная отрасль предопределяет трансформацию образования в особую социальную функцию, регламентирующую формирование специфического типа деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни на основе квалифицированного приобщения к человеческим культурным ценностям. Иными словами, суть педагогической психологии в науке заключается в том, чтобы доступно донести до обучающихся познавательную информацию в таком виде, чтобы это было действенно и применимо ими впоследствии на практике.

Основы психологии педагогической науки закладывают в сознании нынешней молодежи ту полезную методологическую базу и в таком психологически понятном и качественном виде, что из необразованных и еще не сформированных личностей впоследствии получаются высокоразвитые, интеллектуально подкованные люди.

Педагогическая психология на практике

Если говорить о месте педагогической психологии при практическом применении в жизни, здесь также нельзя не отметить колоссальный вклад в современную педагогику образовательных учреждений. Как это работает? К примеру, преподаватель зашел в аудиторию для прочтения очередного курса лекций. Монотонно написал на доске тему, обозначил аннотацию и приступил к диктовке. Студенты безучастно записали полученную информацию, даже не вникая в написанное. Такая педагогика лишена какого-либо стимулирующего воздействия на то, чтобы учащимся в действительности стал интересен читаемый предмет.

В это время в соседней аудитории проходит намного более занятная лекция. Педагог применяет психологическое воздействие на студентов, задает им вопросы, при этом они сами выдают информацию, которая должна на сегодняшний день быть им донесена. Игра с ассоциативным мышлением, приведение примеров с психологическим подтекстом и необходимостью развивать логику – все это на примере педагогической психологии приводит к тому, что учащимся становится интересен зачитываемый предмет, они и легко и быстро усваивают полученную методологическую базу в очень удобной для них форме подачи.

Так, связь психологии с педагогической наукой на практике позволяет совершенствовать образовательный процесс и выводить его на принципиально новый уровень.

Взаимосвязь психологии с педагогикой

Как видно из вышесказанного, слияние психологии и педагогики в единую науку порождает свои полезные плоды. Внедрение психологического подхода в современную педагогическую подачу информации студентам в общем русле образовательного процесса положительным образом сказывается на том, как усваивается теория учащимися и как она потом применяется ими на практике. Ведь педагогическая психология – это наука о закономерностях становления развития человека в современных условиях обучения и воспитания, и она, как и все другое, требует от педагогов идти в ногу со временем для достижения требуемого результата и донесения до учащихся качественной информации.

Значение педагогической психологии

Результативность работы педагогической психологии обоснована значением ее сущности. Значимость данной отрасли науки проявляется в ряде аспектов, непосредственно влияющих на нынешнее общество:

  • изучение методики обучения и воспитания, которые кардинальным образом меняют форму подачи теории и максимально повышают эффективность выполнения образовательных задач;
  • положительное влияние на качество предоставления учащимся информации в виде повышения уровня квалификации и улучшения эффективности педагогических мер;
  • улучшение психологических аспектов преподавания, находящее свое отражение в более быстрой адаптации и усвоению предмета учащимися.

Так, нетрудно оценить значимость в современном образовательном процессе педагогической психологи. Эта наука о закономерностях восприятия человеком развивающей его разум информации в условиях обучения и воспитания помогает сегодня смоделировать принципиально новое, интеллектуально высокоразвитое общество.

Потребность в педагогической психологии

На сегодняшний день педагогическая деятельность обусловлена потребностью в ней нынешнего социума. Почему она так необходима в образовательной системе? Какими конкретно потребностями обоснована необходимость применения педагогической психологии на практике?

  • Биопотребность – основывается на обеспечении индивидуального и видового предопределения человека как существа разумного.
  • Соцпотребность – необходимость в принадлежности к социальной группе и занятии в ней конкретной ниши.
  • Идейная потребность – обоснованность познания мира в целом и поиски своего «я» в системе общественной идеологии.
  • Потребность в овладении знаниями – реализация своих нужд через усвоение общественного опыта.
  • Потребность в познаниях – обусловлена умственной деятельностью.

Как наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, педагогическая психология обусловлена массой человеческих потребностей. Применяемые ею методы благотворно влияют на становление человека как личности: наблюдение, устные и письменные опросы, методы анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперименты – все это, несомненно, выводит образовательный процесс на новый уровень. И заслуга повышения эффективности образования в учебных заведениях по праву должна быть отдана педагогической психологии. Последняя в современных реалиях получает все большее значение в сфере воспитания и обучения представителей подрастающего поколения.

Комментарии