Интерактивные формы обучения - это что такое?

В современном образовании особо остро стоит вопрос подготовки высококачественных и конкурентоспособных специалистов, которые будут компетентны в своей области. Россия все больше стала ориентироваться на европейские модели обучения, которые считаются более продвинутыми и теснее взаимодействуют с учениками. Одними из самых эффективных стали так называемые интерактивные формы обучения – о них и пойдет речь в данной статье.

Определение

Интерактивные формы обучения (в школе и не только) стали более современной версией активных форм обучения. Вторые выстраивают систему взаимодействия по принципу "учитель = ученик", то есть педагог и его подопечные на равных правах вовлечены в учебный процесс, дети точно так же выстраивают собственные уроки, как и их преподаватель. Признаками активных методов являются:

  • изначально подразумевающаяся активность каждого ученика, максимальное вовлечение в процесс и сопутствующая этому активизация творческого мышления ребенка;
  • длительность активной работы составляет не один определенный урок, а весь учебный период;
  • ученик учится самостоятельно изучать поставленную перед ним проблему, искать пути и способы ее решения, полагаться только на собственные знания;
  • каждый обучающийся максимально мотивирован в учебной деятельности, задачей педагога является создать для него личностный интерес.

Интерактивные формы обучения же строятся не только по взаимодействию "учитель = ученик", но и "ученик = ученик", вследствие чего расширяются связи, которыми обучающийся пользуется во время образовательного процесса. Это мотивирует детей, а учитель в данной ситуации играет лишь роль помощника, который создает свободное пространство для личной инициативы каждого подопечного.

Методами обучения учеников могут являться: разнообразные ролевые или деловые игры, дискуссия (обычная или на основе эвристики), мозговой штурм, различные тренинги, метод проектов или кейсов и т. д. Активные и интерактивные формы обучения имеют схожие методы и приемы, поэтому их подробный перечень детальнее будет рассмотрен чуть позже.

Основные термины

Интерактивные формы обучения, таким образом, – это обучение, в ходе которого выстраивается взаимодействие преподавателя с учениками, а также учеников друг с другом, которое в большей степени основано на диалогах. Целью его является всестороннее развитие и подготовка будущих специалистов на основе выработки у них специальных ключевых компетенций.

Компетенция – это умение воспользоваться полученными знаниями, практическими навыками и опытом с целью успешного осуществления какой-либо деятельности в определенной области. Они представляют собой синтез личностных (знания, способности, собственное видение проблемы и подход к ее решению) и профессиональных качеств, применение которых необходимо для продуктивного решения возникающих в работе задач.

Ключевые компетенции – это основные компетенции более широкой направленности, владение которыми позволяет осваивать узкие, предметно-ориентированные компетенции. Они позволяют всегда находить решения даже в самых спорных ситуациях в состоянии неопределенности, самостоятельно или взаимодействуя с кем-то еще.

Теперь подробнее о каждом методе активных и интерактивных форм обучения. Их существует достаточно много, поэтому мы выделили несколько основных, наиболее показательных и эффективных.

Исследовательский метод

В основе исследовательского (поискового) метода лежит обучение на основе постановки конкретной проблемы. Оно формирует такие личностные качества, как креативное и творческое мышление, благодаря которым исследователь развивает ответственный и самостоятельный подход к решению задач.

При такой интерактивной форме обучения (в вузе и не только) предполагается следующий перечень ведения учебной деятельности:

  • знакомство с предметом исследования и его проблематикой;
  • постановка четких целей на предстоящую работу;
  • осуществление сбора информации об объекте изучения;
  • реализация исследования: определение содержимого, предложение гипотезы, постановка модели, эксперимент (в общем виде).
  • защита результатов исследования;
  • выведение вывода проведенной работы.

Исследовательский метод позволяет вникнуть в процесс научного познания, особенности интерпретации обнаруженных данных и выявления одной точки зрения, соответствующей правильному пониманию реальности. Он подразумевает максимальную самостоятельность, хотя в группах, внутри которых находятся ученики с разным уровнем знаний, конечно необходимо участие преподавателя, хоть и минимальное. Это дает толчок к развитию в учениках ключевых компетенций вроде понимания сути творческой деятельности, самостоятельной работы, а также подстегивает их воображение, учит наблюдательности и критическому мышлению, которое впоследствии становится фундаментом для отстаивания человеком своей личной точки зрения.

Метод проектов

Из всех технологий современной педагогики именно метод проектов лучше всего способствует приобретению учениками ключевых компетенций, что является, пожалуй, основной целью всего образовательного процесса. Он развивает в первую очередь личностные качества, такие как умение работать и решать задачи самостоятельно, проявлять творческую изобретательность, выявлять и разрешать появляющиеся в процессе познания проблемы. Более того, проектный метод учит уверенно себя чувствовать в информационном пространстве, а также развивает аналитические способности, применяемые учеником для прогноза и анализа своих действий.

Проект всегда основан на принципе самостоятельной работы учащегося, хотя делать это он может как самостоятельно, так и в паре или группе, тут уже зависит от конкретного задания. Участникам проекта даются конкретные сроки, уложившись в которые они должны решить значимую проблему из какой-либо области жизни при помощи в первую очередь исследовательского поиска.

Для того чтобы выпускник учебного заведения мог спокойно адаптироваться к любым переменам в современной жизни или профессиональной направленности, ему необходимо освоить широкий спектр знаний и методы их применения на практике в сложных ситуациях, требующих глубокого аналитического подхода. Именно по этой причине каждый проект должен иметь практическую ценность: только тогда участники проектного метода смогут использовать приобретенный ими опыт в дальнейшем для разрешения любых, как личных, так и профессиональных проблем. Более того, практическая ориентированность повышает интерес учеников к учебной деятельности, мотивирует их тщательно изучить ту область познания, которая необходима в конкретном проекте; особенно хорошо это работает, если создать для обучающегося условия личной заинтересованности. К примеру, студент, обучающийся на журналиста, сам захочет изучить задаваемую тему, чтобы понять, как теория превращается в практику и лучше подготовиться к практике после экзаменов. Примеры тем, которые можно задать для проекта по этой специальности: “Методы и подходы к современной журналистике”, “Возможность применения элементов гонзо-журналистики в системе федеральных СМИ”, “Основы журналистской этики” и т. п.

Разница между исследованием и проектом

В то время, как исследовательская работа направлена в первую очередь на нахождение истины, проектная деятельность ориентирована на полное, глубокое исследование поставленной проблемы и имеет конечный результат в виде оформленного продукта, которым может стать видео, статья, сайт в интернете и др. В проектном методе широко задействованы такие виды творческой деятельности, как подготовка и презентация рефератов или докладов, при этом в процессе используется как учебная, так и научная, справочная и в некоторых случаях даже художественная литература. Задача преподавателя при подготовке проекта заключается в наблюдении и курировании деятельности учеников.

Во время работы над проектом его исполнители становятся максимально погружены в творческую познавательную деятельности, закрепляя уже приобретенные в ходе учебы знания и получая новые, расширяя кругозор и профессиональную теоретическую базу. Более того, у участников создания проекта нарабатываются компетенции, не связанные с конкретным предметом: это могут быть компетенции исследования и поиска, взаимодействия с другими людьми, организации проектной работы и т. д.

Метод кейсов (от англ. case – “случай”)

В данном способе интерактивной формы обучения педагог использует реально существующие (нынешние или прошедшие) проблемные случаи из какой-либо сферы (бытовой, социальной, экономической и др.) Изучая предложенный кейс, ученики ищут и анализируют собранную информацию, которая связана непосредственно с его областью и специальностью, которую они осваивают. Таким образом, происходит моделирование ситуации и проводится поиск ее решения.

Существует две школы с разными подходами к данному методу. Если речь идет о европейской школе, то сами кейсы не имеют одного определенного решения или исхода, поэтому участники осваивают целый комплекс знаний, необходимых для всестороннего освещения и изучения поставленной проблемы. Американский же подход состоит в необходимости прийти к единственному решению, хотя, конечно, освоение информации также подразумевает комплексность.

Кейс-метод в сравнении с другими методами представляет собой многоступенчатую структуру, которая делится на менее сложные способы научного познания, в которые входят построение моделей, метод постановки проблем, аналитические системы и т. д. Конечным результатом (продуктом) работой по этому методу могут стать обычные способы презентации информации, такие как доклад или презентация.

Мотивация учеников подстегивается тем, что метод кейсов напоминает им игру, играя в которую они осваивают весь нужный материал. Также в процессе работы формируется ряд ключевых компетенций, в которые входят: способность прийти к решению определенной проблемы, коммуникативность, способность применить теоретические данные на практической основе, поставить себя на место другого человека (в том числе и высокопоставленного лица) и др.

Метод дискуссии

Дискуссии в учебе являются такой интерактивной формой методического обучения, в которой обучающиеся в ходе всего занятия производят обмен собственным мнением по поводу поставленной проблемы, высказывают разнообразные идеи и суждения, предлагают пути решения задачи, ищут компромисс и точки соприкосновения с позициями друг друга. Дискуссии могут свободно применяться как и в обычной практической деятельности со стороны учителей разных образовательных организация, так и в ходе учебных конференций, симпозиумов и т. д. И комплексные междисциплинарные дискуссии, и те беседы, которые направлены на рассмотрение конкретной учебной проблемы, одинаково полезны для формирования социальных, аналитических и коммуникативных компетенций, а также расширения кругозора.

Дискуссия наиболее полно отражает принцип интерактивных форм обучения, который заключается в схеме “ученик = учитель” и “ученик = ученик”, так как в на уроке вовлечены все в равной степени, никаких границ между преподавателем и его подопечными (конечно, если педагогика в данном заведении сильна) быть не должно.

Метод мозгового штурма

Одним из способов нахождения новых идей той или иной направленности и применения интерактивных форм обучения является мозговой штурм, который представляет из себя метод разрешения поставленной проблемы при помощи стимулированной активности с ярко выраженным творческим началом. Процесс, сопутствующий данному способу, выглядит как высказывание всеми участниками большого количества разнообразных идей (причем их качество и содержание не так важно именно на этапе высказывания), среди которых в дальнейшем проводится селекция самых удачных и перспективных; возможен также и синтез нескольких идей для выведения новой, которая уже может рассматриваться, как близкая к желаемому результату.

В процессе мозгового штурма как интерактивной формы обучения на уроке принимают участие все ученики, что стимулирует их активность и творческий потенциал. Обучающиеся получают возможность показать остальным свои познания и вместе прийти к искомому решению. Более того, в ходе процесса его участники учатся краткости и анализу всего сказанного, развивают критическое мышление. Это и является необходимыми для освоения ключевыми компетенциями.

Игровые методики

Игровой подход к освоению учебного материала является достаточно старой и изученной интерактивной формой обучения, однако своей актуальности и потенциала он не теряет до сих пор. Основная функция любой игры в контексте образования – подстегнуть интерес ученика к процессу, смягчить его, сделать не таким сухим с академической точки зрения. Кроме того, участники игры сами должны понимать, что они не просто развлекаются, но изучают глубокий и сложный материал. Если эта мысль перестанет отталкивать или пугать, а к общей деятельности присоединились даже наименее активные обучающиеся, то можно считать, что игра удалась.

Как правило, данный метод применяется преимущественно в конце освоения того или иного учебного материала (как завершение темы или раздела, а может даже целого курса). Это может выглядеть так: ученики распределяют между собой роли, предположим, владельцев предприятия и его работников, после чего с помощью преподавателя моделируют проблемную ситуацию и отыгрывают ее, приходя к решению с помощью всех полученных в данной области знаний.

Итог

Сравните интерактивные и традиционные формы обучения: какие их них, по вашему мнению, способствуют наиболее продуктивному освоению нужного количества теоретических данных и лучшему применению полученных знаний на практике? Ответ очевиден. Совершенно ясно, что интерактивные формы обучения в школе, как и в других заведениях, должны стать более частой практикой, чем сейчас, и в таком случае стране и миру обеспечен рост профессиональных кадров, способных конкурировать между собой.

Если вы заинтересовались интерактивными формами обучения – литературы на эту тему много. Вы можете подобрать подходящие для себя и активно их использовать.

Комментарии