Станция метро "Библиотека им. Ленина" в Москве
Прошло более 80 лет со дня открытия первых станций Московского метрополитена (май 1935 года). С каждым годом актуальность подобного подземного транспорта возрастает. Все больше людей предпочитают подземный способ передвижения, что связано с многочисленными и постоянными пробками на автодорогах.
Московское метро похоже на подземный город или, точнее, на города. Здесь каждая станция имеет свою самобытную историю, а некоторые из них получили свои имена согласно названиям улиц и прочих объектов, расположенных на поверхности рядом с метро.
В статье представлена информация об одной из самых старых станций метро – «Библиотека имени Ленина».
Общая информация о московском метро
Московский метрополитен – один из самых надежных, удобных и красивых в мире. Более сорока его станций имеют статус архитектурных шедевров. Они представляют собой объекты культурного наследия в региональном значении.
История метрополитена тесно связана с многочисленными событиями, произошедшими в стране. Особенно хорошо это можно прочувствовать, путешествуя по станциям в сопровождении гида, рассказывающего об истории строительства, о символах, заключенных в элементах, присутствующих в оформлении залов.
Практически все станции метрополитена уникальны по-своему. Каждая из них хорошо продумана как в техническом и инженерном плане, так и в художественно-декоративном оформлении.
Станция метро «Библиотека имени Ленина»
Изначально станция должна была представлять гигантский подземный памятник, посвященный пролетарскому вождю В. И. Ленину. Местоположение ее – между "Кропоткинской" и «Охотным рядом».
Эта станция – первая из односводчатых в московском метро. Ее подземный зал находится под улицей Моховая. Вестибюли выходят к ранее одноименной библиотеке (нынешнее наименование – Российская Государственная Библиотека). Проект станции создан известным архитектором А. И. Гонцкевичем.
Конструкция этой станции имеет мелкое заложение (всего лишь 12 метров составляет ее глубина). Способ сооружения – горный, отделка основы – монолитный бетон. Зал посадочный перекрыт единым сводом, над которым толщина грунта равна всего лишь 2 - 3,5 метрам. Протяженность станции в длину составляет 160 метров.
В административном отношении станция размещена на территории Тверского района (Центральный округ г. Москвы).
Немного из истории строительства
Переход на станцию метро «Улица Коминтерна» (современное название – «Александровский сад») был проложен еще в 1937 году. С того момента станция метро «Библиотека имени Ленина» (фото представлено в статье) стала одной из 2-х первых пересадочных в Московском метрополитене. Тот переход в 1946 году был реконструирован, а аванзал и эскалаторный путь со станции «Арбатская» были достроены в 1953 году.
После очередного открытия в 1958 году станции, называемой на тот момент «Калининской» (современное название «Александровский сад»), были отремонтированы и переходы на нее. Старый восточный вестибюль в 60-х годах был разобран, и вместо него был построен новый. Одновременно была сооружена и сеть подземных переходов. Они стали выводить пассажиров к Александровскому саду и к кассам Кремлевского дворца. Также был построен в самом центре зала мостик, выводящий к переходам, идущим к станциям «Александровский сад» и «Арбатская». Под западным вестибюлем станции метро «Библиотека имени Ленина» в 1984 году был сооружен общий аванзал и новая станция «Боровицкая».
Оформление и отделка
Стены путевые имеют отделку из керамической плитки и мрамора желтого цвета. Изначально, на момент открытия станции, полы центрального зала были покрыты паркетом. Затем покрытие сделали асфальтовым, а в последующем полы были выполнены из серого гранита. Свод зала, освещаемого круглыми светильниками, оформлен клеточным рисунком.
Восточный аванзал украшен портретом В. И. Ленина (мозаика), выполненным в 70-х годах художником Г. И. Опрышко.
Следует отметить, что в облицовке можно заметить следы древнейших окаменелостей, о которых в своей научной книге «Занимательная минералогия» писал А. Е. Ферсман (советский и российский ученый-минералог). Им отмечено, что в крымском мраморе красноватого оттенка можно увидеть окаменелые останки ракушек, улиток. Представляют они остатки жизни древнейших южных морей, воды которых когда-то, много миллионов лет назад, покрывали территории всего Кавказа и Крыма.
Вестибюли и пересадки
Станция московского метро «Библиотека имени Ленина» – пересадочная на следующие станции:
- «Арбатская» (линия Арбатско-Покровская);
- «Александровский сад» (линия Филевская);
- «Боровицкая» (линия Серпуховско-Тимирязевская).
Очень удобна в плане пересадок станция метро «Библиотека имени Ленина». Выходы и переходы удобны и многочисленны. К станции «Арбатская» переход осуществляется через зал восточный, и через лестницу, находящуюся в центре посадочного зала. Таким же путем можно перейти к метро «Александровский сад», а также осуществить выход в наземный и подземный совмещенные вестибюли «Библиотеки имени Ленина» и «Александровского сада». Западный аванзал соединяется с наземным вестибюлем у здания РГМ и со станцией «Боровицкая». Следует отметить, что ни один из представленных вестибюлей этого пересадочного узла формально не относится к вестибюлям метро «Библиотека имени Ленина».
Окрестности станции
Самые главные достопримечательности Москвы находятся в центре города. Как добраться? От метро «Библиотека имени Ленина» до самых знаменитых исторических мест столицы совсем близко.
Выйдя из станции метро, можно посетить следующие достопримечательности:
- РГБ (библиотека).
- Александровский сад, расположенный у стен Кремля.
- Кремль – главная достопримечательность столицы, на территории которой расположен музей Московский кремль.
- Красная площадь (приблизительно 600 метров от метро).
- Собор Василия Блаженного – знаменитая церковь Москвы (от станции около 100 метров).
- Самый большой исторический музей России, расположенный на Красной площади (расстояние от метро приблизительно 500 метров).
- Кремлевская набережная.
В заключение об интересных фактах
Метро является местом, окутанным тайнами, слухами и историями.
В наименовании станции метро Москвы «Библиотека им. Ленина» на обеих буквах "Б" есть 2 одинаковых странных отверстия непонятного происхождения. Их возникновение объясняют две истории (скорее всего, они относятся к разряду городских легенд). Одна из них рассказывает о том, что примерно 20 лет назад, ночью перед закрытием метро на станции произошла какая-то перестрелка. Вторая история гласит о том, что эти «автографы» были оставлены двумя нетрезвыми мастерами-ремонтниками, пытавшимися на спор вогнать в эти буквы дюбели.
А вообще, метрополитен в столице России мог появиться еще во времена царского правления, так как самые первые проекты датируются 1890 годом. Сооружению подобного объекта на тот момент помешало духовенство. Оно сделало заявление о том, что человек, который создан по божьему образу и подобию, спустившись в преисподнюю, может себя унизить.