Минское гетто: фото и описание, хроника событий и ликвидация
Минское гетто – страшная страница самой кровопролитной войны в истории. Войска вермахта оккупировали белорусскую столицу 28 июня 1941-го. Спустя три недели фашисты создали гетто, в котором впоследствии содержалось сто тысяч узников. Выжило чуть больше половины.
Что такое гетто
Это слово в переводе с итальянского – «новая литейная». Термин появился в XVI веке, когда в Венеции был организован специальный район для евреев. Ghetto nuovo – особое поселение для людей, которые подвергаются дискриминации по религиозному расовому или национальному признакам. Но в XX веке иначе можно было ответить на вопрос: "Гетто - это что такое?" Вторая мировая война превратила это слово в синоним лагеря смерти. Фашисты создавали изолированные еврейские кварталы во многих оккупированных городах. Самыми крупными были варшавское, терезинское, минское. Гетто на карте Минска представлено ниже.
Оккупация белорусской столицы
Спустя три дня после того, как немцы захватили город, они принудили всех евреев сдать деньги и драгоценности. В конце июня был создан юденрат. Председателем этой организации избрали Илью Мушкина - он свободно говорил по-немецки. До войны этот человек владел одним из местных трестов.
19 июля в рамках программы по уничтожению евреев оккупанты организовали Минское гетто. В городе были распространены объявления с перечислением улиц, входящих в его состав. Евреи должны были переселиться туда в течение пяти дней. Будущие узники тогда еще не знали, что в Минском гетто выжить удастся немногим.
Управление
Юденрат не располагал никакими административными правами. Первое время Мушкин нес ответственность за сбор контрибуции с еврейского населения, а также за регистрацию домов в гетто и каждого его обитателя. Власть здесь принадлежала председателю немецкого командования. На эту должность оккупанты назначили некого Городецкого — уроженца Ленинграда, имевшего немецкое происхождение. Этот человек, как утверждали очевидцы тех страшных дней, проявлял патологическую склонность к садизму.
Евреи должны были переселиться в гетто, согласно распоряжению немецкого командования, в течение пяти дней. Но это оказалось трудно осуществить. В городе проживало несколько десятков тысяч евреев. Кроме того, прежде чем им переселиться, жители улиц, входивших в состав Минского гетто, должны были освободить свои дома. На все это ушло около десяти дней. К 1 августа в Минском гетто содержалось 80 тысяч человек.
Условия
Гетто расположено было в районе Нижнего рынка и еврейского кладбища. Охватывало 39 улиц. Вся территория была огорожена колючей проволокой. Среди охранников встречались не только немцы, но и белорусы, и литовцы. Правила здесь установлены были такие же, как и в варшавском гетто. Узник не имел права выйти на улицу без опознавательного знака - пятиконечной желтой звезды. В противном случае он мог быть расстрелян на месте. Впрочем, и желтая звезда не спасала от смерти. И немцы, и полицаи с первых дней создания Минского гетто грабили и убивали евреев совершенно безнаказанно.
Жизнь евреев была обложена множеством запретов. Узник гетто не имел права передвигаться по тротуару, посещать общественные места, отапливать жилое помещение, совершать обмен вещей на продукты у представителя другой национальности, носить меховые вещи. При встрече с немцем он должен был снимать головной убор, причем на расстоянии не менее пятнадцати метров.
Множество запретов было связана с продовольствием. Первое время евреям еще разрешали обменивать вещи на муку. Вскоре и это запретили. Продукты на территорию гетто проникали, как правило, нелегальным путем. Тот, кто совершил обмен, рисковал жизнью. Внутри Минского гетто действовал так называемый черный рынок, в котором принимали участие и некоторые немцы. Плотность населения здесь была чрезвычайно высока. В одноэтажном доме, который состоял из трех квартир, могло проживать до ста человек.
Голод, невыносимая скученность, антисанитария, холод - все это создало благоприятные условия для развития различных заболеваний. В 1941-м немецкое командование разрешило открыть больницу и даже в детский приют. В 1943 году они были уничтожены.
Массовые расстрелы 1941-го
Первый погром произошел в августе. Тогда убито было около пяти тысяч евреев. Массовые убийства узников гетто немцы называли нейтральным словом "акция". Вторая такая "акция" проведена была 7 ноября.
Осенью фашисты уничтожили от шести до пятнадцати тысяч евреев. Эту операцию они провели при активном содействии литовских полицаев, которые, оцепив район, собрали женщин, детей, а после совершили массовый расстрел. Относительно этого события исследователи не приводят точных чисел. По разным оценкам убито было от пяти до десяти тысяч человек. После второго погрома территорию гетто существенно сократили.
В первые месяцы после создания Минского гетто немцы убивали нетрудоспособных. Позже начались крупномасштабные погромы, во время которых фашисты и полицаи уничтожали всех без разбора.
Мартовский погром
Весной 1942 года фашисты использовали душегубки. Что это такое? Это устройство также называли газовым автомобилем. Машина, в которую встроена газовая камера. Общее число жертв, которые оказались в таком автомобиле смерти, неизвестно. В Минске немцы использовали душегубки для умерщвления детей. Порою такие машины делали в день по несколько рейсов.
В 1942 году погромы стали в Минском гетто почти обыденным явлением. Совершались они в любое время: и днем, и ночью. Но первое время чаще тогда, когда трудоспособная часть населения гетто находилась на работах. Один из массовых расстрелов фашисты совершили на территории Путчинского сельсовета.
Более трех тысяч евреев было вывезено из гетто и убито на западной окраине Минска. Затем немцы собрались около пяти тысячи человек. 2 марта фашисты отвезли на окраину города, по разным оценкам, от двухсот до трехсот детей. Расстреляли, тела сбросили в карьер. На этом месте сегодня находится мемориал, посвященный жертвам фашизма. Памятник называется "Яма".
В конце июля 1942-го немцы устроили погром, в котором погибло около тридцати тысяч человек. В декабре того же года были расстреляны все больные, включая детей. В начале апреля 1942 в гетто находилось около 20 тысяч трудоспособных евреев. Спустя полгода это число сократилось вдвое. До 1943-го погибло еще не менее сорока тысяч евреев.
Вильгельм Кубе
За время оккупации генерал-комиссар снискал славу одного из самых жестоких палачей. Среди немецких офицеров он был известен как склочник и интриган.
Кубе прославился не только своей жестокостью, но и цинизмом: детей, обреченных на смерть, за несколько минут до их гибели он угощал конфетами. Однако некоторые исследователи утверждают, что Кубе был против массового расстрела узников гетто. Но не потому, что испытывал сострадание к ним. Уничтожать трудоспособных евреев, по его мнению, было невыгодно с экономической точки зрения. Когда в гетто привезли жителей Германии, Кубе был взбешен. Среди немецких евреев было немало участников Первой мировой войны. Все же гауляйтер был мелкой сошкой в фашистской системе. Он не вправе был оспаривать решения вышестоящих чинов.
Вильгельма Кубе ликвидировали советские партизаны в сентябре 1943 года. Елена Мазаник, работавшая служанкой у гауляйтера, была связана с подпольной организацией. Она и подложила под его матрас часовой механизм.
Елен Мазаник
Эта женщина и советским партизанам, и эсэсовцам была известна под именем Галина. После падения Минска она устроилась на работу в немецкую воинскую часть, затем некоторое время работала на фабрике-кухне. В июне 1941 Елену принял на работу Вильгельм Кубе в особняк, расположенный по адресу улица Театральная, дом 27. Здесь гауляйтер проживал со своей семьей.
К тому времени за Кубе советские партизаны уже вели охоту. Несколько операции по ликвидации генерал-комиссара провалилось. Елена и прежде встречалась с участниками подпольной организации, но принимать участие в ликвидации Кубе соглашалась лишь при условии, что партизаны помогут членам ее семьи выбраться из оккупированного Минска. Это условие не было выполнено. Мазаник отказалась.
Что же в конечном счете подействовало на женщину, ведь именно она заложила бомбу в кровать гауляйтеру 21 сентября 1943 года, неизвестно. Мина сработала в ночь на 22 сентября. Беременная жена Кубе находилась в доме в тот момент в доме, но не пострадала. Елену Мазаник вывезли из Минска, ей предстоял многочасовой допрос, в котором принимал участие руководитель НКВД Всеволод Меркулов. В 1943 году ее наградили званием Героя Советского Союза.
Известно, что Гиммлер, узнав о смерти Кубе, сказал: «Это счастье для отечества». Однако в Германии объявили траур. Кубе был посмертно награжден крестом за военные заслуги. Супруга Кубе посвятил своему мужу книгу воспоминаний.
В Минском гетто после убийства гауляйтера было расстреляно триста заключенных. На освободившуюся должность назначили Курта фон Готтберга.
«Гамбургские» узники
В Минском гетто содержались евреи не только белорусские, но и немецкие. В сентябре 1941 года началась депортация евреев из Германии. В Белоруссию привезли около девятисот человек. Из них выжило всего пятеро. Для немецких евреев выделили отдельную зону, которая получила название "зондергетто". Здесь также содержались узники из Чехии, Австрии и других стран Западной Европы. Но так как большинство было из Гамбурга, называли их «гамбургскими евреями». Им строжайше было запрещено общаться с обитателями другой части гетто.
Немецкие узники находились в худших условиях, чем белорусские. Они испытывали катастрофическую нехватку продовольствия. Несмотря ни на что, содержали свою территорию в чистоте и даже праздновали субботу. Эти узники были расстреляны в Койданово и Тростенце.
Гирш Смоляр
Из эсэсовских документов о Минском гетто после войны советские и зарубежные исследователи получили данные о числе погибших. Но даже скрупулезные немцы не привели точных цифр. Более полную информацию удалось получить благодаря воспоминаниям узников Минского гетто. Гирш Смоляр не только пережил холокост, но и рассказал о том, что происходило в период 1941-1943 годов в белорусской столице.
В августе 1942-го он оказался в Минском гетто. Хроника событий тех лет отражена в его автобиографической книге. В 1942 году Смоляр возглавил подпольную организацию. Ему удалось сбежать из гетто. Примкнув к партизанскому отряду, Смоляр принял участие в издании подпольных газет на русском и идише. В 1946 году уехал в Польшу в качестве репатрианта. Книга Смоляра называется «Мстители Минского Гетто». Хроника событий изложена в этом публицистическом произведении весьма тщательно. Первая глава называется «Обратный путь». Автор рассказывает в ней о первых августовских днях, о переселении в Минское гетто. На фото ниже – колонна узников на улицах белорусской столицы в 1941 году.
Подпольные организации
Уже осенью 1941 года существовало более двадцати подобных групп на территории Минского гетто. Фото одного из руководителей подпольных организаций представлено ниже. Этого человека звали Исай Казинц. Другие руководители движения сопротивления - Михаил Гебелев и вышеупомянутый Гирш Смоляр.
Подпольные группы объединяли более трехсот человек. Они совершали диверсионные акты на железнодорожном узле и немецких предприятиях. Участники подпольного движения вывезли из гетто около пяти тысяч узников. Эти организации также занимались сбором оружия, медикаментов, необходимых для партизан, и распространяли антифашистские газеты. К концу 1941-го на территории гетто была образована единая подпольная организация.
Руководители антифашистских групп организовывали вывод узников к партизанским отрядам. В роли проводников выступали, как правило, дети. Известны имена маленьких героев: Вилик Рубежин, Фаня Гимпель, Броня Звало, Катя Перегонок, Броня Гамер, Миша Лонгин, Леня Модхилевич, Альберт Майзель.
Побег узников
Первая вооруженная группа из гетто попыталась выбраться к партизанам в ноябре 1941 года. Возглавил ее Б. Хаймович. Сбежавшие узники долго блуждали по лесам. Однако партизан так и не нашли. Почти все бывшие заключенные погибли в конце зимы 1942-го. Следующая группа выбралась в апреле того же года. Руководителями были Лапидус, Лосик и Оппенгейм. Этим узникам удалось выжить, более того, позже они создали отдельный партизанский отряд.
30 марта из гетто было вывезено 25 евреев. Руководил этой операцией не бывший узник, а немецкий капитан. Об этом человеке стоит рассказать подробнее.
Вилли Шульц
В начале войны капитан Люфтваффе получил ранение в бою на Западном фронте. Его направили в Минск, где он занял должность руководителя интендантской службы. В 1942 году в гетто привезли немецких евреев. Среди них была восемнадцатилетняя Ильза Штейн, в которую Шульц влюбился с первого взгляда.
Капитан всячески пытался облегчить участь девушки. Он устроил ее бригадиром, а подругу Ильзы Лею ее помощницей. Шульц регулярно приносил им продукты из офицерской столовой и не раз предупреждал о предстоящих погромах.
Военное командование начало относиться к капитану с подозрением. В его личном деле появились такие записи: "слушает московское радио", "подозревается в связи с еврейкой И. Штейн". Шульц пытался организовать побег девушки. Однако безрезультатно.
Подруга Ильзы была связана с партизанским движением, благодаря чему в марте 1943 года все же удалось организовать побег. Вилли Шульц рисковал своей жизнью прежде всего ради любимой девушки. Он готов был помочь и ее подруге, к тому же Лея говорила по-русски. Но участники подпольной организации использовали капитана для организации побега большой группы евреев.
30 марта Минское гетто покинуло 25 человека, среди них были женщины и дети. После побега Вилли Шульца направили в Центральную школу антифашистов, расположенную в Красногорске. Он умер в 1944 году от менингита. Ильза Штейн родила мальчика, но ребенок умер. В 1953 году она вышла замуж. Скончалась Штейн в 1993-м.
Согласно одной версии, Ильза любила всю жизнь только Шульца. Согласно другой – ненавидела его, но готова была на все ради спасения близких (среди участников побега 30 апреля были ее сестры). В 2012 году в Германии был снят фильм «Еврейка и капитан». В 2012-м вышла книга «Потерянная любовь Илзе Штайн».
Исай Казинец
Будущий руководитель Минского подполья родился в 1910 году в Херсонской области. В 1922 году Исай Казинец переехал в Батуми, где получил профессию инженера. В 1941-м он вместе с отступающими частями советской армии добрался до Минска. Казинец остался в городе и вступил подпольную организацию.
В ноябре он был избран секретарем Подпольного городского комитета. Под его руководством было проведено около ста диверсионных акций. В начале 1942 года немцам удалось арестовать нескольких руководителей подполья. Один из них выдал Исая Казинца. При задержании тот оказал вооруженное сопротивление, убил нескольких трех солдат. 7 мая 1942 года Казинца, а также еще 28 участников подпольной организации повесили в центре города.
В столице Белоруссии много памятников жертвам Минского гетто. На месте казни Казинца установлен мемориальный знак. В его честь названы улица и площадь.
Михаил Гебелев
Этот человек родился в 1905 году в одном из сел Минской области, в семье столяра-краснодеревщика. В 1927 году Михаила Гебелева призвали в армию. После демобилизации он поселился в Минске.
На второй день после начала войны Гебелев отправился армейский сборный пункт, но там тогда царила полная неразбериха. Он вернулся в город, а в июле возглавил подпольную организацию. Бесстрашный Герман - так называли Гебелева другие участники подполья. Он занимался многими вопросами, в том числе и организацией отправки узников в партизанские отряды. Принимал участие в распространении антифашистских газет. Согласно воспоминаниям Смоляра, в конце марта 1942 года Гебелев стал одним из главных руководителей единой подпольной организации.
Его арестовали в июле 1942. Участники подполья пытались вызволить своего лидера. Однако его внезапно перевели в другую тюрьму и повесили. Благодаря усилиям Михаила Гебелева около десяти тысяч евреев в период 1941-1943 годов примкнули к советским партизанам.
Память
Много мемуарной прозы и проникновенных стихов о Минском гетто было создано после войны. Большая часть написана непосредственными свидетелями трагических событий. Минскому гетто посвящали свои произведения и дети, внуки бывших узников.
Абраму Рубенчику в начале войны было 14 лет. На долю его семьи выпали страшные испытания. Он посвятил матери, отцу и другим погибшим в 1942-м, свою книгу «Правда о Минском гетто». Хроника событий изложена скрупулезно – автор публицистической повести находился тогда в том возрасте, когда память особенно цепка. В этом произведении описаны все важные этапы в истории оккупации белорусской столицы – от прихода немцев до освобождения узников. Другие повести и эссе на эту тему:
- «Проблески памяти» М. Трейстер.
- «Минское гетто глазами моего отца» И. Каноник.
- «Долгий путь к звездной улице» С. Гебелева.
- «Искры в ночи» С. Садовской.
- «Нельзя забыть» Рубинштейн.
- «Катастрофа евреев в Белоруссии» Л. Смиловицкого.
Главный памятник жертвам Минского гетто в Белоруссии – «Яма» – первый мемориал в СССР, на котором есть надпись не только на русском, но и на идише. Обелиск открыт был спустя два года после окончания войны. Слова, выгравированные на памятнике, принадлежат поэту Хаиму Мальтинскому, семья которого погибла в Минском гетто. Памятник "Последний путь" установлен в 2000 году.