Риторические идеалы: от античности и до наших дней. Основные черты и национальные особенности
Риторика имеет огромное значение в обществе. Овладев искусством красиво говорить, человек может достичь больших высот во взаимодействии с другими людьми. Эта наука появилась еще в античные времена, но на каждом этапе своего развития она имела отличительные черты и дарила миру выдающихся ораторов. И у каждого периода и культуры были свои риторические идеалы.
Что это такое
Что включает в себя понятие риторического идеала? Это система общих требований к речи, ее эталон, которые являются отражением культуры народа. Также риторический идеал является важным критерием оценки художественных произведений. Он обладает важными свойствами:
- историческая изменчивость - представления об идеале меняются с течением времени;
- культурная специфичность - ораторское искусство обладает национальными особенностями;
- социальными особенностями - отражает развитие общества в определенную историческую эпоху.
Первые понятия об эталоне красивой речи появились еще в Древней Греции, в эпоху которой было множество выдающихся ораторов, внесших большой вклад в развитие этой науки.
Причины появления риторики
Первые упоминания о риторике появляются около 5 века до н. э. Возникновение ораторского искусства связано со становлением демократии в Афинах. Какие еще факторы повлияли на развитие умения красиво говорить?
- Риторика в Древней Греции считалась высшей ступенью в образовании. Поэтому в Элладе были даже специальные школы, где обучали ораторскому мастерству.
- Древние греки уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Поэтому тот, кто выступал публично, должен был быть добрым и обладать другими доблестными качествами. Речи оратора преследовали и нравственные цели.
- В Древней Греции ораторы часто выступали с панегириками - это хвалебные или торжественные речи.
Классическая риторика в античную эпоху включала в себя сведения о различных науках: философии, логике, литературе, грамматике, психологии и других. В ней были отражены культура и быт древних греков. В античный период ораторское искусство обладало следующими свойствами:
- фразы были построены симметрично (в предложениях были одинаковые окончания);
- использовали метафоры и сравнения;
- ритмическое деление фраз и предложений, использование рифмы.
Риторический идеал античности позволял соединить греческую и латинскую культуры, создавая единое культурное пространство.
Школа софистов
Софистами в Древней Греции звали платных учителей риторики, которые являлись представителями одноименной школы. Последователи этого учения могли за деталями скрыть основную информацию, потому что так было выгодно для них. Основные черты риторического идеала софистов были следующими:
- речь носила манипулирующий характер и была представлена в виде монолога;
- умелое манипулирование деталями могло принести победу в словесных состязаниях;
- целью ораторского искусства являлось не установление истины, а достижение победы;
- важнее внешнее речевое оформление, нежели его внутреннее содержание;
- софисты считали, что нет определенной истины, а существуют различные мнения, и важно доказать правоту именно своих рассуждений.
Основной целью софисткой риторики было достижение победы, материальных благ и умелое манипулирование чувствами толпы. Софисты пользовались большой популярностью среди жителей Древней Греции. Рассуждения представителей этой школы называют софизмами, они отличаются логичностью, но при этом могут и не соответствовать истине. Поэтому многие считают софистику негативным явлением. Ярыми противниками риторического идеала софистов были Сократ и Платон.
Представления об ораторском искусстве Сократа и Платона
Эти ученые мужи были одними из величайших философов античной эпохи, оказавшими сильное влияние на развитие философии, ораторского искусства и культуры в Древней Греции. Сократ был учителем Платона, поэтому их представления о риторике похожи. Особенностью его учений было то, что после него не осталось ни одно письменного документа, все свои размышления он излагал в беседах со своими учениками.
Риторический идеал Сократа:
- Умение кратко сформулировать проблему или вопрос, выслушать версии оппонентов и во время беседы давать лаконичные ответы.
- Побуждение собеседника вступить в диалог, а не манипулирование его мнением.
- Основной целью беседы является не достижение чьей-то победы в споре, а достижение общей цели в разговоре всеми участниками.
- Во время беседы все участники должны стремиться к установлению истины.
Представления об ораторском искусстве Сократа и Платона отличались от представлений софистов. Для них красивая речь была не способом достижения материальных благ или другой выгоды, а возможностью определить истину в разговоре путем объединения всех усилий участников беседы.
Представления Аристотеля о риторике
Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству - "Риторика", который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:
- Речь обеспечивает государство и его цели.
- Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
- Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.
Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей. Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона. Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.
Ораторское искусство в Древнем Риме
Древние римляне с успехом перенимали культуру эллинов. В том числе и искусство красиво говорить. Несмотря на то что красноречие имело и свои национальные особенности, умение это во многом сформировалось под воздействием греческой культуры. Первоначально риторике обучались в школе греческих риторов, но потом были изданы два указа, которые запрещали деятельность греческих ораторов.
Но на замену им пришли уже латинские риторы, которые наравне с греческими преподавали риторику. Они успешно обработали особенности греческого ораторского мастерства, адаптировав их для римлян. Их уроки были доступнее, поэтому правительство запретило деятельность таких учителей. Но молодые люди отправлялись в Грецию, чтобы изучать искусство красноречия.
Ораторы Древнего Рима уделяли больше внимания, нежели греки, стилистическому оформлению речи. Иногда даже в ущерб логичности и смысловому построению текста. Красноречие влияло на все разновидности словесности, особенно на развитие такого жанра, как роман, который является вершиной развития античной культуры.
Вклад Цицерона в развитие риторики
Одним из самых известных представителей классического латинского ораторского искусства был Цицерон. Он был автором многих известных трудов, посвященных красноречию и развитию словесности, например: "Об ораторе", "Оратор". В них он пытается сформулировать свои представления о развитии искусства красноречия.
Риторический идеал оратора в Древнем Риме - это всесторонне образованный человек, воспитанный, внимательный слушатель, который всегда исследует различные проявления жизни для получения нового опыта, коим он должен быть готов поделиться с окружающими. Цицерон считал, что ритор должен был уметь:
- расположить к себе слушателей;
- правильно изложить суть дела;
- поставить спорный вопрос;
- утвердить свое положение;
- найти правильные аргументы против противника;
- красиво оформить речь и ослабить позицию противника.
Цицерон считал, что публичное выступление должно быть оформлено в едином стиле, не допускалась небрежность в построении предложений и подборе слов. Римский оратор считал, что риторика и философия едины, потому что люди познают мир через речь, и красноречие связано с преподаванием других дисциплин.
Развитие красноречия в Древней Руси
Риторика развивалась в Древней Руси неравномерно. В 11-12 веках красноречие занимало одно из важных мест в обществе. Развивалось не только церковное, но и светское ораторское мастерство. Древнерусское красноречие носило практический характер, поэтому произведения, созданные в тот период, называли поучениями и беседами.
Первым древнерусским поучением является "Поучение к братии", написанное новогородским епископом Лукой Жидятой. В нем описан перечень правил поведения, которых должен придерживаться христианин. Но, конечно, одним из величайших трудов 12 века является сборник "Поучения Владимира Мономаха". Этот труд состоит из трех частей, связанных одной политической идеей - объединением русских земель.
Владимир Мономах сформировал этические правила. Им были выписаны цитаты из Священного Писания. Но правитель более всего хотел, чтобы русские земли были объединены.
Также одним из выдающихся литературных трудов Древней Руси можно назвать "Задонщину", в которой описывалась борьба русского народа с татаро-монгольскими племенами.
Русский риторический идеал от других отличала высокая степень уважения к мудрым речам, красноречию. Речи носили поучительный характер, в них содержался призыв к совершению добрых поступков. Для русского человека умение говорить - это большая благодать. Ораторы должны были быть скромными и смиренными во время своих выступлений.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики
М. В. Ломоносов создал первый учебник по риторике на русском языке в 1743 году, а в 1748 году вышло дополненное второе издание. Известный ученый назвал свой труд "Краткое искусство к красноречию". Именно этот труд повлиял на дальнейшее развитие ораторского мастерства в России.
Большое значение М. В. Ломоносов уделял "адресности" речи. Он считал, что для того чтобы выступление было успешным, необходимо было учитывать возраст, пол и воспитание аудитории. Только при учете всех этих нюансов оратор мог быть уверен, что его речь достигнет цели. М. В. Ломоносов считал, что в искусстве красноречия необходимо постоянно упражняться, чтобы совершенствовать свое умение.
Риторика в России в 19-20 веках
Во второй половине 19 века интерес к ораторскому искусству стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.
В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.
Что такое неориторика
Современный риторический идеал изучается неориторикой. Она появилась в середине 20 века. Ее быстрое развитие связано с появлением новых языковедческих дисциплин. Современный риторический идеал определяется следующими факторами:
- "Европеизация" и "американизация" общества.
- Распространение западных методик, посвященных маркетингу, рекламе.
- Развитие бизнес-риторики.
- Влияние СМИ на риторику.
Национальный риторический идеал у каждой культуры свой. Но развитие ораторского мастерства происходит под влиянием наиболее развитой культуры красноречия (например, развитие латинского ораторского мастерства на основе греческого). Риторика оказывает большое влияние на развитие общества и социальное взаимодействие между людьми.