Функции музеев: сущность и значение музеев

Музей – это особый социальный институт, который выполняет множество социокультурных функций. Понятие и функции музея имеет смысл рассматривать в современных условиях, поскольку течение времени немало влияют на это определение.

Сущность музея

Музей – это особый вид культурного учреждения, которое является концентрированным выражением культуры настоящего и прошлого. Посредством данного социального института человек может осуществлять адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Находясь в музее, человек вступает в диалог с культурой и историческими событиями, что формирует его спектр ценностных представлений. Каждый посетитель по-своему воспринимает музейные экспонаты, и именно поэтому осмысление и анализ требуют отдельного объяснения и созерцания. Музей предоставляет человеку сформировать целостное представление о прошлом и настоящем времени посредством собственных душевных усилий, а также преодоления внешних и личных стереотипов и внутренних барьеров.

Реализация основных функций музея способствует установлению социокультурных взаимосвязей в обществе. Также он выполняет функцию обеспечения взаимодействия различных культур, изучения национальных традиций и культурного наследия.

Понятие

Понятие музея связывают с дихотомической природой его целей: сохранение исторического и культурного наследия для последующих поколений и одновременное открытие его для современников. Само слово «музей» пришло к нам из Древней Греции – museion – храм муз.

В Древней Греции, однако, понятие музея значительно разнилось с современным его представлением: музей был местом созерцания и всестороннего познания окружающего мира, местом размышлений.

В Российский энциклопедии музей определяют как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, с помощью которого осуществляется общественная потребность в сохранении и репрезентации особой группы культурных и природных объектов, которые общество определяют как особо ценные.

Составляющими понятия музея называют:

  • Собрание предметов, осмысленных собирателем как ценность.
  • «Храм муз» - пространство коллективного действа и собирания различных произведений с целью дальнейшего осмысления.
  • Общение на тему представленных ценностей.

Понятие музея также включает в себя специфический феномен социально-культурной памяти: музей создается и существует с целью сохранения памяти, а также ради стабилизации общих ценностей и норм в существующем обществе.

Музеем называют культурно-просветительное и научно-исследовательское учреждение, который осуществляет хранение, комплектование, учет, изучение и популяризацию памятников культуры, истории и природы в соответствии со своими социальными функциями музея. В данном определении заключена тесная связь музея с его социальной функцией – экспонаты в данном случае играют роль непосредственных источников информации о культуре, истории, природы отдельно взятых обществ или районов.

В определении данного понятия в приоритете находится просветительская, научная и исследовательская природа, которая служит удовлетворению потребностей социума в использовании и хранении предметов окружающей действительности как элементов исторической памяти, эстетической ценности и социальной информации.

Музей предназначен для накопления и хранения информации, а также выявления различных закономерностей, которые относятся к процессам изучения, а также передачи знаний с помощью музейных экспонатов. Если рассматривать с этой точки зрения, то музей является одновременно социальным институтом и источником информации.

В современности помимо процессов исторического познания, а также передачи знаний и опыта и культурно-философского осмысления в понятие музея вкладывается также составляющая эстетической ценности. Сейчас музей также стал культурным центром и сильным инструментом социального и культурного воздействия. На этом моменте включается также коммуникативная составляющая, которая подразумевает осознанное создание музейных фондов с целью передачи по этому специфическому коммуникационному каналу сложной информации об окружающем мире. Таким образом создается особый диалог, который направлен на создание общего целостного взгляда на музейные экспонаты.

Функции

Музей заключает в себе множество функций, однако, как правило, выделяют две самые основные функции музея:

  • Функция документирования.
  • Функция воспитательная и образовательная.

Документирование

Документирование подразумевает организованное и целенаправленное структурирование отражение различных исторических событий, явлений и фактов, а также социально-культурных процессов посредством музейных экспонатов. Эта музейная функция реализуется в ходе познания и изучения экспонатов для последующего научного описания объектов. Благодаря таким подробным описаниям посетители имеют возможно корректно и объективно воспринимать представленные в музее объекты.

Образование

Образовательная функция музея основана на воздействии экспонатов на посетителей музея. Последнее выражается в большом объеме информации, который получает каждый человек, погружающийся в информационное пространство музея. В процессе реализации данной функции современного музея стимулируются и удовлетворяются культурно-познавательные потребности социума. Эта функция также проявляет себя в разнообразных формах экспозиционное и культурно-образовательной деятельности.

Социокультурные функции музея имеют большое значение, в значительной мере влияя на восприятие, образование и взаимоотношения людей в обществе. В современном обществе посещение музеев считают настоящим социальным, историческим и культурным долгом: люди трепетно относятся к культурно-исторической памяти, бережно храня ее и передавая из поколения в поколение. Этой роли музея способствуют дополнительные функции, которые он выполняет наряду со своими основными:

  • Коммуникативная (социальная) функция музея.
  • Функция символического воздействия на общество.
  • Функция организации полезного досуга.
  • Функция всеобщего сохранения национальной и культурно-исторической памяти.
  • Социально-культурная функция.
  • Функция взаимодействия на различные сферы жизни общества и индивида.
  • Функция профессиональной музейной деятельности.

Функции музея в современном обществе достаточно обширны, поскольку музей играет множество значимых в культурном, историческом, социальном и образовательном плане ролей.

Социально-культурная функция

Будь то функция краеведческого или функция школьного музея, в рамках социально-культурной роли это культурное учреждение становится своеобразным посредником между посетителями и представленными музейными экспонатами. В этом явлении проявляется специфика музея как коммуникационной системы, что способствует его определению как социально-культурного учреждения. Реализуя данную функцию, музей предстает в качестве информационно-коммуникативного центра, с помощью которого социум получает возможность удовлетворить свои потребности в сохранении и последующем использовании объектов окружающей действительности в качестве свидетельств объективной реальности.

Таким образом музей также выполняет функцию передачи социально-значимых знаний. Предметы культуры и истории тщательно исследуются и преподносятся в качестве первичных источников знаний с учетом имеющегося представления о назначении самого музея и его роли и функций в современном обществе.

Организация досуга

Данная развлекательная функция музеев (краеведческих, исторических - не суть важно) проявляется в современности, когда они стали реализовывать свои цели и задачи по знакомству посетителей с культурным и историческим наследием тех или иных регионов или других местностей. Выполнение музеем этой функции обуславливается потребностью социума в культурных видах развлечений и досуга, а также потребностью в эмоциональном и культурном развитии.

Функция сохранения социальной памяти

Ее иногда выделяют отдельно от функции документирования, поскольку некоторые характерные черты того или иного исторического периода нередко накладывает свою специфику на музейное дело, в результате чего музеи трансформируются вместе с переменами в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни социума. У различных народов, представителей разнообразных социальных групп и жителей разных стран это проявляется по-разному, что формирует собственные особые подходы к классификации и систематизаций представлений о мире, стремлении к красоте, гармонии и эстетике, что приводит к возникновению особой специфики репрезентации музейных экспонатов. С помощью данной функции музеи способны сохранить социальную память, фиксируя ее с помощью своих экспонатов.

Функция профессиональной музейной деятельности

Данный аспект проявляется в форме разделения труда. Общая специализация выполнения работниками музея своих функций требует достаточно высокого уровня подготовке в культурной, исторической и социальной сфере. На практике эта функция реализуется во всех областях музейной работы, которая включает в себя экспозиционный, педагогический, реставрационный, научно-исследовательский, фондовый, просветительский и прочие виды деятельности.

Функция символического воздействия

Данная функция обусловлена наличием внушительного пласта культурных символов различных уровней в разных народах. К примеру, на уровне государства можно назвать такие символы, как флаг, гимн, герб, в то время как на уровне города добавятся такие символы, как памятники, известные места, природные достопримечательности и многое другое. В культурно-бытовой уровень попадают национальная одежда, музыкальные инструменты и многое другое. В эту категорию также относятся различные образцы поведения и типичные установки, изучение прошлого и социальной памяти, которые могут быть продемонстрированы в виде музейных экспонатов или других свидетельствах, фиксирующих окружающую реальность.

Функция взаимодействия

Реализация на практике этой функции происходит посредством специальных учреждений и социальных институтов, которые активно взаимодействуют с музеями или другими институтами, такими как учреждения науки, культуры или образования. Система подобных связей весьма многогранна и разнообразна – в первую очередь это затрагивает школьные и дошкольные учреждения, а также системы высшего и среднего специального образования. К примеру, это могут быть групповые экскурсии, нацеленные на ознакомление учащихся с предметами культуры и истории.

Сущность определения музея обуславливается в основном потребностью общества в сохранении культурного, исторического, природного и общественного наследия с целью передачи его потомкам, а также репрезентации накопленного наследия современникам. Реализация музейных функций связана с комплектованием музейных коллекций, в организации которой принимает участие научный аппарат и профессиональный коллектив музея. Реализуя их, музей учитывает интересы и потребности разнообразных социальных групп, а также опирается на общественную поддержку при создании выставок и в процессе сохранения культурно-исторического наследия.

Комментарии
1
;)