Цели и задачи эстетического воспитания. Формирование эстетической культуры личности

Антропологи говорят о том, что потребность в красоте и гармонии изначально присуща человеку. Без этого компонента невозможно формирование целостной картины мира, а также творческой активности индивида. С древнейших времен мудрецы рекомендовали растить детей в атмосфере доброты и красоты. Для юношей приоритетными считались восприятие прекрасного и физическое развитие, для молодых людей - обучение и наслаждение различными видами искусства. Таким образом, важность формирования эстетической культуры личности осознавалась всегда.

Определение

Термин "эстетика" восходит к греческому aisteticos (воспринимаемый с помощью чувств). Основным предметом исследования этого философского учения стали различные формы прекрасного. Интеллигентный, духовно развитый человек умеет замечать красоту в природе, искусстве и повседневной жизни, стремится облагородить окружающую действительность.

Однако в современном обществе все заметнее становится тенденция к потребительству, обладанию материальными ценностями. Большое значение придается интеллектуальному воспитанию личности. Рационально-логический подход вытесняет чувственную, эмоциональную составляющую. Это приводит к обесцениванию нематериального культурного наследия, обеднению внутреннего мира человека и снижению его творческого потенциала.

В связи с этим эстетическое воспитание подрастающего поколения приобретает особое значение. Его целью является формирование культуры личности, включающей в себя:

  • Эстетическое восприятие. Способность замечать прекрасное в искусстве и жизни.
  • Эстетические чувства. Это эмоциональные переживания человека, в основе которых лежит оценочное отношение к явлениям природы, искусства и т.д.
  • Эстетические идеалы. Это представления индивида о совершенстве.
  • Эстетические потребности. Стремление к общению с прекрасным в его различных проявлениях.
  • Эстетические вкусы. Это умение различать прекрасное и безобразное, оценивать их в соответствии с имеющимися эстетическими знаниями и сформированными идеалами.

Структурные компоненты

В воспитательной работе обычно выделяют следующие составляющие:

  1. Эстетическое образование. Включает в себя знакомство с мировой и отечественной культурой, овладение искусствоведческими знаниями.
  2. Художественно-эстетическое воспитание. Оно предусматривает вовлечение детей в творческую деятельность, формирование у них вкусов и ценностных ориентаций.
  3. Эстетическое самовоспитание. В ходе него человек занимается самосовершенствованием, углубляет имеющиеся знания и практические умения.
  4. Воспитание эстетических потребностей ребенка, а также его творческих способностей. У человека должна присутствовать тяга к прекрасному, желание внести в мир что-то новое через самовыражение.

Задачи

Эстетическая культура ребенка формируется по двум направлениям: приобщение к общечеловеческим ценностям и включение в художественную деятельность. В соответствии с этим выделяется две группы задач, стоящих перед воспитателями.

Первые призваны формировать эстетические знания у подрастающего поколения, знакомить его с культурой прошлого. Детей учат видеть прекрасное в жизни, труде, природе, эмоционально реагировать на него. Формируются эстетические идеалы. Поощряется стремление к совершенству в поступках, мыслях, внешнем виде. Педагогу стоит помнить, что эстетические вкусы у всех людей разные. Одни дети восхищаются классическими музыкальными произведениями, других приводит в восторг тяжелый рок. Нужно учить ребят соотносить вкусы других людей и эпох со своими личными, относиться к ним с уважением.

Вторая группа задач предусматривает участие детей в практической художественной деятельности. Их учат рисовать, сочинять сказки, лепить из пластилина, танцевать, играть на инструментах, петь, декламировать стихи. Педагогами организуются театрализованные представления, концерты, литературные вечера, выставки и фестивали. В результате ребенок приобщается к активной творческой деятельности, учится создавать прекрасное своими руками.

От рождения до 3 лет

Задачи эстетического воспитания меняются в зависимости от возраста детей. Самых маленьких учат эмоционально реагировать на красоту вокруг себя, самовыражаться через свободное творчество. Младенец любит колыбельные песни и красивую музыку. Он радуется ярким погремушкам, нарядной кукле и задорным потешкам.

Педагоги дают следующие рекомендации:

  • Окружите ребенка красотой. Порядок и стилистическая выдержанность в детской, растения и картины, украшающие квартиру, опрятные и вежливые родители - все это быстро перенимается и очень трудно корректируется впоследствии.
  • Приобщайте малыша к высокому искусству. Для этого подходят произведения таких композиторов, как Моцарт, Бах, Шуберт, Гайдн. Народные и детские песни также приветствуются. С 6 месяцев младенцы пытаются танцевать под музыку. Можно включать им классические балеты. С двух лет ребенок способен двигаться в такт с мелодией: кружиться под вальс, прыгать под польку, шагать под марши.
  • С рождения рассказывайте народные потешки и красивые стихи классиков. Младенцы вслушиваются в их звучание, еще не понимая смысла. Ближе к году детей знакомят с простыми народными сказками. Рекомендуется их инсценировать с помощью игрушек. В 1,5 года можно отвести ребенка на представление кукольного театра.
  • Как можно раньше дайте малышу карандаш, краски, пластилин или тесто для лепки. Разрешите рисовать каракули, мять эластичные материалы. Тут важен процесс, а не результат.
  • Почаще гуляйте в красивых местах, выезжайте на природу.

Дошкольный возраст

Обычно дети 3-7 лет посещают детский сад. Программой любого дошкольного учреждение предусмотрены специальные занятия по художественно-эстетическому развитию малышей. Сюда относится знакомство с изобразительной деятельностью, литературными произведениями, музыкой, танцами. Ребятишки участвуют в театральных постановках, выступают на утренниках. К ним в гости приезжают артисты с кукольными и цирковыми представлениями. Все это формирует любовь к искусству.

Другим хорошим подспорьем для родителей могут стать группы эстетического развития, которые открываются при детских центрах и музыкальных школах. В них дошкольников знакомят с различными видами искусства: музыкой, рисованием, театром, пением, лепкой, ритмикой. Дополнительно проводятся уроки по математике и развитию речи, на которых используются игровые и творческие методы обучения.

Однако многое зависит и от семейного воспитания. Важно, чтобы родители знакомили дошкольников с лучшими образцами мультфильмов, сказок, стихотворений. А вот от бесконтрольного просмотра телевизора лучше отказаться. Современные мультфильмы часто содержат грубые и жаргонные слова, в них фигурируют страшные, непривлекательные герои. Все это отрицательно влияет на формирование художественного вкуса ребенка, не говоря о его психике.

В этом возрасте полезно рассматривать репродукции известных художников, на которых изображены животные и волшебные персонажи. Лучше всего приобрести набор открыток. Обсудите изображение, попробуйте почувствовать звуки, запахи, отгадать, что случится дальше. Почему персонажи радуются или грустят? Кто из членов семьи отыщет больше деталей на полотне?

С 4-5 лет можно отвести ребенка в музей. Дошкольникам больше нравятся скульптуры и декоративные предметы (вазы, канделябры, мебель). Картины воспринимаются труднее. Предложите малышу самостоятельно отыскать самое интересное. С 5 лет можно посещать детские концерты в филармонии, красочные балеты по сюжетам известных сказок. Дома поиграйте в оркестр, создав инструменты из подручных материалов.

Много пользы приносят семейные прогулки по городу, поездки на природу. Обращайте внимание на красоту зданий, вместе любуйтесь распустившимися цветами или закатом солнца. Дошкольникам необходимо общение с животными. Хорошо, если в семье есть питомец, за которым нужно ухаживать. Много радости доставят ребятишкам походы в контактный зоопарк или цирк.

Эстетическое воспитание в школе

Первоклассники уже имеют собственные представления о прекрасном. Они способны переживать глубокие эстетические чувства. Задача школы - организовать постепенно усложняющуюся систему занятий, на которых дети учатся воспринимать и анализировать произведения искусства, различать жанры и стили. Продолжается формирование художественного вкуса учащихся.

В содержание эстетического воспитания входят две специальные дисциплины:

  • Музыка. Она преподается ученикам 1-7-х классов. На уроках дети знакомятся с композиторами и музыкальными жанрами, активно развиваются навыки хорового пения, способность следить за мелодией.
  • Изобразительное искусство. Этот курс ведется с 1-го по 6-й класс и направлен на художественно-эстетическое воспитание школьников. Дети знакомятся с разнообразными творческими техниками и материалами, учатся выражать через рисунок свои чувства, отношения.

Не менее важны общеобразовательные дисциплины. Так, уроки литературы развивают эмоционально-чувственную сферу школьников, учат их сопереживать героям, замечать красоту словесных образов. География и биология призваны не только вооружить детей знаниями, но и воспитать любовь к природе. Точные науки показывают строгую красоту формул, теорем, позволяют испытать наслаждение от решения исследовательских задач. Однако основная работа по эстетическому воспитанию проводится во внеурочное время.

Младшие школьники

Работа с учащимися начальных классов должна вестись по трем направлениям:

  1. Знакомство с произведениями искусства, получение эстетической информации. С детьми необходимо рассматривать картины выдающихся художников, слушать классическую музыку, читать качественную литературу, доступную для понимания. Приобщиться к высокому искусству поможет посещение музеев, театров, филармоний, концертов.
  2. Приобретение навыков практической художественной деятельности. Ребенок должен не только знакомиться с готовыми шедеврами, но и пытаться самостоятельно создать что-то похожее. Для этого в школе ставятся спектакли, проводятся музыкальные, художественные и поэтические конкурсы, готовятся концерты к праздникам.
  3. Самовыражение через любимое творческое занятие. Родителям стоит подумать о выборе кружка, исходя из интересов ребенка. Неважно, будет это художественная школа, хор или танцевальная студия. Главное, чтобы наследник мог реализовать свой творческий потенциал.

Не у всех семей есть возможность посещать лучшие концерты и выставки, водить детей в кружки. Но даже в самой глухой деревне можно устраивать вечера выразительного чтения, рассматривать книги с изображением картин, скульптур, слушать музыкальные произведения, смотреть хорошие фильмы и обсуждать их. В сельском клубе должны работать кружки художественной самодеятельности. Регулярно проводятся в деревнях массовые праздники, знакомящие местных жителей с народной культурой.

Но главное условие успешности эстетического воспитания - увлеченный взрослый. При работе с детьми формальный подход недопустим. Учите ребятишек смотреть на шедевры глазами первооткрывателя, не бояться высказывать собственное мнение, иногда наивное. Подключайте игры. Превратитесь в великих композиторов и сочините мелодию к стихотворению. Поиграйте в галерею, развесив на стенах репродукции картин. Пусть ребенок возьмет на себя роль экскурсовода. Несерьезность и открытость - вот залог успеха.

Учащиеся средних классов

Перед учителями и родителями школьников 5-9-х классов стоят следующие задачи эстетического воспитания:

  • Организовать прямые контакты детей с различными произведениями искусства через их показ, исполнение или демонстрацию.
  • Выработать систему оценок по отношению к явлениям красоты.
  • Сообщить информацию о выразительных средствах, истории и теории мирового искусства.
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности, которая позволит каждому ребенку утвердиться в коллективе (кружки, литературно-музыкальные вечера, концерты самодеятельности, конкурсы).

Переходный возраст - сенситивное время для эстетического развития. Дети отличаются повышенной чувствительностью, стремлением к самостоятельности, самовыражению. Их привлекают яркие, сильные духом личности, способные победить обстоятельства.

При этом многие школьники еще не умеют отличать подлинное искусство от примитивных форм массовой культуры. Примером для подражания зачастую становятся решительные герои боевиков, совершающие безнравственные поступки. Крайне важно формировать в этом возрасте полноценные художественные вкусы детей, знакомить их с лучшими произведениями искусства, выбирая те, которые доступны для восприятия, близки к опыту школьников. Интерес обычно привлекают яркие исторические события, приключения и фантастика.

Знакомство с нематериальным культурным наследием (традиции, устное творчество, мифология, ремесла) позволяет соприкоснуться с вековыми представлениями, коллективным опытом народа. Не менее актуальны в этом возрасте беседы о культуре общения, внешнем виде человека, современной моде. Предлагайте подросткам вступить в диалог, выразить свое мнение во время дискуссий, ролевых игр, прощайте их "ершистость".

Учащиеся старших классов

В 10-11-х классах школьники способны тонко чувствовать красоту в искусстве, на равных разговаривать со взрослыми о смысле жизни, гармонии, счастье. Им свойственна любознательность. Многие в этом возрасте занимаются самовоспитанием.

В то же время дети неуравновешенны, склонны к критическим высказываниям. Мальчики часто ведут себя развязано, пренебрежительно относятся к внешнему облику, отстаивая свое право на независимость. Девочки, напротив, тщательно ухаживают за собой, пользуются косметикой, интересуются лирическими произведениями о любви.

Педагогам важно создать благоприятные условия для выявления способностей школьников и их развития. Занятия в музыкальных и художественных школах, кружках, выступления в сельском клубе нередко предопределяют выбор профессии. Классные часы можно использовать для бесед, экскурсий, диспутов, театральных постановок, музыкальных вечеров, дискотек, встреч с деятелями культуры.

Эстетическое воспитание не ограничивается приобщением к искусству. Школьники должны замечать красоту в обычной жизни, будь то природа, общественно полезный труд или бытовая обстановка. Активно формируется эстетика общения, включающая в себя культуру выражения чувств, уважительное отношение к собеседнику, выразительность речи.

Результаты эстетического воспитания

В идеале учителя и родители должны сформировать культурную личность, способную глубоко чувствовать красоту в искусстве и жизни. Такой человек отличается высокой духовностью и активной творческой позицией. Сделать вывод о том, что задачи эстетического воспитания выполнены, можно по следующим критериям:

  • У индивида сформированы художественные идеалы.
  • Он регулярно посещает музеи, выставки, концерты и местные достопримечательности.
  • Человек самостоятельно изучает информацию об искусстве, читает произведения классиков, ориентируется в жанрах и стилях.
  • Он способен назвать известных деятелей как минимум в 4 видах искусства, знает их работы. Может дать оценку увиденному произведению, высказать свое отношение к нему.

Решая задачи эстетического воспитания, следует уделить особое внимание формированию свободного мышления у ребенка, стремления создавать красоту вокруг себя. Тогда он сможет удачно вписаться в современное общество и принести ему пользу.

Комментарии