Методология в педагогике - это... Понятие, принципы и функции

Один из аспектов подготовки педагогических кадров — ознакомление их с основами методологии в педагогике. Это не только значительно расширяет их профессиональный кругозор, но и стимулирует научный подход к педагогической деятельности.

Что такое методология?

Становление термина «методология» имеет длительную историю. Современное определение «методология в педагогике — это учение об организации деятельности в учебных заведениях» подразумевает необходимость научного подхода к любому ее виду: игровой, учебной, профессиональной (в сфере материального производства и в сфере духовной).

Научный подход к деятельности подразумевает ряд определенных действий, направленных на такую организацию труда, которая позволяет достичь поставленных целей с наименьшими материальными, временными или моральными затратами.

С развитием материального и духовного производства, с появлением новых профессий разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методологии.

Структура методологической разработки

Исходя из того, что методология учит организовывать любой труд, следует рассмотреть, что входит в понятие «организация деятельности». То есть что конкретно представляет собой проектирование какой-либо работы, какие теоретические и практические задачи при этом следует решить.

В структуру методологической разработки входит:

  • описание особенностей условий, принципов, норм труда;
  • определение результатов, предмета, объекта, субъектов, форм и средств, методов, этапов достижения намеченных результатов;
  • определение поэтапных задач работы и разработка технологии их решения (необходимые средства, рациональные методы и приемы).

Правильный методологический подход к трудовой деятельности гарантирует логическую последовательность ее этапов и взаимосвязь всех участников (субъектов).

В то же время жестких требований к построению процесса буквально всех видов человеческой деятельности не существует ввиду их специфических особенностей. Например, методология игры будет существенно отличаться от методологии производства материальных предметов.

Сущность методологии в педагогической науке

Суть педагогики состоит в том, что она изучает процессы отражения действительности в сознании личности. Методология в педагогике - это техника передачи знаний о формах, методах, принципах изучения и накопления педагогической теории и практического опыта, о способах внедрения результатов теоретических изысканий в значимые практические преобразования в области воспитания, обучения и развития личности.

Тесная связь теории и практики — существенная черта методологии в педагогике. Описывая уже существующие принципы и подходы методологии педагогики, она дает специалистам новые рекомендации, разработки, программы и отслеживает, анализирует результаты их внедрения.

Принципы методологии

Основные правила деятельности — принципы — вырабатываются в результате анализа ошибок и достижений предыдущего опыта. Их учет является одним из основных принципов методологии в педагогике. Соблюдение следующих правил обеспечивает эффективность педагогического исследования и практики:

  • целостность подходов в изучении и формировании педагогической среды, учет ее особенностей, способности к развитию и саморазвитию;
  • учет уровня и особенностей развития и воспитания личности или коллектива, их индивидуальных особенностей;
  • формирование учебно-воспитательного процесса в зависимости от вида деятельности, в которой он протекает: в учебной или досуговой, спортивной или творческой;
  • комплексность подхода к решению педагогических задач, построение вариантов их развития;
  • точный, научно обоснованный подбор методов и приемов работы;
  • соблюдение нравственных и этических норм при осуществлении научно-педагогической практики.

С развитием науки и процессов в социокультурной среде принципы педагогического исследования и практики могут дополняться и видоизменяться.

Функции методологии

Отвечая на вопрос «что делает методология», можно назвать функции методологии педагогики:

  • познает, описывает и поясняет явления, происходящие в педагогической науке и практике — познавательная функция;
  • прогнозирует на основе анализа этих процессов их дальнейшее развитие — прогностическая функция;
  • предлагает новые цели, технологии педагогической деятельности — новаторская функция;
  • анализирует собственные достижения в исследованиях и практической работе, вырабатывает критерии их оценки — рефлексивная функция;
  • разрабатывает правила и принципы проведения научных исследований и практических действий в педагогике — нормативная функция;
  • способствует развитию научного и педагогического творчества — творческая функция.

Понятие методологии педагогики реализуется на обоих уровнях функций — научном и практическом.

Теоретические методы исследований

Получение информации о новых процессах и явлениях, их анализ — важный и довольно сложный этап в исследовательской работе. На начальных этапах исследования используются общенаучные методы:

  • анализ литературы, научных публикаций, учебников по интересующему вопросу, документации (в том числе и архивной);
  • сбор и обработка новых фактов, синтез, сравнение, шкалирование, ранжирование.

Таким образом, методология в педагогике - это еще и тщательное анализирование происходящих в изучаемом пространстве процессов, формирование представлений об их соответствии принципам науки, о новаторской ценности.

Практические (эмпирические) методы

Большая группа методов исследований применяется при изучении непосредственно объектов и субъектов воспитательной работы:

  • изучение и анализ продуктов их деятельности;
  • изучение документации детей и педагогов;
  • наблюдение за их деятельностью и характером взаимодействий;
  • опросы, интервью, анкетирование;
  • измерение и контроль наблюдаемых процессов с помощью тестирования, контрольных срезов, шкалирования;
  • эксперимент для подтверждения выводов по результатам исследования - проводится в естественных или искусственно созданных для его участников условиях;
  • проверка типичности, распространенности новых педагогических явлений в условиях другого педагогического учреждения (или в нескольких).

Математические методы оценки полученных данных показывают наличие тенденций к изменениям в педагогическом пространстве (например, сколько учащихся одобряют или не одобряют действия школьной администрации).

Научная культура педагога

Каждый педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решать множество нестандартных воспитательных задач, которые ставят перед ним дети, родители, коллеги, руководство учреждения. Это определяет важность владения научной культурой.

Научная культура включает в себя:

  • понимание важности знаний теории воспитания и обучения для практической деятельности педагога;
  • знание основных методологических категорий, истории научных исследований, тенденций и результатов современных подходов методологии педагогики;
  • использование в работе теоретических и практических методов исследования педагогического процесса, участником и организатором которого он является;
  • учет связей и единства социальной политики, образования и воспитания;
  • приоритетность для педагога его развивающих и воспитательных функций;
  • умение расширять поле воспитательного воздействия в случае необходимости на социум воспитанника;
  • критически оценивать с научной точки зрения собственные и сторонние педагогические действия.

Наличие и развитие методологической культуры педагога — важный показатель высокого уровня его профессионализма и готовности к новаторской практике.

Комментарии