Школьная тревожность: причины возникновения, способы преодоления

Психологам детских образовательных учреждений приходится сталкиваться со множеством проблем. Однако одной из самых распространенных из них является школьная тревожность. Это негативное состояние должно быть своевременно выявлено. Ведь оно оказывает отрицательное воздействие на многие сферы, касающиеся состояния ребенка. Это и его здоровье, и общение с учителями и сверстниками, и успеваемость на уроках, и поведение маленького человека как в стенах учебного заведения, так и за его пределами.

Что это за явление?

Слово «тревожный» впервые появилось в словарях, датированных 1771 г. На сегодняшний день исследователями выдвинуто множество версий, которые объясняют происхождение данного термина. Одна из них расшифровывает это понятие как трижды изданный противником сигнал угрозы.

Психологический словарь разъясняет термин «тревожность» как индивидуальную особенность психики человека, заключающуюся в его склонности проявлять беспокойство при возникновении самых разных жизненных ситуаций, в том числе и таких, которые даже и не предрасполагают к этому.

Но стоит иметь в виду, что тревога и тревожность являются разными терминами. Если первое понятие означает лишь эпизодическое проявление волнения и беспокойства ребенка, то второе представляет собой устойчивое состояние.

Тревожность не связывают с определенной ситуацией. Она проявляется практически всегда. Подобное состояние сопровождает человека при выполнении им любого вида деятельности.

Основные симптомы

Школьная тревожность является понятием довольно широким. Оно включает в себя различные аспекты эмоционального неблагополучия ученика, носящие устойчивый характер. Выражается школьная тревожность в повышенном беспокойстве, которое имеет место в учебных ситуациях, а также в классе. Ребенок находится в постоянном ожидании отрицательной оценки, которую ему дадут сверстники и педагоги, а также считает, что окружающие относятся к нему довольно плохо. Школьная тревожность выражается и в постоянном чувстве собственной неадекватности маленького человека, в его неуверенности в правильности принятых им решений и поведения. Такой ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность.

Но в целом тревожность в эти годы возникает из-за взаимодействия личности с жизненными вопросами. Это специфическое состояние, которое характерно для целого ряда ситуаций, возникающих в школьной образовательной среде.

Мобилизирующее и дезорганизующее влияние

Психологи отмечают, что возникновение чувства тревожности у школьников является неизбежностью. Ведь познание – это непременно открытие чего-то нового. А все неизведанное вызывает у человека беспокоящее чувство неопределенности. Если подобная тревога будет устранена, то трудности познания будут нивелированы. Это приведет к снижению успешности в усвоении новых знаний.

Именно поэтому стоит понимать, что учеба в школе станет оптимальной только в том случае, если ребенок будет систематически переживать и тревожиться по поводу происходящего в стенах учебного заведения. Однако подобное чувство должно находиться на определенном уровне. Если интенсивность переживания превысит так называемую критическую точку, которая является индивидуальной для каждого человека, то она начнет оказывать не мобилизирующее, а дезорганизующее влияние.

Факторы риска

Для школьной образовательной среды характерны следующие признаки:

  • физическое пространство, отличающееся своими эстетическими особенностями, предоставляющее возможности для перемещения ребенка;
  • человеческие отношения, которые выражены схемой «ученик – педагог – администрация и родители»;
  • обучающая программа.

Первый из этих трех признаков считается минимальным фактором риска, влияющим на формирование тревожности у учеников. Тот дизайн, в котором выполнено школьное помещение, является самым небольшим стрессовым элементом. Однако результаты исследований утверждают, что в некоторых случаях негативная реакция возникает именно из-за того или иного дизайна образовательного учреждения.

Тревожность у детей школьного возраста более всего появляется из-за образовательных программ. Они и выступают теми социально-психологическими факторами, которые оказывают максимальное влияние на развитие этого негативного чувства.

Формированию и дальнейшему закреплению уровня школьной тревожности способствуют:

  • учебные перегрузки;
  • неадекватные ожидания родителей;
  • неспособность ребенка освоить учебную программу;
  • неблагоприятные отношения с учителями;
  • постоянный повтор оценочно-экзаменационных ситуаций;
  • смена детского коллектива или неприятие ребенка сверстниками.

Рассмотрим эти факторы риска подробнее.

Учебные перегрузки

Многочисленными исследованиями доказан тот факт, что после шести недель занятий дети (прежде всего младшие школьники и подростки) не способны сохранить свою работоспособность на прежнем уровне. Именно поэтому у них и возникает некоторая тревожность. Для того чтобы восстановить то состояние, которое необходимо для продолжения учебной деятельности, потребуется дать детям хотя бы одну неделю каникул. Подобное правило игнорируется в трех учебных четвертях из четырех. И только сравнительно недавно дополнительные каникулы стали делать для первоклассников. Они могут отдохнуть в середине самой длинной третьей четверти.

Помимо этого, перегрузки возникают и из-за той загруженности ребенка школьными делами, которая сопровождает его на протяжении всей учебной недели. Самые оптимальные дни для нормальной работоспособности – вторник и среда. Эффективность учебы школьника резко идет на спад уже начиная с четверга. Для того чтобы полноценно отдохнуть и восстановить свои силы, ребенок нуждается как минимум в одном выходном в неделю. В этот день у него не должно возникать необходимости в выполнении домашних заданий и прочих школьных обязанностей. Психологи установили, что те ученики, которые получают на выходные домашние задания, имеют более высокий уровень тревожности по сравнению со своими сверстниками.

Свой негативный вклад в возникновение учебных перегрузок вносит длительность урока. Наблюдения исследователей убедительно доказывают тот факт, что ребенок в первые 30 минут занятий отвлекается значительно меньше, чем в последние 15 минут. В этот же период и происходит возрастание уровня школьной тревожности.

Сложность в усвоении школьной программы

Учащийся не может справиться с объемом предлагаемого педагогом материала по разным причинам. Самыми распространенными из них являются:

  • повышенная сложность программы, которая не соответствует уровню развития ребенка;
  • педагогическая некомпетентность учителя и недостаточно развитые психические функции учащихся;
  • наличие синдрома хронической неуспешности, который складывается, как правило, в младших классах.

Неадекватность ожиданий родителей

Большинство мам и пап уверены, что их ребенок будет отличником. В этом случае, если успеваемость школьника начинает хромать по тем или иным причинам, у него возникает внутриличностный конфликт. Причем чем более родители будут ориентироваться на получение их чадом самых высоких результатов, тем более выраженной станет тревожность ребенка. Однако мамам и папам стоит иметь в виду, что нередко оценка – это не более чем результат отношения педагога к своему воспитаннику. Порой случается так, что ученик, приложив усилия, добивается определенных результатов. Однако учитель, исходя из сложившегося стереотипа, продолжает оценивать его знания как и прежде, не ставя более высокий балл. Таким образом мотивация ребенка не находит своего подкрепления и постепенно исчезает.

Плохие отношения с учителем

При определении школьной тревожности данный фактор считается многослойным. Прежде всего, негативное эмоциональное состояние может вызывать тот стиль взаимодействия с детьми, которого в большинстве случаев придерживается учитель. Помимо оскорбления детей и физического насилия повышенная тревожность у школьников возникает при применении педагогом рассуждающе-методического стиля ведения урока. В этом случае как к сильным, так и к слабым ученикам предъявляются одинаково высокие требования. При этом учитель выражает нетерпимость к малейшим нарушениям дисциплины и склонен переводить обсуждение конкретных ошибок в русло оценки личности ребенка. В этих случаях ученики боятся выходить к доске, и их пугает сама возможность ошибки во время устного ответа.

Формирование школьной тревожности происходит и при завышенных требованиях педагога к ученикам. Ведь чаще всего они не соответствуют тем возрастным особенностям, которыми обладают дети. Исследователи отмечают, что некоторые учителя считают школьную тревожность положительной характеристикой ребенка. Педагоги полагают, что подобная эмоциональность свидетельствует об исполнительности ученика, его ответственности и заинтересованности в учебе. При этом они стараются искусственно нагнетать напряженность в классе, что на самом деле дает один лишь негативный эффект.

Порой диагностика уровня школьной тревожности выявляет ее в случаях избирательного отношения учителя к конкретному ребенку, что связывают с систематическим нарушением данным учеником требований поведения во время урока. Но стоит иметь в виду, что педагог, который постоянно обращает негативное внимание на ребенка, только фиксирует, усиливает и подкрепляет в нем нежелательные формы поведения.

Постоянные оценочно-экзаменационные проверки

Подобные дискомфортные для ребенка ситуации также оказывают свое негативное влияние на его эмоциональное состояние. Особенно высокий уровень тревожности отмечается у школьника при проверке его социального статуса. Подобная оценочная ситуация отличается эмоциональной напряженностью из-за соображений престижа, стремления к авторитету и уважению в среде сверстников, учителей и родителей. Помимо этого, ребенок всегда имеет желание получить высокую оценку своих знаний, которая бы оправдала усилия, затраченные на подготовку материала.

Для некоторых детей стрессовым фактором может стать любой ответ на вопрос учителя, в том числе и тот, который был сделан с места. Исследователи связывают это с повышенной застенчивостью такого школьника и отсутствием у него необходимых навыков коммуникации. А порой формированию школьной тревожности способствует конфликтность самооценки, когда ребенок стремится непременно стать лучшим и быть самым умным.

Но в большинстве случаев негативные эмоции возникают у детей при написании контрольных работ или во время сдачи экзаменов. Основной причиной тревожности в этом случае является неопределенность тех результатов, которые будут иметь место по окончании испытаний.

Смена детского коллектива

Этот фактор приводит к возникновению мощной стрессовой ситуации. Смена коллектива вызывает необходимость в установлении новых контактов с пока еще незнакомыми детьми. При этом конечный результат таких субъективных усилий заранее не может быть определен, так как в основном зависит от тех учащихся, из которых и состоит новый класс. Следовательно, формированию тревожности способствует перевод ребенка из одной школы в другую, а иногда перевод из класса в класс. Если отношения с новыми товарищами будут складываться благополучно, то это станет одним из важнейших ресурсов мотивации для посещения школы.

Тревожные дети

Как выявить беспокойных школьников? Сделать это не так и просто. Ведь агрессивные и гиперактивные дети всегда на виду, а эти стараются не показывать своих проблем окружающим людям. Тем не менее проведение диагностики школьной тревожности возможно с помощью наблюдений учителя. Детей с негативными эмоциями отличает излишнее беспокойство. Причем порой они боятся вовсе не грядущего события. Их страшит предчувствие чего-то нехорошего. Чаще всего они ожидают только худшего.

Тревожные дети чувствуют себя абсолютно беспомощными. Их пугают новые игры и не освоенные ранее виды деятельности. У тревожных детей отмечаются завышенные требования к самим себе. Это выражается в их самокритичности. А вот самооценка у них находится на низком уровне. Такие школьники считают, что они хуже других буквально во всем, что они самые неуклюжие, ненужные и некрасивые среди своих сверстников. Именно поэтому им так важно одобрение и поощрение взрослых.

У тревожных детей часто наблюдаются соматические проблемы в виде головокружений и болей в животе, спазмов в горле, затруднении поверхностного дыхания и проч. При проявлении негативных эмоций они часто жалуются на ком в горле, сухость во рту, учащенное сердцебиение и слабость в ногах.

Диагностика тревожности

Для опытного педагога не составит никакого труда уже в первые дни знакомства с детьми выявить среди них эмоционально неблагополучных. Однако однозначные выводы должны быть сделаны учителем только после того как он понаблюдает за тем ребенком, который вызвал у него опасение. Причем делать это нужно в разных ситуациях, в различные дни недели, а также во время перемен и обучения.

Для правильной диагностика школьной тревожности психологи М. Алворд и П. Бейкер советуют обратить внимание на такие признаки:

  • постоянное беспокойство;
  • невозможность или трудность концентрации внимания;
  • мышечное напряжение, которое наблюдается в области шеи и лица;
  • излишняя раздражительность;
  • нарушение сна.

Предположить, что ребенок тревожен, можно при наличии хотя бы одного из этих критериев. Главное, чтобы он постоянно проявлялся в поведении ученика.

Существуют и другие методики. Школьная тревожность, например, может быть определена с использованием опросника Т. Титаренко и Г. Лаврентьева. Результаты этого исследования позволят со стопроцентной точностью выявить эмоционально неблагополучных детей.

Для подростков (с 8 по 11 класс) существуют свои методики. Школьная тревожность в таком возрасте выявляется с использованием шкалы, разработанной О. Кондашем. Преимущество подобного способа заключено в выявлении основных причин проблемы.

Имеется также разработка шкалы школьной тревожности Прихожан А.М. Ее принцип совпадает с тем, который лежит в основе способа О. Кондаша. Достоинство этих двух шкал заключаются в том, что они способны выявить тревожность человека исходя из оценки различных ситуаций, взятых из обыденной жизни. Также эти методики позволяют выделить ту область действительности, которая вызывает негативные эмоции, и при этом практически не зависят от того, насколько школьники способны распознать свои чувства и переживания.

Опросник Филлипса

Вопросы детской тревожности волновали и британского психотерапевта Адама Филлипса. В середине 20 в. им был проведен не один десяток наблюдений за детьми разного возраста, обучающимися в классных коллективах. Результатом этих трудов стала разработка диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Британским психотерапевтом была вдвинута теория. Ее основные положения заключались в том, что для того чтобы из ребенка получилась всесторонне развитая личность, необходимо своевременно диагностировать, а после снижать уровень выявленной тревожности. Ведь то состояние психики, которое сопровождает человека в случае сильного волнения, способно нанести значительный урон самооценке и оказать негативное влияние на эмоциональную сферу человека.

Использование теста школьной тревожности особую актуальность приобретает для детей, находящихся в периоде младшего школьного возраста, а также учеников 5-8 классов. Дело в том, что такому ребенку необходимо понять и принять, прежде всего, себя. Только после этого он сможет адекватно социализироваться в кругу сверстников.

Определение уровня школьной тревожности по методике Филлипса основывается на использовании вопросника, который включает в себя 58 пунктов. На каждый из них ребенок должен дать однозначный ответ: «Да» или «Нет».

По результатам проведенной диагностики школьной тревожности Филлипса может быть сделан вывод о том, в какой степени негативные эмоции овладели ребенком, а также каков характер их проявления. По последнему из этих двух показателей тест позволяет выявить те чувства ученика, которые связаны с различными формами участия в классной и школьной жизни, а именно:

  • стресс социальной направленности, который представляет собой состояние, связанное с построением отношений со сверстниками;
  • отношение к собственному успеху;
  • страх выступления на уроке, которое должно продемонстрировать навыки и умения школьника;
  • постоянное ожидание негативной оценки окружающих;
  • неспособность защититься от стресса, проявляющаяся в нестандартных реакциях на раздражающие факторы;
  • нежелание и неумение строить свои отношения со взрослыми.

Как определяется уровень школьной тревожности по Филлипсу? Для этого проводится тестирование. Стоит помнить о том, что методика школьной тревожности Филлипса применяется для выявления проблемных детей младших и средних классов. То есть тех, которые находятся в возрасте от 6 до 13 лет. Проводят тестирование в устной или в письменной форме. Работу по определению школьной тревожности Филипс предлагает организовывать как с каждым ребенком индивидуально, так и в группах. Главное при этом - четкая формулировка условий и соблюдение правил прохождения тестирования.

Для выявления школьной тревожности по Филлипсу детям раздают бланки, в которых содержатся вопросы. Для проведения устной диагностики их заменяют листочками с проставленными номерами от 1 до 58.

Учителем при этом должны быть озвучены некоторые рекомендации. Так, он предлагает детям проставить напротив вопросов или их номеров ответы «Да» или «Нет». Также учитель предупреждает детей о том, что все написанное ими должно быть правдой. Ошибок или неточностей при проведении теста на школьную тревожность Филлипса быть не должно. Помимо этого детей важно предупредить и о том, что ответ должен быть дан без раздумывания. Писать понадобится то, что тут же придет в голову.

Исходя из полученных результатов могут быть сделаны однозначные выводы. Если они станут неутешительными, то ребенка понадобится показать квалифицированному специалисту.

Для проведения коррекции школьной тревожности могут быть использованы:

  1. Ролевые игры. Они помогут продемонстрировать детям то, что учитель является таким же человеком, как и все окружающие. Так что бояться его не стоит.
  2. Беседы. Педагогу понадобится убедить школьника в том, что если он пожелает добиться успеха, то заинтересованность в нем должна быть непременно.
  3. Ситуации успеха. Коррекция школьной тревожности в этом случае проводится при выдаче ребенку задания, с которым он обязательно справится. Эти достижения станут известны одноклассникам и близким, что позволит культивировать в школьнике уверенность в собственных силах.

Родителям при этом рекомендуется:

  • каждый день хвалить ребенка за его успехи, сообщая о них другим членам семьи;
  • отказаться от слов, которые могли бы унизить достоинство их чада;
  • не требовать от ребенка, чтобы тот извинился за свой поступок, пусть он лучше объясняет, почему сделал именно так;
  • никогда не угрожать невыполнимыми наказаниями;
  • уменьшить количество сделанных школьнику замечаний;
  • чаще обнимать ребенка, ведь ласковые прикосновения родителей позволят ему стать уверенней и начать доверять миру;
  • быть единодушными и последовательными в поощрениях и наказаниях ребенка;
  • избегать соревнований и любых работ, в которых учитывается скорость;
  • не сравнивать своего ребенка с окружающими;
  • демонстрировать школьнику образцы уверенности, что явится для него положительным примером;
  • доверять ребенку и быть честными с ним;
  • принимать своего сына или дочь такими, какие они есть.

При снижении уровня тревожности можно добиться максимально эффективного обучения. Проведенная коррекция позволит активизировать восприятие, внимание и память, а также интеллектуальные способности школьника. При этом стоит предпринимать все необходимые меры для того, чтобы уровень тревожности больше никогда не превышал норму. Ведь негативное эмоциональное состояние способствует возникновению у ребенка паники. Он начинает бояться неудачи, отстраняясь при этом от учебы. По этой причине он может даже начать пропускать школьные занятия.

Комментарии