Ситуативно-личностное общение - это... Суть понятия, виды и средства

В понимании взрослого человека общение – это выражение собственных мыслей с целью достижения какого-либо результата. С точки зрения общей концепции этого явления само явление коммуникации также считается действием. Об этом писал ученый А. Н. Леонтьев. Также он предложил свое объяснение относительно истоков этого явления.

Ситуативно-личностное общение – это…

Процесс развития человека многогранен и непрерывен. Каждый период играет важную роль в формировании целостной личности. С этой точки зрения особый интерес ученых вызывают первые полгода жизни. В это время общение строится исключительно на эмоциях. Круг лиц ограничен в основном матерью, реже отцом и другими членами семьи. Общение не имеет предмета и содержания.

Ситуативно-личностная форма общения в этом случае носит непосредственный характер, целью коммуникации является простая передача своего отношения к другому человеку. Обычно это отношение является абсолютно бескорыстным и ничем не обусловленным. Хотя, если следовать логическому порядку вещей, все могло быть иначе: первые месяцы со дня рождения малыша требуют от матери постоянного участия и бдительности. Отношение матери также отличается бескорыстностью. Она не требует от малыша какой-либо ответной реакции за ее заботу, любит его и радуется самому факту его присутствия. Считается, что именно в такой форме отношения любовь проявляется в чистом виде.

Другие формы общения

Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.

  • Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
  • Ведущие мотивы общения.
  • Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
  • Место, где происходит коммуникация.
  • Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.

Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой. На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее.

Виды общения по возрастам

Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение - это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.

На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности. Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен.

Ситуативно-деловое общение

Как уже упоминалось, ситуативно-личностное общение - это период, в течение которого закладывается база для развития других видов общения. К концу этого периода у малыша начинают развиваться хватательные способности. После того как данный этап будет освоен, сразу начинается иной этап – развитие ситуативно-делового общения.

Здесь уже появляются предметы общения, вокруг которых малыш пытается выстроить контакт с другими людьми. На практике это выражается тем, что малыш учится держать в руках игрушки, если кто-то ему симпатизирует, то протягивает ему свои игрушки или руку. Точно так же, если что-то привлекает его внимание, то он пытается потрогать или взять в руки.

Однако новые интересы и способности не отменяют потребность в эмоциональном контакте с окружающими, она остается на прежнем уровне. Что интересно, он не различает взрослых по тем или иным признакам: по полу, внешности, от того, как к нему относятся. Малышу важен сам факт присутствия взрослого человека рядом. Особенностью развития малыша в этот период является его стремление к налаживанию абсолютно бескорыстного контакта с взрослыми.

Вокализация

В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.

Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.

Формирование речи

Если ситуативно-личностное общение - это форма общения без слов, то ближе к двум годам у малыша есть все условия для того, чтобы начать произносить отдельные слова. Если есть пробелы в развитии речевых способностей, то этот процесс может затянуть еще на 1-2 года.

Сначала малыш произносит лепет – отдельные слоги. Обычно этот период длится до 1,5-2 лет. Он понимает, что, скомбинировав несколько звуков, которые ему хорошо знакомы, можно добиться очень многого: получить еду, позвать маму, обратить на себя внимание и т. д.

На этом этапе очень важно, чтобы взрослые принимали активное участие в общении. Если не общаться с ребенком, то активная речь будет сильно отставать. То есть малыш будет понимать слова и теоретически будет готов их произносить, но если взрослые на этом не настаивают, то ребенок может начать говорить только через 1-2 года.

Эксперимент М. И. Лисиной

Ситуативно-личностное общение - это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.

Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.

Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.

После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше.

Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.

Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.

И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.

Механизм дальнейшего развития

Выше упоминалось о том, что следующий этап развития – развитие хватательных способностей - берет начало с предыдущего. Здесь логично задаваться вопросом о том, как это происходит и как ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение связаны с активным действием, направленным на предмет? Психологи разных времен имели свои взгляды и объяснения.

Одна из теорий предполагает, что навык формируется вследствие случайных прикосновений к материальным предметам. Иными словами, игрушка или погремушка, повешенные на кроватке на расстоянии вытянутой руки малыша, случайным образом соприкасается с руками малыша. Через некоторое время он начинает понимать, что своими руками может приводить в движение предметы в любое время. Уже через некоторое время он будет сознательно притрагиваться к игрушкам и погремушкам. В этом процессе роль взрослого человека косвенная – создание условий. Сам процесс развития происходит естественным образом.

Другое объяснение

Согласно другой теории предполагается, что общение со взрослым позволяет развиваться сенсорной системе малыша. Взрослый для малыша является самым информативным объектом. Именно эта информативность порождает развитие перцептивной и сенсорной систем. Когда они достигают определенного уровня развития, то малыш переносит свои умения на предметы окружающей среды.

Теперь эти предметы становятся объектом исследования ребенка, он получает от процесса новые впечатления. Этим объясняется интерес к ярким и крупным предметам.

Третье объяснение

Третье объяснение указывает, что решающую роль имеет взрослый человек и его отношение к предметам. Обычно взрослый выделяет подходящие предметы и пытается привлечь к ним внимание малыша. Так возникает синхронизация предмета, формируется некая привлекательность вещей и пробуждается интерес малыша к ним.

Какой из вариантов является достоверным? Ответ на этот вопрос интересен не только с точки зрения науки, но и с точки зрения общественности. От правильно определенной версии зависит выбор стратегии поведения взрослых.

Заключение

В целях выявления подлинных механизмов развития коммуникативных навыков у детей до 7 лет работало много ученых. Примечательным является эксперимент, проведенный Е. О. Смирновым. Малышам давали несколько видов предметов, не наделенных особой привлекательностью для детей (маленькие размеры и размытые цвета). На кульминационной части в процесс включался взрослый: он рассматривал один тип предметов, показывал малышу какие-то детали и активно исследовал. Затем эти же предметы предоставлялись малышу через день, через неделю и через две. Результаты поразили ученых: дети стремились выбрать тот предмет, с которым больше взаимодействовал взрослый.

Однако специалисты считают, рано делать окончательные выводы, так как большое количество ученых занимается вопросами формирования тех или иных способностей человека и их зависимости от роли взрослого. Как только будут известны новые, достоверные подробности, возможно, теоретическая часть психологии будет значительно обогащена.

Комментарии