Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности. Характеристика детского коллектива
Каждый родитель понимает, как важно ребенку развиваться. Чтобы свободно существовать в социуме, детям важно научится чувствовать себя хорошо в окружении других детей с юного возраста. Поэтому родители стараются подобрать для своего ребенка те творческие коллективы, которые ему подойдут.
Что такое детский коллектив?
Для начала, необходимо разобраться с понятием. Детский коллектив - это собрание детей, в котором они объединяются для полезной деятельности. Например, спорт, творческая деятельность, музыкальная деятельность и т.д.
Главный признак коллектива - единая цель, вокруг которой организованы совместные занятия. Каждый коллектив обязательно должен иметь руководителя. В детском коллективе - это руководитель-педагог.
Первый коллектив
С какого возраста начинается социализация детей? Воспитание ребенка в коллективе обычно начинается с детского сада. Ребенок попадает в новую для него сферу. Ведь дома зачастую, ребенок самый любимый, обожаемый, и на любое его слово обязательно откликнется кто-нибудь из взрослых со словами: "Что ты хочешь, зайка?" или "Малыш, тебе помочь?". Дома также ребенок привыкает, что ему говорят: "Ты самый красивый", "Самый лучший" и т.д. Но, попадая в детский коллектив этого больше не происходит. Его мировоззрение резко меняется, ведь он оказывается не самый главный и любимый. Его периодически сравнивают с другими, например: "Почему Ванечка может сам одеваться, а ты нет?", да и дети бывают жестоки друг к другу. Достаточно того, что в младшей группе, одна девочка скажет другой, что та некрасивая и одежда у нее ужасна, это отразиться на психологическом состоянии ребенка, вплоть до тяжелых последствий, если вовремя с этим не начать работать. Поэтому, очень важен психологический климат в коллективе. Для этого, в учебных заведениях используют несколько воспитательных приемов, которые позволяют контролировать ситуацию.
Руководитель детского коллектива
Как обычно любят говорить: "Рыба тухнет с головы", так и здесь, самым важным является руководить группы. Если человек не подходит на эту должность, или не выкладывается полностью, или не отдает отчет каждому своему действию, то его коллектив будет вести себя также, т. е. не выказывать инициативы и заинтересованности в общих занятиях. Если не помочь детям сплотиться, не призывать к дружбе, они так и будут ходить сами по себе и все больше замыкаться в своем внутреннем мире. Поэтому, именно руководитель должен найти подход к каждому ребенку, выделить лидера или лидеров, и научится компоновать малышей, чтобы они были заинтересованы друг в друге.
Создание детских коллективов
Если в коллективе очень много человек, то умный руководить всегда старается сначала разбить его на маленькие группки и только потом объединять всех вместе. Ведь, любому человеку нужно время, чтобы сблизиться с новыми людьми, влиться в коллектив. В маленькой группе это сделать проще. Столы на небольшое количество человек, разделение на команды, объединение в микрогруппы для заданий позволяют ребенку познакомится сначала с несколькими новыми детьми и подружится с ними. Потом, как правило детей перемешивают, или дают общее задание уже для всех, чтобы ребята смогли поближе познакомится друг с другом. Поэтому, в детских садах существует программа адаптации, когда детей в первый раз начинают приглашать малыми группах, а не сразу все тридцать человек собираются в одной комнате.
Подбор подходящего коллектива
Во всех учебных заведениях для детей, можно записать ребенка на дополнительные занятия в спортивные или творческие коллективы. Это помогает ребенку дополнительно развиваться, а также реализовывать себя в чем-то новом. На таких занятиях обычно собирают детей из разных классов или групп, что дает детям, с одной стороны возможность познакомится с новыми людьми, с другой -дополнительный стресс. Ведь ты учишься или создаешь что-то свое, творческое или проявляешь свои физические силы, что может не всегда получаться. Страх опозориться перед незнакомыми людьми иногда бывает так силен, что ребенок готов закрыться или вовсе отказаться от этого занятия. Поэтому здесь важно смотреть на отношения в детском коллективе. Важно, чтобы все дети понимали, что здесь они все просто ученики и их главная задача дойти до результата вместе! Тогда каждый станет ценить своего коллегу и помогать отстающим.
Работа с родителями
Еще одним важным фактором в создании хорошего детского коллектива является работа с родителями. Ведь каждый родитель должен понимать, насколько важно его ребенку быстро адаптироваться в новом коллективе, и стараться максимально ему помочь в этом. В первую очередь, родители должны провести тщательную подготовку ребенка перед первым походом в учебное заведение и объяснить ему, что нет ничего плохого или страшного в этом. Научить ребенка самодисциплине, и стараться даже дома не позволять ему вести себя так, как это было бы неприемлемо в детском саду. Ведь, если малыш сделает что-то не так, ему обязательно сделают замечание, а значит уже выделят его среди других с плохой стороны. Затем, каждый руководитель коллектива должен предоставить родителям характеристику детского коллектива и указать на те проблемы, с которыми может столкнуться именно их ребенок. Ведь только в совместной работе взрослых, которые влияют на развитие ребенка можно достичь хороших результатов в воспитании. Например, если в садике говорят, что к носу ковыряться плохо, а мама говорит, что это хорошо, то у ребенка появляется внутренний диссонанс и он выбирает чью-то сторону. А это значит, что в последствии, ребенок не будет больше верить или доверять другой стороне.
Игры для сближения
Лучший способ для ребенка любого возраста - это вливаться в коллектив в игровой форме. Это помогает ему проявить свои лучшие качества, стремится к улучшению результата, искать себе союзников и конечно же, не заскучать. Самый простой способ это игры на на сплочение коллектива, например спорт. Все мы помним, эти постоянные соревнования между классами, а потом между школами, в которых всегда было так интересно участвовать. Ребенку предоставляется возможность проявить себя, но один он все равно не сможет победить. Поэтому, дети стараются сработаться со своими коллегами, чтобы достичь хорошего командного результата. Здесь работает еще один инструмент - общие интересы. Ведь, когда у людей есть общие интересы, они начинают жадно обсуждать их, делиться своим мнением и конечно, проникаться друг к другу дружескими чувствами.
Но, если ребенок не проявляет интереса к спорту или просто не способен физически участвовать в соревнованиях, приходит на помощь огромное разнообразие других коллективных игр. Например, музыка, театральные кружки, живые уголки и прочее. Где дети также объединены общей идеей и перед ними стоит определенная цель, в одиночку к которой они не смогут прийти к результату. Например, один вокалист не сможет спеть за весь хор, или один мальчик отыграть весь спектакль "Теремок", один ребенок не успеет убрать все клетки хомяков и полить цветы и так далее.
Для чего нужны коллективные игры?
Игры на сплочения коллектива нужны для того, чтобы ребенок научится взаимодействовать с другими людьми в социуме. А также, для поддержания командного духа, желания быстро и хорошо взаимодействовать. Ведь дети зачастую учатся именно друг у друга. Так, если один ребенок научится забрасывать мяч в корзину, в коллективе обязательно найдется тот, кто тоже захочет этому научиться. Когда они уже будет делать это вместе, обязательно найдется тот, кто захочет присоединиться. Так, благодаря одному, соберется целая команда. Хотя, первоначально, умел только один. Но, чтобы команда поистине сплотилась, им потребуется команда соперника. Ведь против общего врага легче объединиться, и дети будут работать как одно целое, против главного противника, превратившись в единый организм.
Проблемы в детском коллективе
Не всегда все бывает идеально в детском коллективе, конфликты могут возникать сами собой. Чем старше становятся дети, тем больше они создают критериев для деления. Если в детском саду, они могут поделиться только по половому признаку или кто с кем рядом сидит. То в школе уже важны даже минимальные детали, например, насколько крутая у ребенка одежда или мобильный телефон. Дети также делятся по успеваемости и посещаемости, что влияет на взаимодействие в коллективе и нередко приводит к конфликтам. Для того, чтобы педагог смог правильно собрать дружный коллектив, ему нужно определить, какое место в нем занимает каждый ребенок и как лучше с ним работать.
Лидер
Самый активный и несколько агрессивный ребенок. Он манипулирует другими, чтобы окружающий мир соответствовал его желаниям. Кроме того, лидер является посредником между детской группой и взрослыми. Но, он часто полагается исключительно на свое мнение. За это, лидера могут не любить, но, ему подчиняются из-за страха быть изгоем. У самого лидера приходит осознание своей роли и появляется ответственность за других детей.
Массовка
Большая часть детей относится именно к этой категории. Дети не проявляют большую инициативу, не движут командой. Но, есть в этом и плюсы. Ребенок чувствует себя равным с такими как он, и может с легкостью иногда отклонятся в хорошую или плохую сторону, не вредя своей репутации.
Белая ворона
Такие дети крайне избирательны в выборе друзей, так как имеют свое представление о структуре мира. Другие дети, обычно, настороженно относятся к таким ребятам, так как не могут их понять, а следственно, не понимают как с ними дружить и чего от них ждать. Чаще всего, такие индивидуумы находят друзей в кружках по интересам, где полностью могут себя проявить.
Изгой
Родители боятся этого слова, но на самом деле, чаще всего это выбор самого ребенка. Поэтому, как правило, к этому типу относятся плаксивые дети или жадины, а также застенчивые и агрессивные. Почему?
Плаксивые дети - это чаще всего те, кто считают, что им все можно и все должны, но никто ничего не дает. Поэтому, они используют одно из главных детских оружий - слезы. Но, вместо того, чтобы это принесло желаемый результат, как в общении с мамой, в коллективе такого ребенка просто высмеивают. Ребенок понимает, что здесь никому не нужны его желания и просто удаляется из коллектива. Или дети больше не выдерживают постоянных слез и упаднического настроения и отстраняются от такого ребенка.
С жадинами все просто. Детский коллектив - это общие игры и игрушки, а они не хотят делится игрушками и конфетами. Поэтому другие дети просто проводят аналогию, что конфета ему дороже человека, и отдаляются. Чаще всего это происходит из-за перенасыщения игрушками дома. Ребенок привык к тому, что все принадлежит ему. В этом случае важно объяснить ребенку, что не всего можно достичь материальными вещами, и коллективная работа приносит намного больше результата, чем работа в одиночку. Так, например, гораздо удобнее собирать яблоки, когда один трясет дерево, другой собирает внизу, а третий сменяет тару для новых фруктов. Таким образом, можно собрать много яблок за короткий промежуток времени. Но, если ребенок будет делать все один, то ему придется многократно залезать и слезать с дерева, бегать за тарой и в итоге, он быстро устанет и мало соберет.
Застенчивые дети также не вызывают доверия, так как другие не понимают, что делать с таким ребенком, который мало разговаривает, отказывается от активных игр и не делится своими впечатлениями от общего дела. Застенчивость - это черта характера, которая прививается постоянными ограничениями со стороны взрослых. "Не топай", "Не беги", "Не вертись" - все это, рождает в ребенке неуверенность в себе, так как он думает, что все делает не правильно и боится решиться на действие без указки взрослого. Такого малыша нужно вовлекать в простые ролевые игры, где он сможет раскрыть свой потенциал и проявить свои желания.
Также чрезмерная агрессия отталкивает других детей, не готовых вступать в постоянные конфликты с драчуном. Ребенок просто уверен, что он не может добиться чего-то от остальных детей другими методами. Стоит показать ему, как просто общаться вежливыми словами, и что дружба приносит очень много положительных плодов.
Самые частные изгои - ябеды. С раннего детства ребенку четко объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо и как важно соблюдать правила дисциплины. Четко руководствуясь программой, заложенной ему в детстве, ребенок жаждет справедливости, и тут же пытается исправить все неправильное, донося об этом взрослым. Но, для каждого поступка у ребенка свои веские причины, и стоит сначала поговорить с ним, узнать, почему он так поступил и только после, выносить вердикт.
В детском коллективе нужно заботится как о благополучии каждого ребенка отдельно, так и о общем психологическом климате детского коллектива, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, ведь они наше будущее.